В книге я бы выделил три идеи или основные мысли, которые так тяжело переживает мой друг. Это кризис образования и искусства в нашей стране в последние годы, ковид-19 и спецоперация, а также все, что с этим связано, и, наконец, путешествия по Западной Европе и Скандинавии, точнее воспоминания об этом и сожаление о невозможности вновь испытать радость погружения в ту атмосферу, которая живительно действовала на духовное начало и восстанавливала силы автора, как физические, так и творческие.
Конечно, эти три идеи не существуют по отдельности, они объединены прежде всего человеком, который в той или иной мере взаимодействует с каждым из этих явлений по отдельности и вместе, но говоря о моей точке зрения, о моем отношении к происходящему, я вынужден разделить эти переплетающиеся потоки, потому что мое отношение к неоднозначно, и я попытаюсь последовательно высказать и обосновать свое отношение к этим событиям и явлениям.
Начнем, пожалуй, с образования и искусства в нашей стране (потому что другие страны меня волнуют очень мало или даже еще меньше). Образование у нас в стране долго и упрямо ломали, топтали и гробили. Делали это старательно, не уставая и с большим усердием. Советскую систему образования, которая воспитала целые школы замечательных людей, угробили. Вместо нее сейчас мы имеем злобного, отвратительно воняющего, ни на что не способного импотента-карлика, который пыжится, пукает, смердит, но разодет в шелка и бархат, прикрыт со всех сторон лживыми утверждениями, красивыми, но пустыми словами, отлично защищен двойными стандартами и жополизанием т.н. «запада». Кроме того для тех, кто управляет сегодня процессом образования, характерна замечательная болячка, которой нет в медицинских справочниках, но она прекрасно распространена среди различных чиновников, особенно начальников. Она так и называется «начальственная глухота». Говорить с этими людьми бессмысленно, они не слышат никого, кроме тех, кто жидкой липкой слизью размазывает по лицу мира то же самое, что и они: двойные стандарты, вонючее равнодушие ко всему, кроме денег и удовольствий для себя родимых и, конечно, полное безразличие ко всем остальным, активно прикрываемое правильными словами и понятиями, смысл которых они давным-давно извратили, часто до состояния наоборот. Для полноты картины осталось добавить только, что практически все они – либерасты, потому что именно для либерастов – это типичная и привычная модель поведения и жизни.
Что касается искусства, то тут конечно все глубже и сложнее. Начинать сейчас ab ovo я не буду, потому что это займет слишком много времени и места. Позже выложу свое мнение по этому поводу. Сейчас же изложу свои конечные выводы. Искусство (все его виды, и музыка в том числе, мне-то она ближе, конечно) вещь изначально и навсегда убыточная. Искусство должно быть кем-то оплачено. Мало того, кроме прямых оплат (то есть обучение профессионалов, оплата их работы и создание мест, где те могли бы реализовать свой профессионализм) существуют не столь явные, но необходимые и немалые траты на воспитание и подготовку публики для тех самых профессионалов. В целом денег надо много, огромные суммы должны быть вложены для получения результата. Такие вложения может себе позволить только государство (любого типа). Дальше просто. После 30 лет активной работы по впихиванию в мозги всех людей установки о том, что главное – деньги, что решают все – деньги, что думать надо о деньгах, прежде всего и всегда, что все измеряется деньгами, мы пришли к тому, к чему и должны были прийти: всё, что не приносит прибыль – не нужно. То есть мы шли к этому всю дорогу, все эти 30 с лишним лет, шли, когда в 90-е выжить на зарплату педагога было невозможно, шли, когда урод с пятном похоронил СССР, государство, которое готово было тратить деньги на образование, на науку и искусство, на людей, а не на проекты, прибыль приносящие. Впрочем Горбач был всего лишь апофеозом , все началось задолго до того. Но не буду сейчас изливать все, и так уже длинно очень для одного куска. А то, что произошло в ковидный период – прямое следствие всех помоев, которые так долго варили, и вот уже 30 с лишним лет радостно подают обществу на стол. «Кушайте, дорогие мои, не обляпайтесь!» Вас так долго кормили красивыми словами, вам так долго лили в уши всю грязь, которую готовили для этого опытные спецы по грязевливанию, что теперь нечему удивляться. Огромная часть тех, кто может принимать хоть какие-то решения - либерасты. Они и делают, в частности с образованием и искусством то, что им положено, в соответствии с принципами, которые они впитали и которыми они дышат. Все, что приносит прибыль - продать, все, что не приносит прибыль – похерить! Ну и любимый прнцип французского ублюдка «После нас - хоть потоп!» для них – главный лозунг на знамени! Конечно, есть и среди педагогов, и среди людей искусства люди, которые не смотрят на удобства, не думают о деньгах, которые растят новых, замечательных людей, которые создают и поддерживают высокие художественные образы и настроения. Но, увы, таких мало, и с каждым годом становится все меньше. Чем это кончится? Посмотрим, если доживем. Процесс-то не мгновенный, да и надежда пока еще есть. Вот такие мысли у меня по поводу образования и искусства в нашей больной и засранной либерастами по самые уши стране.