Найти тему
Разговор начистоту

Разговор «с глазу на глаз» с коллегами-учителями…

После этой статьи я опять «предвижу» комментарии, типа – «рухнула с дуба», «спуститесь с небес на землю», которых я от своих читателей и подписчиков начиталась «вволю».

В самых первых своих статьях я уже писала, что я всегда «ЗА ДЕТЕЙ». По-другому, даже не представляю свою работу. И что хотите, пишите, говорите, что такого не бывает, когда учитель любит своих учеников, дружит с ними, помогает, и становится для них наставником, и, между прочим, очень часто, не только в школьных делах, еще раз говорю: "БЫВАЕТ"!

Призываю своих коллег поговорить на очень серьезную тему, тему психологического здоровья наших детей, и соответственно наших с вами учеников.

Каждая моя статья – это событие или случай из моей прошлой или сегодняшней жизни.

Я тоже не святая, и по молодости позволяла себе жесткость, и категоричность в оценках и во взаимоотношениях с учениками. Но с годами, с опытом, я все больше понимала, что без комфортной среды, атмосферы, доброжелательного отношения к ученикам, рассчитывать на какие-то результаты – БЕССМЫСЛЕННО!

Очень часто педагоги, так увлечены своими учебными программами, методиками, профессиональными приемами, что не задумываются, комфортно ли ребенку на уроке. «Расцветет» ученик или «завянет», зависит именно от того, как он себя чувствует в школе: боится, не уверен в себе, или наоборот, чувствует себя непринужденно и верит в свои силы.

В моей педагогической практике бывают случаи, когда я занимаюсь с «чужими» учениками. И очень часто, замечательные, талантливые дети - израненные, измученные «нелюбовью, непониманием, равнодушием, несправедливостью», а в итоге – невротическая реакция на любое замечание, причем, даже, в доброжелательном тоне.

Один мальчик поделился со мной своей проблемой: «Почему, пока я не делаю уроки, я нормальный ребенок, жизнерадостный и добрый. Как только приходит время их делать, я становлюсь злым, я ВСЕ и ВСЕХ НЕНАВИЖУ»!

На самом деле, ребенок доброжелательный, веселый, и учиться любит, только ему трудно это дается, и той помощи и поддержки, которая ему нужна, он, видимо, не получает.

Каждый педагог знает из курса психологии, что учебный материал может быть усвоен ребенком, только в обстановке безопасности и позитива.

Представьте только на минутку, что чувствует ребенок, пускай, даже если он взрослый, когда на него со стороны педагога каждый раз выливается поток оскорблений, негативной критики, сравнение со своими одноклассниками или одногруппниками, и при этом еще, на повышенных тонах? А потом мы удивляемся, что ученики агрессивны, невоспитанны, безинициативны, не проявляют интереса к учебе, и вообще, к чему-либо.

Однако, главное не это.

Главное то, что дети с самого раннего детства становятся психически нездоровыми людьми. Психологи давно бьют тревогу, что детская невротизация с каждым годом только растет, и психические заболевания усложняются, что отражается на качестве жизни ребенка и семьи в целом.

В ОБЫЧНОЙ ШКОЛЕ без комфортной среды стать успешным и при этом остаться психически здоровым человеком – практически невозможно. А что говорить о МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ, где наряду с большой интеллектуальной работой, есть более важная работа – эмоциональная, творческая.

Как возможно творить, когда внутри страх, неуверенность, а еще – слуховая работа, работа с мышцами, невероятно сложная работа над координацией движений рук и всего двигательного аппарата.

А слезы ребенка… когда у него ничего не получается, и вместо помощи и поддержки от педагога – ругань, унижение и комментарии, от которых хочется все бросить и убежать.

У меня вопрос к моим коллегам: «А что чувствуете ВЫ, когда видите детскую «безнадегу» и горе?

Лично я, уже «давным-давно», когда что-то не получается у ребенка, я говорю: «МЫ с тобой что-то не учли, пропустили, не успели, не сумели…» Когда что-то не так, я ребенку говорю МЫ. А вот если у него все получается и он справляется, так это ОН – МОЛОДЕЦ!

И это справедливо! Он же только учится. Если учитель показывает свое превосходство в знаниях и навыках над учеником – это не гуманно и, простите меня, просто, глупо.

Создание психологического комфорта является одной из наиболее важных задач в работе педагога с детьми.

Взаимное уважение, дружелюбие, деликатность: все эти качества способствуют развитию личности. И ребенок либо раскрывается, проявляя свои дарования, активно взаимодействуя с педагогом, либо, напротив, становится пассивным, замкнутым, отстраненным и немотивированным.

Возможно, сегодня в образовательном процессе могут присутствовать негативные тенденции: снижение познавательной активности, загруженность детей уроками, дополнительными занятиями вне основной школы, и вследствие этого мы наблюдаем постоянное состояние повышенной тревожности у обучающихся на уроках, которое, нередко, приводит к нервным срывам и конфликтным ситуациям. Все это говорит о том, что ученик не чувствует себя в безопасности, и порой, его неадекватное поведение – есть самозащита, оборонительная реакция.

Основополагающее значение на уроке, напрямую влияющее на его результативность, имеет степень взаимодействия ученика и учителя. Это зависит, прежде всего, от педагога, а именно – насколько хорошо в нем развита «способность чувствовать ученика».

Что это такое? Это понимание учителем состояния ребенка, находящегося у него на уроке.

Уровень данного понимания складывается из знания особенностей каждого обучающегося, его возможностей, интересов, активности, и прочих различных «плюсов» и «минусов». Педагог должен чувствовать своих учеников, их мысли, настроение, чувства и использовать эти знания на повышение уровня эффективности учебного процесса.

Я никого не обвиняю и никого не хочу обидеть, я только призываю своих коллег, у которых работа и трудная, и ответственная, но с другой стороны - очень важная для каждого человека, тем более, маленького.

А это значит, что наша профессия должна быть, в первую очередь, гуманной и человечной.

Как всегда жду ваших комментариев. С удовольствием с вами пообщаюсь.

Ваша Г. Молькова.