Для диагностики восприятия в отечественной психологии разработаны специальные методы исследования. Кто-то скажет, что тут исследовать. Сказал человеку полушепотом «33», если услышал, то все норм, а если нет, то глухой. Или показал картинку с буквами разных размеров и ткнул указкой в первую попавшуюся. Если человек увидел, значит зрячий, если нет – значит не совсем, показываем самые большие буквы. Такие методы подходят для исследования органов восприятия (глаз, ухо). Для изучения восприятия как сложной психической деятельности такие методы не подходят.
Советский психолог А.Р. Лурия разработал батарею простых тестов, которые направлены на выявление недостатков выполнения отдельных действий восприятия. Он исходил из своего же учения о мозговой организации восприятия.
Зачем нужно иногда исследовать свои психические функции? Если речь идет о частях тела, например, ухо, горло, нос, то тут все понятно. Обследование данных дорогих сердцу органов лишним никогда не будет. А когда речь заходит о психике, то тут подкрадываются сомнения. Зачем мне изучать свою психику, я ж нормальный! На самом деле и в данном случае диагностика не повредит, а иногда даже поможет выявить начальные тревожные признаки. Дело в том, что всякое нарушение восприятия свидетельствует о сбое в той части организма, который ответственен за нормальное протекание процесса. А так как восприятие – это деятельность, которой управляет не только глаза, уши, кожа, мышцы, сухожилия, но и различные отделы головного мозга, то логично, что тревожные признаки могут говорить о начинающихся негативных процессах в центре нашей психики – головном мозге.
Например, человек заметил, что путается в направлениях, таких как влево и вправо. Хочет пойти налево, а сам идет направо. Ну путается и ладно. Где-то немного поплутал, по каким-то внешним признакам научился ориентироваться. Про лево и право старается не думать. И тут вдруг этот человек обнаружил, что разучился складывать в уме простые числа. Например, не может суммировать цены продуктов. Тогда человек решит, а что там считать, на кассе приятная девочка все посчитает, даже не она, а ее кассовый аппарат. Он уж точно все сложит и умножит. Тогда этот человек решит почитать книжку. Так, для общего развития. И тут замечает, что не может понять о чем книжка. Вроде слова все знакомые, а в сложные предложения не складываются. Тогда человек решает, что книжка сложная, а автор все усложняет. Тогда человек принимается читать новости. И понимает, что все понимает. Тогда он снова успокаивается и продолжает жить дальше.
На самом деле различные психологические процессы, как ориентировка в пространстве, счет и понимание сложных логико-грамматических структур, имеют принципиально общие звенья, которые позволяют объединить их в одну группу. Поражение теменно-затылочных (нижнетеменных) отделов левого полушария почти неизбежно приводит к нарушению всех этих процессов.
Так, основными задачами изучения зрительного восприятия А.Р. Лурия называет следующие.
- Оценка общего психического развития ребенка.
- Установление психических особенностей, важных для некоторых видов профессиональной деятельности.
- Диагностики некоторых патологических состояний мозга.
Так как восприятие – это психическая деятельность, то психологическое исследование направлено на изучение особенностей протекания действий, из которых состоит эта деятельность.
Самые элементарные действия восприятия направлены на обработку сигналов, поступающих от зрительного анализатора. Достаточно попросить человека нарисовать показанный предмет, например, домик, чтобы понять, как проходят данные действия. Человек должен изобразить домик со всеми элементами. В случаях если отсутствует какая-либо часть дома, правая половина, или левая, окно, труба или еще что-то, тогда предлагается еще раз внимательно все проверить. Если человек утверждает, что больше ничего не видит, тогда можно предположить, что у него имеются выпадения зрительного поля.
Более сложные действия восприятия как деятельности связаны с синтезом тех сигналов, которые поступают от органа зрения, и которые уже прошли первоначальную обработку.
Для исследования действий синтеза поступающей информации человеку показывают либо реальные предметы, либо их изображения. Если человек узнает их, значит ему предъявляют изображения перечеркнутые или с зашумленным фоном, а также недорисованные картинки. Для чего это нужно? Синтез поступающих зрительных сигналов дает нам целостный образ предмета. Если человек собирает этот образ, значит все нормально. Если имеются небольшие нарушения (при начинающихся заболеваниях) , то лишние элементы (при перечеркнутых, или зашумленных картинках) не дают осуществиться действиям синтеза.
Следующие действия восприятия связаны со способностью воспринимать сразу несколько предметов. Для этого в нашем мозговом центре происходит моментальное переключение с одного образа на другой. Для исследования этой способности дается задание поставить точку в центре круга или креста. В данном задании идет одновременное восприятие фигуры и кончика карандаша. В норме человек без труда с ним справляется.
Следующее действие восприятия – это узнавание букв. Дело в том, что восприятие изображений и букв имеют разную психологическую природу, и за их работу отвечают разные центры мозга. Для исследования данного действия предлагаются изображения букв, а также перечеркнутые и зашумленные изображения букв.
Следующие действия восприятия связано с пространственной организацией предметов. Благодаря этим действиям мы понимаем направления, место расположения предметов относительно этих направлений и относительно друг друга. Для исследования данных действий даются такие задания, как определить время на нарисованных часах, либо самому нарисовать часы и поставить стрелки на определенном времени (например, пятнадцать минут третьего). В норме человек должен выполнить оба задания без труда.
Возможность мысленно представить соотношение частей в пространстве успешно исследуется с помощью пробы, в которой испытуемому предъявляется схематическое изображение фигуры, построенной из кубиков, и предлагается назвать общее число кубиков, включенных в эту фигуру.
Так как пространственные функции считаются сложными действиями, за которое отвечает не только зрение, но и движение, и осязание, и слух. Для исследования именно роли зрительного компонента проводятся дополнительные исследования с помощью метода разбора грамматических конструкций, и счетных операций. Эти функции требуют умение ориентироваться не только в наглядных образах, но и символических.
Так, человеку предлагается объяснить смысл предложения: «На ветке дерева гнездо птицы». Также предлагается вычесть из 31 число 7, и далее из полученного результата снова вычесть семь и т. д, пока не получится число, которое меньше семи. В норме человек должен справиться с этими заданиями.
Следующим сложным действием восприятия является установление связи между отдельными элементами сложной наглядной ситуации, которое включает поиск наиболее информативных деталей, разработка гипотезы, сличение этой гипотезы с реальным изображением и принятие соответствующего решению. По своему содержанию исследование данных действий восприятия приближается к исследованию наглядного мышления.
Для этой цели в психологии используются два приема:
а) прием анализа сложной сюжетной картины;
б) прием анализа серии картин.
Для успешного применения первого приема используются такие сюжетные картины, смысл которых не может быть воспринят сразу, однозначно, и для правильного понимания которых нужно внимательно рассматривать отдельные детали, сопоставлять их между собой, выделять наиболее существенные и создавать соответствующие предположения об общем смысле картины, которые впоследствии должны быть сведены к реальному содержанию картины. Например.
В серии картинок этапы одного последовательного сюжета изображаются серией отдельных картинок. Нарушение проявляется в том, что каждая из этих картинок начинает оцениваться по отдельности, и человек оказывается не в состоянии описать целый развертывающийся сюжет, включая в него не изображенные на отдельных картинках звенья.
Таким образом, в отечественной психологии восприятие – это сложная психическая деятельность, которая включает множество разнообразных действий. Если какое-то из этих действий нарушено, тогда искажается результат всей деятельности. Порой человек сам может компенсировать некоторые нарушенные функции за счет других сохранных. Однако, своевременное выявление любых нарушений поможет избежать более серьезных последствий. Об исследовании слухового восприятия мы поговорим в следующей статье.
Возможно, вам будет интересна статья «Отечественная психология о нарушениях восприятия».
Все статьи блога посвящены отечественной психологии, ее научным достижениям и возможности применения их в реальной жизни.