Найти тему
Смотри в себя

Как уберечься от лицемерия? Объясняет священник

Как быть верующим человеком и не лицемерить, рассказал священнослужитель и миссионер Димитрий Смирнов.

Димитрий Смирнов (07.03.1951 — 21.10.2020 гг.) — протоиерей, церковный и общественный деятель, проповедник, миссионер.
Димитрий Смирнов (07.03.1951 — 21.10.2020 гг.) — протоиерей, церковный и общественный деятель, проповедник, миссионер.

Димитрий Смирнов, протоиерей:

Самое страшное это лицемерие. То есть человек всё время из себя что-то изображает: правильно осеняет себя крестным знамением, для него крайне важно, как платок повязан, через какое именно плечо что-то там передавать, что нужно скушать, что не нужно… Он следит за всем этим и думает, что он угождает Богу. Но это не так.

Можно в церковь ходить десятки лет и не иметь никаких плодов. Особенно в этом плане интересно смотреть на тех, кто в церкви работает. Человек думает, что, если он работает в церкви, то неужто его Господь не спасёт. Да никогда.

Потому что достаточно посмотреть на то, какие у тебя отношения с другими людьми, работающими в этой церкви. Человек дома ведёт себя как собака, так и в храме он делает то же самое. Только здесь лицемерия гораздо больше. Надо всё время из себя что-то изображать благочестие, например.

Кому нужен этот цирк? Никому и никогда. Он отвратителен. Потому что это всё цирк. А Господь пришёл на землю не для того, чтобы устроить ещё одну цирковую площадку. А совсем для другого. Чтобы всё было настоящее.

Бога не интересует в какой монастырь или на какое святое место ты съездишь и сколько икон перецелуешь. Его интересуют только твои чувства и только твои мысли. Бога интересует только то, что происходит в твоей душе. Вот, чтобы спасти именно эту бессмертную душу, Господь и пришёл на берег иорданский.

Чтобы избавиться от лицемерия, надо не уподобляться фарисею, который поглядывая на других людей, осуждает их и при этом думает: «Слава Богу, я не такой, как этот мытарь».

И поэтому, как советовал нам Иван Андреевич Крылов, чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться? Это и есть самое главное лекарство от лицемерия.

Поэтому, чтобы избавиться от лицемерия, нужно стараться никого не осуждать за какие-то поведенческие стереотипы. Нужно смотреть на человека с любовью. Нужно стараться понять, почему он это совершает. Может, это ему как-то психологически помогает. Может, ему так удобнее. Может, он считает, что именно таким образом важно засвидетельствовать Богу свою веру. Ну, и что же?

Ведь человек всегда взрастает от простого к сложному. Поэтому гораздо менее опасен какой-то поведенческий стереотип, нежели жало осуждения в сторону того, кто проявляет этот стереотип. Нужно беречься от этой закваски фарисейской.

В духовной жизни всё очень тонко. Иногда мы, к сожалению, не чувствуем и не замечаем, что, осуждая какое-то явление, мы переносим своё осуждение и на людей. А когда мы находимся в ситуации осуждения, мы, конечно, не можем быть просвящёнными Духом Святым.

Нам нужно учиться снисходительности. Господь прежде, чем совершить свою крестную жертву любви здесь, на земле, прежде, чем, создать из апостолов свою церковь, оказал снисхождение будучи Богом, стал человеком.

Снисхождение это и есть акт любви. Причём нам снисхождение даётся гораздо проще. Потому что, снисходя к другому, мы не совершаем такого долгого пути с небес на грешную землю. Поэтому наше снисхождение не является высоким подвигом, который совершил Господь.

Когда мне задают этот вопрос как верующему человеку уберечься или избавиться от лицемерия я очень хорошо понимаю, о чём человек волнуется. Это всё болезнь роста. Начинающий верующий (неофит), особенно воспитанный в системе обычных светско-советских отношений, стремится сделать всё правильно и хорошо. И ведёт себя как отличник.

Но не каждый отличник потом становится ученым или каким-то знающим специалистом. Потому что, то, что требуется в школе, он усвоил, а в жизни нужно нечто другое. Так же и в церкви: освоить внешние нормы поведения можно быстро и просто, а вот, чтобы стать христианином, нужно совсем другое.

Но нужно быть снисходительным к этим первым шагам этих «первоклассников». Ничего страшного нет в том, что они усвоили какие-то стереотипы поведения, иногда даже совершенно далёкие от каких-то правильных вещей, и воспринимают это как истину в последней инстанции.

Прежде всего, необходимо смотреть на собственное сердечко: не влился ли туда яд осуждения и превозношения.

Ещё статья: Как проявляется фарисейство в наше время? Объясняет священник.

Друзья, если было полезно, ставьте палец вверх. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя.

православие христианство веравбога религия евангелие господьбог промыслбожий смирение