Найти тему

После этого - уже ничего не было страшно

Екатерина Шапкайц – художник по костюмам киностудии «Ленфильм». Среди последних её работ: «Тарас Бульба» (реж. Владимир Бортко), «Высоцкий. Спасибо, что живой» (реж. Пётр Буслов), «Трудно быть богом» (реж. Алексей Герман-старший), «Викинг», «Союз спасения» (оба - реж. Андрей Кравчук).

Режиссёр Надежда Якушева рассказала почему решила снять фильм о Екатерине Шапкайц и поделилась воспоминаниями о работе с известными кинорежиссёрами.

Режиссёр Надежда Якушева
Режиссёр Надежда Якушева

- Надежда, как вы познакомились с героиней вашего фильма?

- Я пришла на киностудию «Ленфильм» в 1981 году. Екатерина там уже работала. Мы познакомились и подружились на съемках картины Алексея Германа «Мой друг Иван Лапшин».

Работа длилась около года. Екатерина была ассистентом художника по костюмам, я - помощником режиссёра. Мы прошли весь путь производства фильма: подготовительный период, киноэкспедицию в Астрахани, натурные съемки в Ленинграде, павильоны…

- Расскажите поподробнее…

- Зимой того года в Астрахани был мороз около 30 градусов с ветром, дующим с Каспия.

Съемочный день в экспедиции длится, как правило, 10-12 часов. И наступает такой момент, когда уже никакое утепление не спасает. В один из дней, после окончания смены, в костюмерную пришел переодеваться молодой крепкий мужчина, игравший в эпизоде милиционера. Он признался, что хотел уйти со съемок: «Я так замерз, что даже плакал, но я видел, как вы (съемочная группа.- Прим. авт.) работаете, и решил остаться, чего бы мне это ни стоило...».

На съемках этого фильма мы учились тому - что есть настоящий кинематограф.

Для Германа основополагающим в изобразительном решении является типажность персонажей - от главных героев, до прохожих. В нашей съемочной группе не было слова «массовка» - было понятие «типаж». Этими профессиональными навыками я пользуюсь поныне.

Мне Алексей Юрьевич поручил сбор фотографий типажей 30-годов. Я отбирала их в Городском архиве кино-фото документов, Театральной библиотеке, у ветеранов сцены… Художники-постановщики и художники по костюмам добавляли копии старинных снимков... В итоге, изображениями 30-х годов были увешаны все стены… Все ими руководствовались. Не случайно на роль главного героя - Лапшина - был утвержден Андрей Болтнев, которого нашел в Новосибирском театре Виктор Аристов, объездивший с этой целью многие театры. Из Омска он же привез замечательного актера Юрия Кузнецова. Главную героиню - актрису Адашеву, сыграла Нина Русланова.

- Вы продолжали сотрудничать с Екатериной?

- Мы вместе работали на сложнейших картинах лучших ленфильмовских режиссеров: «Порох» и «Трудно первые сто лет» Виктора Аристова, «Небывальщина» Сергея Овчарова, «Письма мертвого человека» Константина Лопушанского. Обе трудились с Семёном Арановичем - Екатерина на «Противостоянии», а я на «Торпедоносцах».

«Порох», «Торпедоносцы», «Противостояние» - фильмы военные, со сценами боёв, с большим количеством массовых сцен. Картины снимались в экспедициях, в тяжелых погодных условиях. Создание атмосферы боевых действий и жизни мирных жителей в условиях войны - сложнейшая художественная и организационная задача для всей съемочной группы.

Скоординировать работу подлинной военной техники и актеров-персонажей на площадке непросто. На фильме «Порох» летали самолеты и стреляли из пушек корабли Кронштадтской военной базы, на «Торпедоносцах» - постоянные «рулежки» на военных аэродромах...

Работали и с режиссёром Владимиром Бортко: я на «Собачьем сердце» и «Идиоте», Екатерина - на «Тарасе Бульбе».

В самом начале работы над «Собачьим сердцем», Бортко был крайне озабочен - найдется ли актер на роль Шарикова?.. Но так бывает в кино - то, что кажется почти невыполнимым... - разрешается неожиданно легко.

На киностудии «Ленфильм» была актерская картотека. Там я и нашла творческую карточку Владимира Толоконникова. Принесла ее Бортко. Он не поверил - так не бывает! Чтобы первый вариант - и в точку! Бегал по студии и всем показывал фото актера. Даже заглянул в наше замечательное кафе, где многое обсуждалось и, бывало, утверждалось в кругу коллег.

Толоконников был вызван на кинопробу (он работал в Алма-Атинском театре). Потом (поскольку – ну, так же не бывает!) мы пробовали еще семнадцать актеров - включая Константина Райкина и Алексея Жаркова. Второй раз вызвали Владимира Толоконникова... После этого он, конечно, был утвержден на роль Шарикова.

- Что вас побудило создать фильм именно о Екатерине?

- Мы прошли одну кинематографическую школу, нам повезло работать с лучшими, и после этого - уже ничего не было страшно! Профессии мы научились вместе именно у этих мастеров. Поэтому не было вопроса - о ком из коллег сделать картину.

Еще я сняла фильм о Екатерине Шапкайц потому, что она - лучший художник по костюмам, которого я знаю!

- Вы создаете в основном игровые фильмы. Почему решили снять документальный?

- Эта картина - не единственная документальная в моей фильмографии. Игровое и неигровое кино - совершенно разные по подходу к реализации замысла – и мне это интересно.

- Что было самым трудным при работе над фильмом?

- И в игровом, и в документальном коротком метре сложно рассказать историю сжато, но так, чтобы не потерять при этом ни суть, ни эмоциональное, человеческое наполнение… Основа фильма: отбор материала - монтаж. Приходится «отсекать» какие-то линии рассказа, ведь отснятого больше.

- Случилось ли на съемках что-то непредвиденное?

- Самым неожиданным стало то, что на родной киностудии «Ленфильм» нас не допустили к съемкам в главном костюмерном цехе. Рассказ Екатерины мы сняли около входной двери, в картину вошли только найденные фотографии.

- Какая основная идея фильма?

- Эта картина - посвящение кинематографистам, отдающим свой талант, жизнь этой прекрасной профессии. Это дань уважения Екатерине, выросшей в большого профессионала.

- Фильмов о представителях кинематографических профессий - операторах, звуковиках, художниках и других - к сожалению, крайне мало. Без этих людей не было бы кино, а подавляющее большинство зрителей о них ничего не знают. На самом деле, своей кинолентой вы внесли большой вклад в популяризацию отечественного кинематографа, рассказав и о профессии, и о таком выдающемся её представителе.

- Фильмы о киношниках необходимы, и было бы замечательно, если бы их было больше, не для архива - они нужны молодым. Хотелось бы чтобы было больше грантов на съемку картин по этой теме, востребованность их на телевидении, фестивалях.

Если продюсеры будут уверены в том, что киноленты, которые они запускают в производство, будут иметь возможность проката в кинотеатрах и на телевидении - это будет стимулировать и их тоже. Вы видели документальные фильмы в кинотеатрах?.. Да и телевидение своими работами в репортажном жанре, к сожалению, сильно «отодвигает» документальное кино.

- Вы продолжаете работать вместе с Екатериной или теперь только дружите?

- Конечно, мы продолжаем дружить! И если представится такой счастливый случай, приглашу её участвовать в своём проекте.

Надежда Якушева – режиссёр, сценарист, автор работ: «Улицы разбитых фонарей» (2008-2011), «Я ему верю» (2011), Честь Самурая» (2012) и других.

Беседу вела Ирина Иванова

Фото и кадры из фильма предоставлены Надеждой Якушевой

Фильм можно посмотреть онлайн

Читайте здесь интервью с В.П. Костриным - художником-постановщиком известных отечественных фильмов: «Белое солнце пустыни», «Звезда пленительного счастья», «Кавказский пленник» и многих других.

Смотрите в Телеграм и ВК анонсы показов лучших отечественных документальных фильмов и встреч с их создателями в киноклубе «Русский путь»: Москва, Нижняя Радищевская, д.2 (ст.м. Таганская кольцевая), Дом русского зарубежья им. А. Солженицына.

Читайте другие интервью с кинематографистами в нашем канале.

Благодарим вас за отметки "Мне нравится" - они помогают развитию нашего канала! Будем стараться радовать вас новыми интересными и познавательными публикациями.
Российская литература
0