Она во всём винила войну, считала, что там погибли самые лучшие, те, кто был её достоин, кого она могла по-настоящему полюбить. Война отняла у Нонны и счастье, и юность...
Подлинно народная
Она была одна из самых любимых советских киноактрис. В каждую роль она вкладывала всю свою огромную душу и невероятную силу – вполсилы она просто не умела. Ею восхищались, её боготворили. Она создала образы себе под стать, показав всему миру настоящую русскую женщину – искреннюю, открытую, сильную и душевную. Но в жизни крутой нрав Ноны Мордюковой не мог выдержать ни один мужчина.
Детство
Будущая великая актриса появилась на свет 25 ноября 1925 года на Донбассе, в селе Константиновка Артёмовского округа. В те времена детям частенько было давали громкие революционные имена. А она ещё и родилась в ноябре, вот в метрике и записали – Ноябрина. При получении паспорт она своё имя сократила, и стала Нонной. Так, возможно, благодаря Мордюковой это имя стало популярно в СССР. Отец Виктор Константинович, был военным, мать, Ирина Петровна, во время коллективизации стала председателем колхоза на Кубани, куда переехала вся семья. Ноябрина была у родителей первенцем, потом родились ещё два сына и три дочери, для которых старшая сестра стала второй матерью – Ирина Петровна дни напролёт была на работе, ей было не до детей, и всё своё детство Ноябрина нянчилась с малышнёй.
Самым большим событием в селе был приезд кинопередвижки с новыми фильмами – все жители собирались на просмотр, и на белом полотне для них оживал какой-то другой мир. Глядя на экран, женщины плакали, а мужчины с неподдельным восхищением смотрели на неземной красоты актрис. Ноябрина, как и все, тоже обожала кино.
В середине 30-х Ирине Петровне дали должность в Ейском горсовете, и семья переехала на Азовское море. Как-то весной 1941-го 16-летняя Нонна с подругами пошла смотреть новый фильм «Богдан Хмельницкий», влюбилась в главного героя, вернее, в Николая Мордвинова, игравшего заглавную роль, и захотела, как, впрочем, и вся детвора в клубе, а, может, и во всей Стране Советов, чтобы и её любили так, как любят в кино. Она написала на киностудию письмо Мордвинову, спросила, как стать Любовью Орловой. Он ответил, что пусть девушка сначала окончит школу, а потом приедет в Москву и найдёт его.
Кода началась война, отец ушёл на фронт, семья эвакуироваться не успела. Немцы усиленно бомбили город-порт на Азовском море – важный транспортный узел. Почти полгода – с августа 1942-го по февраль 1943-го Ейск находился под оккупацией, и жителям пришлось не сладко. Чтобы не попасть в Германию, семейство было вынуждено уйти из Ейска, и скитаться по окрестным деревням, живя, где придётся, и питаясь чем попало.
Театральное училище
В 1944-м семья вернулась в Ейск. Отец пришёл с фронта без ноги, и семью бросил. Когда война закончилась, Нона решила поступать в театральное училище в Ростове-на-Дону, как их сосед Сергей Бондарчук, с которым Нонна училась в одной школе. Чтобы скопить денег на дорогу, Нонна косила траву и продавала её. Но отправилась она не в Ростов, который был рядом, а несколько суток ехала до Москвы на товарняках, чтобы за билет не платить, да и не было у неё таких денег. Приехав в столицу, она, как была, в старом платье и в галошах, одетых на толстые шерстяные носки маминой вязки, пошла поступать во ВГИК. На экзамене выяснилось, что к конкурсу девушка совершенно не готова – она не знала ни басен, ни стихов, да и говор у неё был далёк от московского. Испугавшись, Нонна стала в захлёб тараторить сценки из сельской жизни. Все хохотали до слёз, и приняли её. В тот день её заметил легендарный режиссёр Сергей Герасимов. Встреча с ним очень сильно повлияла на судьбу Мордюковой.
Став де-факто москвичкой, но, оставаясь, по сути, деревенской девчонкой, Нонна хотела походить на москвичей – делала причёски по тогдашней моде, шила кокетливые платья, но очень скоро поняла, что главное для неё – сохранить собственную индивидуальность.
После первого курса Нонну на каникулы домой сопровождал по уши влюблённый в неё однокурсник Слава Тихонов из подмосковного Павловского Посада. Он ходил за ней по пятам – она на танцы, и он следом, она в клуб – и он туда же. Нонна до поры в нём своего избранника не видела, хотела отделаться, и буквально огородами убегала.
Герасимов
На втором курсе Герасимов доверил Нонне роль Ульяны Громовой в своём новом фильме «Молодая гвардия» по роману Александра Фадеева. Нонна не только внешне была похожа на реальную Ульяну, но она ещё в этих местах пережила войну, и кое-что об оккупации знала. Ей ничего не надо было играть – просто жить в кадре. Герасимов был так очарован молодой казачкой, что хотел уйти от своей жены Тамары Макаровой. Герасимов, который был старше Нонны на 19 лет, сказал, что разведётся с женой, Нонна ответила, что для их свадьбы нужно получить благословение матери, и Герасимов поехал в Ейск, и сказал Ирине Петровне, что любит Нонну, и попросил её руки. Но маме тогда уже очень нравился Тихонов, и она категорически отказала «лысому старику», а Нонна не могла маме перечить, наоборот, она прислушалась к ней, и на съёмках «Молодой гвардии» неожиданно для себя другими глазами посмотрела на Тихонова.
Брак
Фильм про героев Краснодона очень понравился зрителям, люди по несколько раз пересматривали картину. Студенты ВГИКа, сыгравшие главные роли стали очень популярны – их приглашали на выступления, где они рассказывали о съёмках картины, а Тихонов и Мордюкова после таких выступлений всё чаще уходили вдвоём. Вскоре они поженились, и в феврале 1950-го у них родился сын Владимир. В 1949 году Герасимов, оператор Владимир Рапопорт и шестеро актёров, в том числе, Мордюкова, получили Сталинскую премию I степени. На долю Мордюковой помимо звания лауреата перепало примерно 13,5 тыс. послереформенных рублей, которые она потратила на подарки маме и младшим братьям и сёстрам. Сталинская премия никак не повлияла на расширение жилплощади, и ютились Тихонов, Мордюкова и сын в маленькой комнате в коммуналке.
В 25 лет Мордюкова была уже звездой. Со стороны казалось, что она абсолютно счастлива – любящий муж, сын, слава, но жизнь её была далека от идиллии. Младшая сестра Наталья уверенно говорила, что у Мордюковой и Герасимова всё-таки был тайный роман, продолжавшийся несколько лет.
К Нонне регулярно приезжали её деревенские родственники, жили подолгу – какая уж тут личная жизнь. Тихонов жену любил, никогда не роптал, но постоянное присутствие чужих людей его тяготило, и он постепенно начал замыкаться в себе, отдаляться, а Мордюкова поняла, что они слишком разные люди. К тому же у них были проблемы с работой – Мордюкова была уверена, что это месть Герасимова за отказ стать его женой. Лишь спустя семь лет после «Молодой гвардии» Михаил Швейцер пригласил Мордюкову на большую роль в фильме «Чужая родня». Партнёром её был молодой Николай Рыбников. Но роль Стеши Ряшкиной, несмотря на то, что фильм зрителям понравился, настоящего успеха Мордюковой не принесла, и снова пошли незначительные эпизоды, порой, даже без указания в титрах.
«Простая история»
Мордюкова мечтала о съёмках, хотела применить свою огромную энергию. Первая значительная роль в фильме Юрия Егорова «Простая история» досталось ей только в 35 лет. Она сыграла вместе с Михаилом Ульяновым и Василием Шукшиным. К тому моменту 10-летний брак всё больше угнетал Мордюкову – она хотела видеть рядом с собой не сдержанного и скромного Тихонова, а вольного казака по духу. Тут в неё и влюбился Шукшин, Мордюкова ответила взаимностью, но в тот момент она ещё не могла уйти из семьи, да и очередь на квартиру подходила.
Обида на Быстрицкую
В 1957-м Герасимов начал снимать «Тихий дон». Мордюкова надеялась, что он даст ей, настоящей казачке, роль Аксиньи, но Герасимов, по настоянию Михаила Шолохова утвердил Эллину Быстрицкую. Для Нонны отказ Герасимова стал сильным ударом, который она переживала до конца жизни. Она очень обиделась на Быстрицкую, хотя та была совершенно не при чём, и с роль Аксиньи сыграла блестяще.
Борис Андроникашвили
Прожив десять лет в коммуналке, семья Тихонова и Мордюковой получила отдельную двухкомнатную квартиру на троих – вполне нормально по тем временам, ведь никаких званий и наград, кроме Сталинской премии, у них ещё не было. Мордюкова думала, что с разрешением «квартирного вопроса» она угомонится. Но не тут-то было – она влюбилась в актёра и сценариста Бориса Андроникашвили, сына писателя Бориса Пильняка и грузинской актрисы княжны Киры Андроникашвили, и решила признаться мужу. Для Тихонова это стало ударом, он перед тем, как уйти, сказал, что, если через месяц жена вернётся, он её простит. Но Мордюкова не вернулось – помимо любви она с головой погрузилась в работу, и ярко сыграла в фильмах «Председатель» Алексея Салтыкова, «Женитьба Бальзаминова» и «Дядюшкин сон» Константина Воинова – все они стали очень популярны и полюбились зрителю. Но самой Мордюковой эти роли кажутся однотипными, ей хочется вырваться из амплуа простоватой сильной женщины, чтобы помимо пышных форм было что-то ещё. Отношения с горячим ревнивцем Андроникашвили тоже счастья не принёсли, и стали её тяготить, и она снова ушла – она всегда сама выбирала мужчин, и сама волевым решением прерывала отношения и никогда не возвращалась.
«Комиссар»
В 1966 году режиссёр Александр Аскольдов предложил актрисе сыграть комиссара Клавдию Вавилову в своём фильме «Комиссар». Она давно мечтала о такой роли. С Роланом Быковым у Мордюковой получился прекрасный дуэт, но картина, вышедшая в год 50-летия Октября, была явно не ко времени – было там много крамольных мыслей, в Гражданской войне почти не было героизма, зато была трагедия. Фильм на 20 лет положили на полку. Говорят, что фильм, получивший после 1987 года множество призов на всесоюзных и международных фестивалях, спас никто иной, как Сергей Герасимов. Именно благодаря этому фильму Британская энциклопедия назвала Мордюкову в числе десяти лучших актрис ХХ века.
«Бриллиантовая рука»
В 1968-м вышла комедия Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука», где сыгранная Мордюковой Варвара Сергеевна объяснила всей стране, что, в зависимости от ситуации, управдом может быть другом человека, а может отключить газ, и что наши люди в булочную на такси не ездят. Эта совсем не большая роль лишний раз подтвердила то, что и так все знали: Мордюкова актриса синтетическая, она одинаково хорошо играет и комедийные, и драматические, и трагические роли.
Юрий Каморный
Мордюкова страстно влюблялась, но ни один мужчина не выдерживал страсти и мощи её любви. За ней начал ухаживать молодой актёр Юрий Каморный. Он был младше на 19 лет, и некоторые, встречая их в «обществе», думали, что так вырос Владимир. В 1970 году в квартире Мордюковой Каморный, размахивая пистолетом, и угрожая застрелиться, в последний раз молил её не бросать его. Нонна мольбам не вняла, и Юрий выстрелил, но лишь ранил себя в руку. Это не помогло – Мордюкова его всё равно бросила, хотя и тяжело переживала произошедшее. Она во всём винила войну, считала, что там погибли самые лучшие, те, кто был её достоин, кого она могла по-настоящему полюбить. Война отняла у Нонны и счастье, и юность.
Владимир Сошальский
Оставаясь одинокой, на людях Мордюкова делала всё, чтобы казаться счастливой и благополучной. Поддавшись порыву, Мордюкова вышла замуж за известного всей Москве бонвивана и выпивоху хорошего актёра Владимира Сошальского, став его шестой женой, но через полгода ушла и от него – все пороки Сошальского остались с ним, как и независимый характер Мордюковой – с ней.
Сын
Сын Тихонова и Мордюковой Владимир, очень похожий на отца, и по сути, брошенный обоими родителями, окончив в 1971-м Щукинское училище, служил в двух московских театрах, снялся почти в двух десятках фильмов. В картине «Русское поле» Владимир и Нонна играли сына и мать. Герой Владимира Филипп Угрюмов погиб на границе. Сцена, когда Мордюкова разговаривает сыном, лежащим в гробу, получилась страшной и пронзительной. Мордюкова после этого несколько дней рыдала, может быть, что-то чувствовала. Владимир пристрастился к наркотикам. Мать лечила его, но ничего не помогло – в 1990 году Владимир умер. В свидетельстве о смерти было сказано, что причиной стала не передозировка наркотиками, а острая сердечная недостаточность, но мать-то знала истину, и смерть сына простить себе не могла.
«Трясина»
Успокоения Мордюкова искала в работе – она много снималась, но фильм «Трясина», снятый в 1977 году Григорием Чухраем по сценарию Виктора Мережко, стал для неё очередным испытанием. Картина про дезертира, которого мать всю войну прятала на чердаке своего деревенского дома, могла, так же как и «Комиссар», и как «Проверка на дорогах» Алексея Германа надолго лечь на полку – очень уж она не понравилась армейским политработникам. Но Чухрай и Мережко за год фильм перемонтировали, убрали наиболее острые моменты, и «Трясина» всё-таки, вышла. Во время работы над фильмом у Мордюковой было несколько нервных срывов – она видела параллели между судьбой Матрёны Быстровой и своей судьбой. Мордюкова в этой роли была просто гениальна, но фильм, как и тема, получился очень тяжёлый, и быстро сошёл с экранов.
«Родня»
После этой тяжелейшей работы актриса очень устала, и попросила Мережко придумать для неё комедию. Мережко написал про свою тёщу, а Никита Михалков поставил фильм «Родня», роль в котором Мордюкова считает едва ли не лучшей своей киноработой, хотя на съёмках они с Михалковым ругались так, что все вокруг затыкали уши: она не хотела делать то, что хочет от неё режиссёр, Михалкова не устраивало то, как актриса трактует образ.
После яркой «Родни» пошли небольшие роли женщин в возрасте, изрядно уставших от жизни, но и они были сыграны прекрасно. Была и чудесно сделанная Денисом Евстигнеевым социальная реклама – помните, двух изрядно потрёпанных железнодорожных работниц с кувалдами –Мордюкову и не менее прекрасную Римму Маркову?
«Мама»
Последнюю свою роль Мордюкова сыграла в 1999 году в фильме «Мама» Дениса Евстигнеева по сценарию Арифа Алиева, написавшего вольный пересказ истории семьи Овечкиных из Иркутска, пытавшихся в 1988 году угнать пассажирский Ту-154 за границу. При штурме самолёта милицией пять членов семьи, в том числе, по сути, организатор банды, мать Нинель Овечкина, стюардесса Тамара Жаркая и трое пассажиров погибли, 19 человек были ранены. В фильме Евстигнеев оставил в живых Полину – маму, которую играла Мордюкова. Работать ей было уже тяжело – она быстро уставала. К тому же обострился сахарный диабет, начались проблемы с речью. Но после команды «Мотор!», все видели прежнюю Мордюкову. На съёмках и долго ещё после их окончания актёры, игравшие сыновей – Алексей Кравченко, Алексей Крылов, Владимир Машков, Олег Меньшиков, Евгений Миронов, Глеб Подгородецкий, называли Нонну Викторовну мамой, а она спасалась этой работой, словно сбрасывая годы среди молодых парней.
Актрисы не стало 6 июля 2008 года. Незадолго до смерти Мордюкова сказала Виктору Мережко, что по-настоящему она любила только Тихонова, и жалеет, что пыталась подмять его под себя, а он, несмотря на свою внешнюю мягкость, не поддался.
Cпасибо за внимание! Подписывайтесь на канал и жмите на большой палец вверх!