65 Глава. Метод Бога воспитания святых в царстве священников.
В главах с 20 по 27 Книги «Левит» Бог говорит со Своими о послушании и непослушании, о поощрении и наказании. Нет даже намёка на какое-либо прощение в самом процессе (о том, что будет потом – обещание «вспомнить»), а наказание - святое дело, о нём не забудешь, это ж воспитательной процесс. Как вырастить священника святого без страха Божия? Бог кого любит, того и наказывает, а кого не наказывает тех не то, что не любит, а люто не замечает, ибо они не Его. При этом, у Бога один суд и для своих, и для всех остальных. «Да будет у вас один суд» - говорит Он. Восхищает подход?! — А то!!!
Слышать, знать, понимать и исполнять надлежащим образом воспитанникам по мнению Воспитателя нужно непременно всё и всегда, а не что-то главное или основное время от времени. Мелочей нет. Никаких расслабух. Будь свят, ибо Я Свят. В этом Сущность Сущего.
Производственный метод Бога выращивания святых можно рассматривать как технологию? Бог - Учитель, Наставник. Он же - Начало и Конец пути, и Он же Путеводитель. Шаг вправо, шаг в лево - попытка к бегству. Наказания неизбежны и в этой жизни, и в будущей. И в таких условиях все воспитанники получаются разными. Ну не чудо ли?! Нет технологии. Только ручная работа с неодинаковым материалом земли.
Как Бог воспитывал из евреев святой народ в царстве священников? - Методом предупреждения, пряника и кнута. Вот, что и как было сказано и Синодальном переводе на русский:
«Не делайте себе кумиров и изваяний, и столбов не ставьте у себя, и камней с изображениями не кладите в земле вашей, чтобы кланяться пред ними, ибо Я Господь Бог ваш.
Субботы Мои соблюдайте и святилище Мое чтите: Я Господь. Если вы будете поступать по уставам Моим и заповеди Мои будете хранить и исполнять их, то Я дам вам дожди в свое время, и земля даст произрастения свои, и дерева полевые дадут плод свой; и молотьба хлеба будет достигать у вас собирания винограда, собирание винограда будет достигать посева, и будете есть хлеб свой досыта, и будете жить на земле вашей безопасно; пошлю мир на землю вашу, ляжете, и никто вас не обеспокоит, сгоню лютых зверей с земли вашей, и меч не пройдет по земле вашей; и будете прогонять врагов ваших, и падут они пред вами от меча; пятеро из вас прогонят сто, и сто из вас прогонят тьму, и падут враги ваши пред вами от меча; призрю на вас и благословлю вас, и плодородными сделаю вас, и размножу вас, и буду тверд в завете Моем с вами; и будете есть старое прошлогоднее, и выбросите старое ради нового; и поставлю жилище Мое среди вас, и душа Моя не возгнушается вами; и буду ходить среди вас и буду вашим Богом, а вы будете Моим народом. Я Господь Бог ваш, Который вывел вас из земли Египетской, чтоб вы не были там рабами, и сокрушил узы ярма вашего, и повел вас с поднятою головою.
Если же не послушаете Меня и не будете исполнять всех заповедей сих, и если презрите Мои постановления, и если душа ваша возгнушается Моими законами, так что вы не будете исполнять всех заповедей Моих, нарушив завет Мой, – то и Я поступлю с вами так:
1.Пошлю на вас ужас, чахлость и горячку, от которых истомятся глаза и измучится душа, и будете сеять семена ваши напрасно, и враги ваши съедят их; обращу лице Мое на вас, и падете пред врагами вашими, и будут господствовать над вами неприятели ваши, и побежите, когда никто не гонится за вами.
2.Если и при всем том не послушаете Меня, то Я всемеро увеличу наказание за грехи ваши, и сломлю гордое упорство ваше, и небо ваше сделаю, как железо, и землю вашу, как медь; и напрасно будет истощаться сила ваша, и земля ваша не даст произрастений своих, и дерева земли вашей не дадут плодов своих.
3.Если же после сего пойдете против Меня и не захотите слушать Меня, то Я прибавлю вам ударов всемеро за грехи ваши: пошлю на вас зверей полевых, которые лишат вас детей, истребят скот ваш и вас уменьшат, так что опустеют дороги ваши.
4.Если и после сего не исправитесь и пойдете против Меня, то и Я в ярости пойду против вас и поражу вас всемеро за грехи ваши, и наведу на вас мстительный меч в отмщение за завет; если же вы укроетесь в города ваши, то пошлю на вас язву, и преданы будете в руки врага; хлеб, подкрепляющий человека, истреблю у вас; десять женщин будут печь хлеб ваш в одной печи и будут отдавать хлеб ваш весом; вы будете есть и не будете сыты.
5.Если же и после сего не послушаете Меня и пойдете против Меня, то и Я в ярости пойду против вас и накажу вас всемеро за грехи ваши, и будете есть плоть сынов ваших, и плоть дочерей ваших будете есть; разорю высоты ваши и разрушу столбы ваши, и повергну трупы ваши на обломки идолов ваших, и возгнушается душа Моя вами; города ваши сделаю пустынею, и опустошу святилища ваши, и не буду обонять приятного благоухания жертв ваших; опустошу землю вашу, так что изумятся о ней враги ваши, поселившиеся на ней; а вас рассею между народами и обнажу вслед вас меч, и будет земля ваша пуста и города ваши разрушены. Тогда удовлетворит себя земля за субботы свои во все дни запустения своего; когда вы будете в земле врагов ваших, тогда будет покоиться земля и удовлетворит себя за субботы свои; во все дни запустения своего будет она покоиться, сколько ни покоилась в субботы ваши, когда вы жили на ней. Оставшимся из вас пошлю в сердца робость в земле врагов их, и шум колеблющегося листа погонит их, и побегут, как от меча, и падут, когда никто не преследует, и споткнутся друг на друга, как от меча, между тем как никто не преследует, и не будет у вас силы противостоять врагам вашим; и погибнете между народами, и пожрет вас земля врагов ваших; а оставшиеся из вас исчахнут за свои беззакония в землях врагов ваших и за беззакония отцов своих исчахнут; тогда признаются они в беззаконии своем и в беззаконии отцов своих, как они совершали преступления против Меня и шли против Меня, за что и Я в ярости шел против них и ввел их в землю врагов их; тогда покорится необрезанное сердце их, и тогда потерпят они за беззакония свои.
И Я вспомню завет Мой с Иаковом и завет Мой с Исааком, и завет Мой с Авраамом вспомню, и землю вспомню; тогда как земля оставлена будет ими и будет удовлетворять себя за субботы свои, опустев от них, и они будут терпеть за свое беззаконие, за то, что презирали законы Мои и душа их гнушалась постановлениями Моими, и тогда как они будут в земле врагов их, – Я не презрю их и не возгнушаюсь ими до того, чтоб истребить их, чтоб разрушить завет Мой с ними, ибо Я Господь, Бог их; вспомню для них завет с предками, которых вывел Я из земли Египетской пред глазами народов, чтоб быть их Богом. Я Господь. Вот постановления и определения и законы, которые постановил Господь между Собою и между сынами Израилевыми на горе Синае, чрез Моисея». (Лев.26:1-46)
На самом деле, врагу такого будущего не всякий добрый человек пожелает. И в конце своей напутственной речи, как фактически за Отцом повторил и Сын: "се, оставляется вам дом ваш пуст" и мерзость запустения окрест. Жутко?! — Ещё как! Но, тем не менее, программа и алгоритм воспитания таковы и их не изменить. Эта прошивка от Самого Творца и её некому перешить. И это, как говорится, «кроме того»… А до того, за каждое нарушение положена или смерть побиванием камнями, или сожжением дотла, иной раз наказания чуть полегче из разряда «око за око», «рабыню за рабыню». И самое главное, что никакого выбора сынам и дщерям Израиля их и наш Бог не оставил. Постановил, как отрезал. Предложения о том, что, мол, если кому не по зубам такой подвиг, тот может добровольно перейти в другой народ, не было. Все, выведенные из Египта и дожившие до этого дня, оказались под властью этих норм Божественного права.
Бог нагнал страху столько, что сатане уже ловить было нечего. Чем он после этих слов мог удивить евреев? Чем напугать? Не знаю, может у меня с фантазией беда, но я страшнее ничего придумать не могу и не берусь соревноваться с Господом ни в каком виде деятельности. А вот разобраться в том, что из Божественного метода применимо в деле воспитания себя, своих детей и сотрудников подчинённого коллектива, конечно, очень хочется. Ну, а если нельзя, но очень хочется, то - можно…Господь, простит. А по сему начну, помолясь…
Перечень необходимого для жизни еврейского народа по мнению их и моего Бога (национальность и вероисповедание у нас разные, а Бог - один) указал Сам Господь. И оказалось вот, что нужно:
- Блюсти верность своему Богу. Ты и Бог - одно. Дышать одним Духом одним ВозДухом.
- Небо, земля, вода и климат, как результат их взаимодействия (чтоб всё в своё время случалось в гармонии количества с потребным качеством) - благоприятное место проживания.
- Пить вдоволь.
- Есть досыта.
- Безопасность в смысле отсутствия внутреннего беспокойства и внешних угроз.
- Мир в отношениях внутри народа.
- Победы в войнах с внешними врагами.
Всё вышеперечисленное Бог обещает своим людям, как необходимое и достаточное для жизни, и в качестве самой большой награды обещает Сам поставить Своё жилище рядом с ними, и ходить среди них, и жить с ними вместе душа в душу по-соседски.
Разве что-то ещё!?
Не менее удивительно для меня, что всем людям Бог завещал плодиться и размножаться, овладевать землёй и распространяться по ней самим. Это их дело. А вот для Своего избранного народа Бог Свой посыл изменил. Господь говорит, что Он Сам их и плодородными сделает, и размножит, и землю даст, и врагов прогонит, и обезопасит и защитит и таки далее. Евреям нужно только слово Его услышать, понять, принять и исполнить. Хотеть того же, чего хочет их Бог, и удовлетворять свои хотелки так, как Ему угодно. То есть Бог не надеется на их ум, честь и совесть. Евреям не надо думать, надо действовать (соблюдать, чтить, поступать, хранить и исполнять). Мыслить, рассуждать, принимать решения - не надо. С ними Тот, Кто всё за них решил.
Вот при таких обстоятельствах в чем заслуга старого еврея перед своим Богом?! Шутка. Хохма.
Вывод: Чтобы стать еврейским священником ничего не нужно уметь, ничего не нужно знать, кроме воли Бога в отношении каждого субъекта, объекта и явления. Это не трудно, если Бог твой добрый сосед и старый друг и хочет того же, что и ты. И невозможно во всех иных случаях.
Православному священнику сложнее. Наверное. Христос немного усложнил задачу, говоря своим ученикам, что «где двое или трое собраны во имя Моё, там и Я среди них». Во-первых, нужен тот, кто соберёт, ибо сказано собраны, а не собрались. Во-вторых, сказано это было тем ученикам, которые были в тот момент с Ним. Значит жить с Богом запросто по-соседски не получается по своему велению по своему хотению. Нужно веление Божие, нужно чтобы Бог тебя выбрал своим соседом. Это сложно, если вообще возможно. Но сейчас, не об этом.
Бог в деле воспитания из сынов Израиля святых священников как всегда един во многих лицах: духовный вождь народа (его Бог), светский вождь народа (его Царь), Отец, Учитель, Наставник… Все эти статусы объединяет в себе слово - Воспитатель.
Не хлебом единым живёт человек, но всем, исходящим от Всевышнего. В мире нет ничего, кроме того, что сотворено Им. Питать необходимо дух, душу, и кровь с плотью совместно, как живущих в одном теле. Питать нужно словом, видом, звуками, красотой, гармонией, хлебом, травами, фруктами, овощами, орехами, мёдом, мясом, водой, вином, воздухом, запахами, чувствами и чем-то ещё чего душа просит, а советь не запрещает. Из уст Бога исходили не только слова, но и звуки пения и звуки музыки… всё исходило из уст Бога, как написано в Книге… так ли это ныне? Или те времена канули в Лету? Не знаю.
Питать своевременно всем комплексно в гармонии – в этом суть воспитания. Обучение - часть воспитания. Передача знаний и умений - часть обучения.
Метод воспитания заключается в познании, в последующем очищении (познать нечто новое и не испачкаться сложно до невозможности), и затем в обновлении встраиванием очищенного нового в привычное старое. Во время всего процесса важно испытывать наслаждение блаженством благоприятной жизни. Это индикатор и критерий правильной направленности процесса.
Сначала роскошный приём в Египетское рабство с постепенным четырёхсотлетним ухудшением условий жизни. Зачем? Бог дал им заповеди, законы, постановления и указы. Дал подробно и тщательно. Возможно нужно было, чтобы они были восприняты раболепно, то есть без возражений, на что евреи были всегда горазды. Затем Господь разъяснил им за какие нарушения какие будут наказания. И, наконец, дал обещания и рассказал каких ждать наград. Далее через пророков передавал свои указания или своё отношение к происходящим событиям и поступкам народа. Поощрял, наказывал. Не обманывал. Швырял их то в рабство, то на свободу. То победы дарил, то беды навлекал. То их грабили, то они грабили. То радость посылал, то горе причинял. То веселился вместе с ними, то плакал. Физическое насилие сочеталось с моральными унижениями и нравственными страданиями. Это аналог комплексной закалки народа. Чтобы быть для всех остальных народов священниками нужно в семью семь раз хлебануть и горя, и счастья больше остальных, чтобы слова утешения и наставления были выстраданы своим сердцем, а не просто прочитаны в книге или услышаны на лекции. Бог живёт в нашем сердце и вместе с нами переживает все наши страдания и радости, веселие и плач, наши страхи и вдохновения… Старайся жить так, чтобы поменьше мучить Бога, и побольше радовать.
Так Бог воспитывал Свой народ. Применимо ли это к воспитанию временного творческого коллектива или одного человека?
Христос учил взрослых учеников. Учил примерами (делами), притчами и разъяснениями. У них была самостоятельная производственная практика без участия Наставника, когда Он их парами посылал на проповедь, облегчённую способностями по исцелению людей.
Учение Иисуса четко определено благодаря соответствию слов и действий – например, предложение прощения сопровождается Его совместными трапезами с грешниками и мытарями. Учение во время совместной трапезы, совместного плавания по морю, нахождения в одной лодке, походов по селениям - это учение методом совместного проживания без разделения, то есть полные сутки во все дни недели. И все субботы - вместе.
Ученичество у Христа выражается в послушании, основанном на праведности и любви даже к врагам до самой смерти.
Научитесь от Меня - говорит Христос? То есть сами научитесь!? Значит нужно попытаться научиться выучить себя самому.
Учитель должен быть для ученика, как Бог для верующего. Иначе обучение лишено истинного смысла для обоих. Оно превращается в театр, в притворство и лицемерие.
Если учителем надлежит называть только Христа, то всех остальных как называть? Синонимы такие как Знаток, Педагог, Преподаватель, Профессор, Мастер, Маэстро, на мой взгляд, не вполне могут заменить слово - Учитель.
Думаю, надо различать. Есть Учитель с большой буквы без прибавления названия науки или дисциплины (например - учитель физики) это Учитель Истины, и это, конечно, только Христос и только Он, ибо никто кроме. Только Он открывает часть Истины тому, кому Сам хочет открыть, тогда, когда хочет и столько, сколько желает. А вот учителем математики, или физики, или учителем богословия нет запрета называться и этим важным делом заниматься.
Учитель в Библейском понимании этого слова это - посланный Богом человек для исполнения Его воли о привитии духа, ума, души и сердца ученика к Творцу, как к Истине о творении мира и его существовании. Учитель - только Христос. Посланные им ученики - апостолы. Далее - обычные священники, призванные передавать знания, но не могущие Учить, ибо сами не обладают этим умением.
Обычно учитель и ученик учат друг друга. А в случае Бога Отца и Евреев это тоже так? Или Христа и Его учеников? Чему Моисей мог научить Бога? — Человечеству. И в этом суть.
Чему рыбаки и мытари могли научить Христа? — Бахвальству Петра, предательству Иуды и измене Петра, попыткам по блату получить для себя места послаще, как сыны Громовы, всеобщей трусости, как во время шторма на море? … Рыбаки даже рыбу без Него ловить не умели, пока Он им не сказал куда закинуть сеть… Чему у них мог научиться Христос? - Немощи. Плачу. И мукам совести. Молитве - искусству и науке общения человека с Богом. И это очень важно. Богу нет нужды молиться Богу. Он не знает немощи и мук совести по причине святости.
Бог Отец и Бог Сын и Бог Святый Дух учили. Но они сами выбирали учеников. Избранных из избранных. Они не учили всех подряд. Всем Они давали общие для всех законы, но это не обучение.
Среди людей и учителя, и ученики все - разные. Это два разных таланта. Талант быть учеником не менее важен дара быть учителем. Самый талантливый, трудолюбивый и добросовестный учитель не может научить всех учеников одинаково. Самый лучший ученик не сможет ничему научиться у учителя, который сам не умеет.
Однажды разговор один на один в течение двух часов с одним и тем же преподавателем курса паровых турбин Яном Марковичем Магазанником дал мне существенно больше, чем несколько сотен часов лекций, семинарских занятий и работой над курсовым проектом у него же. И, очевидно, дал не в рамках знаний о паровых турбинах.
То же было, когда я, сначала будучи аспирантом прочитал монографию одного учёного Аркадия Григорьевича Блоха, а потом стал на несколько лет его младшим другом. Польза для меня была ошеломляюще разной.
Также несравнима было влияние общения с моим первым научным руководителем Виктором Владимировичем Померанцевым. Общаться с профессором на кафедре это - одно. И совсем меняет дело общение с ним на даче при совместных трудах по строительству катамарана, под водочку на роздыхе, под плавание по Артиллерийскому озеру в окрестностях Ленинграда.
В этом сила и предназначение старых научных школ, коллективов, кафедр, конструкторских бюро… Молодежь впитывает в себя традиции, образы общения и стиль мышления… манеру обсуждения… и нечто то, что существует и передаётся без слов. Этому нельзя научиться по книгам. Разрушить это единение в гармонии научной атмосферы, творческой влаги и росы, силы земли познания можно легко и быстро, а возродить или невозможно, или долго, трудно, мучительно и дорого.
Передавать знания может книга или фильм, а вот научить учиться, научить пониманию, научить познанию - нет. Нужно живое общение глаза в глаза, уста в уста, уши в уши… Иногда нужно взять за руку, или треснуть в лоб, или плюнуть в морду… Нужно ощутить всем существом, что говорящий верит в то, что говорит… ощутить это звенящее напряжение фонтанирующего куража и воспринять его вибрации… Ну, или не ощутить ничего, кроме скуки, если говорящий сам не верит в то, что говорит, или просто пытается пересказать чужой опыт…
Существенной частью воспитания является культура поста. Поста не по церковным правилам Типикона. Поста такого каким он описан в Библии. Пост есть полное воздержание от пищи. Голодание. Моисей 40 суток держал пост на горе Синай - чтобы ничего не мешало не только понять слова Бога, но впитать их в себя всем существом после очищения голоданием, и обновиться Божьими Словами. Съесть их Плоть и выпить их Кровь и проникнуться их Духом. Голодание резко повышает ясность, прозрачность и силу восприятия, и мышления, как части восприятия. Как по мне, так Моисей был первым человеком, который питался Плотью и Кровью Бога.
Иисуса сразу после крещения, принятого от Иоанна Крестителя в водах Иордана, Дух повёл в пустыню, в которой Иисус также, надо полагать, держал 40 дней и ночей пост, чтобы набраться сил для достижения цели Своего воплощения, и чтобы ничего не мешало обдумать алгоритм осуществления своей миссии Мессии… Голодал, чтобы набраться сил. Парадоксально? – Нет. Божественно. Иисус питал Сам Себя. Позже предлагал то же делать Своим друзьям на тайной вечере и далее творить это в Его воспоминание.
Человек может сам себя есть и сам пить свою кровь, но может ли человек сам себя научить и воспитать?
Расхожая фраза самовлюблённых американцев - "сделал сам себя", которую тупо переняли "новые" "россияне", на самом деле в русском языке имеет, как минимум, два значения и второе - "сам себя перехитрил", если выразиться помягче. Во-первых, в американском смысле этой фразы скрыто грубое непочтение и даже злословие родителей. За это полагается по Божьим понятиям смерть. Во-вторых, это хула на Господа. В-третьих, это глупая гордыня самовозведения себя на пьедестал. Без тебя, самоделкин, знамо дело, в этом процессе не обошлось, но отрицать роль в формировании личности Бога, родителей и ближних, значит настолько не понимать жизнь, что есть свидетельство отсутствия самой личности по причине неизлечимой глупости.
Чему учит история отношений Бога и Авраама? Бог того благословляет, кто готов по Его приказу единственного и любимого сына зарезать и сжечь, как барана. Кто из реальных вменяемых отцов готов этому учиться? — Тотоже!!! Этому не нужно учиться всем. Это предназначено только одному избранному Аврааму. Но это расставляет приоритеты в отношении Бога, человека-отца и его детей. Я в отношении того, что у меня есть сын и он единственный, похож на Авраама. О чём бы я подумал и что бы я сделал, если бы получил лично такой же приказ Бога? - Вот. Это вопрос веры или неверия, если честно, без придуривания, фарисейства, лицемерия и актёрства. Я за то и, мягко говоря, не люблю актёров и театр с киношками… Не люблю - не то слово. Просто лицемерие в любой форме не может быть занятием достойным звания Человека такого каким его сотворил Господь. Авраам и Иов принимали Бога таким, какой Он есть и не пытались Его переделать под свои представления о Нём. И добро, и зло от Него принимали благодарно. Одинаково ли благодарно? - Второй вопрос. Мучения и радость нельзя принимать одинаково, ибо они разные. Но вот сколько таких верующих истинно, как Авраам и Иов? Раз, два и обчёлся… Да их много и Богу, и людям не надо. Их столько сколько нужно. Не больше и не меньше. В самый раз. Гармония. Остальные либо на пути к вере, как я, либо артисты. Те, которые считают, что уже пришли и причисляют сами себя к верующим - суть лицемеры, лицедеи, актёры. Актёрству и лицемерию, что одно и то же ношение масок, учиться не надо. Оно, как всё плохое, само по себе получается и вылазит из нутра человеческого наружу. Поэтому актёрство и так вожделенно для многих людей. Как правильно сказал Гафт, что он довольно быстро понял, что это в нашем падшем мире один из самых лёгких способов зарабатывания денег. Это не наука, не образование, не завод, не земледелие и не животноводство. Это,так называемое искусство, где любую херню можно объяснить тем, что я художник и я так вижу. Потому и слово художник, от слова худо и от слова нужник. Прости, Господи, если я не прав.