Япония… Много ли мы знаем про эту страну? Для фильма это совсем не важно, ведь тема поднимается такая, что трогает сердца и сейчас – на расстоянии многих километров и лет.
Совершим путешествие в мир кино от великого Ясудзиро Одзу.
Стоит ли говорить, что это моё первое знакомство с японским кинематографом? Закрадывается вопрос: женщина, что ты до этого вообще смотрела? Хичкок у неё впервые случился, теперь вот Япония настигла… Но это правда. Сейчас как никогда я понимаю, что моё путешествие только началось, и я в восторге от происходящего. Я смотрела много хорошего качественного кино (ну и некачественного, что уж тут скрывать), но сейчас… Этот блог позволяет мне иначе видеть фильмы, по-другому их воспринимать. Всё-таки классика мирового кинематографа смотрится иначе, эмоции другие вызывает. И мысли…
Скажу честно, во время просмотра фильма «Токийская повесть» мне не очень понималось, что же тут такого особенного. Почему этот фильм неоднократно признавался лучшим из лучших, а в Японии его долго «не отпускали» в большое плавание в другой мир, так как боялись делиться этой драгоценностью.
Медленный, не динамичный, с большим количеством ненасыщенных событиями эпизодов.
Почему же он так велик? И почему стоит его включить в свой список для просмотра?
Это уникальное кино. Тут такая работа режиссёра, которую вы не найдете где-то ещё. Тут лаконизм, который неповторим. Очень скромными средствами в фильме выражено так много, что послевкусие остаётся надолго.
Низкая точка съемки также любопытна. Обратите на это внимание при просмотре. Япония, татами. Понятна идея? Зритель оказывается на уровне пола. Зритель - сторонний наблюдатель, который сидит на другом краю мата, незаметный для главных героев. Мы вникаем в нюансы истории, сопереживаем проблемам, находясь как бы совсем рядом. И этот приём действительно работает.
Во время просмотра меня постоянно напрягало несколько театральное поведение актеров. Замедленные реплики, малосодержательные. Отсутствие долгих вдумчивых диалогов и монологов, к которым нас приучило современное кино. Ведь всё важное для понимания часто озвучивается каким-то действующим лицом, и после этого традиционно зритель погружается в раздумья. Идеально еще, чтобы после этого фильм закончился. Что-то долго говорилось, но сказано не всё. Теперь время подумать.
В работе Одзу этого нет. Здесь мы видим реальность такой, какая она есть. Ведь часто нашу боль, наши несогласия с происходящими вокруг событиями мы переживаем молча, ограничиваясь короткими ёмкими фразами. Понятными, как правило, самым близким.
Фильм несёт очень простую, но в то же время сложную идею (ввернула умную фразочку, куда же без этого). Родители приезжают навестить своих взрослых детей, которые не могут отпустить свои жизни ни на миг, чтобы провести время с мамой и папой. Чреда забот и обязанностей, своя и только своя жизнь, которую не хочется останавливать. Даже трагедия, произошедшая в финале, не даёт детям способности замедлиться, отпустить уже гонку за успех.
Мне понравилось, что как таковой оценки событий в фильме нет. Каждый зритель может разделить любую точку зрения, и будет прав. Потому что в такой ситуации нет виноватых. Есть лишь решения, который принимает каждый из нас. И это и есть жизнь. А за неё не принято судить и осуждать.
Та мягкость, с которой родители выражают свою боль от происходящего, окутывает во время просмотра. Каждый по-своему прав, поэтому антигероев и злодеев в фильме нет. Есть простые люди, со своими заботами и слабостями. Винить ли кого-то из них или нет, решать зрителю.
Осудите ли вы детей? А может родителей? Любопытно, что вы думаете. Делитесь в комментариях.