Казалось бы, реальный драматичный случай – лето 1942 года, пройдя тысячу километров по белорусским лесам, десяток партизан выводят с оккупированной немцами территории пару сотен евреев. Бери да снимай, история всё уже проделала сама. Как говорится, что тут может пойти не так? Да и на международной арене все эти околохолокостные темы любят. Заодно можно напомнить и об эсэсовцах, и о коллаборационистах, и прочих вещах.
Да, фильм на похожую тему, про еврейский партизанский отряд и еврейских беженцев в белорусских лесах, уже был. «Вызов», 2008 года. И там цельный Дэниел Крейг снялся, не считая Льва Шрайбера. Но тот фильм был слаб, клюквенен и вообще импортный. Наши-то, поди, лучше снимут?
Ага, сняли, держи карман шире.
Если кратко и без подробностей – слабо, не логично и не реалистично. Получилось не серьёзное драматическое повествование, а эдакий примитивный телесериал для домохозяек. С минимумом реализма и максимумом кинематографических условностей и тупизны.
А если порассуждать чуть шире... Что мешало показать, как старые да малые, больные да немощные, поникшие и обессиленные, глубоко гражданские люди, над которыми нависла угроза неминуемой гибели, бредут по лесам и оврагам, как несколько раз натыкаются на немецкие заслоны, как теряют людей от истощения, болезней, ранений, но, всё-таки, через месяц, выходят на советскую территорию? Тут и характеры можно раскрыть, и взаимоотношения показать, и эволюцию героев, всё как положено. Как следует раскрыть и самих спасаемых евреев, и спасающих их партизан. Если уж так надо, можно и парочку «боевых» эпизодов вплести.
Но нет, нам два с половиной часа показывают какую-то невнятную нелогичную галиматью. В несколько бестолковых сюжетных линий, с несколькими главными героями. Да ещё с кучей персонажей разной степени невнятности и ненужности. Которые то берутся ниоткуда, то исчезают в никуда. (Зачем в повествование вообще вводили семью одного из главных героев – еврейского юноши? Промелькнули – и забыли. Ну уж покажите тогда, чем с ними дело кончилось. Что их расстреляли в овраге, или что их в Освенцим отправили. А то весь этот эпизод с ними, растянутый на двадцать минут, можно было спокойно свести к одной-единственной фразе: «я сбежал из Минского гетто, вся моя семья погибла»).
Да ещё эта дурацкая позолоченная цацка, с которой герой носится весь фильм, как дурак с писаной торбой… Это что, такой странный способ «переноса» и «овеществления» младшей сестрёнки, которую юноша при переходах потерял? Хрень получилась, прямо скажем.
Про «боевые сцены» лучше вообще не говорить. Такого уровня бездарности я давненько не встречал. Впрочем, это не главное.
Я простил бы и карикатурного маньяка-эсэсовца, и карманные телепорты у некоторых персонажей, позволяющие им спокойно и мгновенно перемещаться в пространстве, и даже странную географию-топографию. Если бы в кино при этом были интересные герои. Их взаимоотношения. Характеры. А не та серая мешанина, которую показали нам.
Кстати, о столь любимых киношниками и сериальшиками «любовных линиях». Даже этот момент полностью профукан. То, что показали, выглядит притянутым за ослиные уши бредом. А то, что случилось в реальности (и из чего вполне можно было бы выжать «романтику») – не показали вообще.
Плюс актёры. Точнее – минус актёры. Очень неровно. Одни – вот прям хорошо, другие – словно они и не актёры, а их с улицы набрали. Нет, главный герой (тот, который партизанский командир) – вполне на месте. Даже неожиданно было его видеть в таком амплуа. Крайне эпизодические Хабенский с Маковецким (ну а кому у нас ещё играть полупришибленных местечковых евреев?) – тоже вполне, мастерство не пропьёшь. А вот другой главный герой, который еврейский юноша – ну ни в синагогу, ни в Красную Армию. Как и все женские роли, кроме бабушек. Как и большинство остальных ролей, за редкими исключениями. (Если честно, больше всех мне тут понравился Евгений Муравич в эпизодической роли партизанского доктора).
Тут заодно хочется вопросить режиссёров – вы когда перестанете на массовочные роли рядовых солдат брать дяденек возрастом «хорошо за», с лишним весом и одышкой? Цепляться ко всяким пуговичкам и петличкам, как делают некоторые, я не собираюсь, но чёрт возьми, солдаты, большинству которых не по двадцать, а за сорок, просто бросаются в глаза. Ну и главгад… Дядя уже совсем седой и наполовину лысый (актёру 54 года), а он всё ещё гауптштурмфюрер. Капитан то есть. Это называется «у фрица военная карьера не задалась».
Впрочем, чего я жду от фильма, где уже вступительным титром сообщается, что потери Красной Армии в первый месяц (!) войны составили один миллион человек. А пленные, уже летом 1941-го в Белоруссии, сокрушаются о взятии немцами Киева.
Какую в итоге поставить оценку фильму? Циферки – вещь лукавая, оценка будет словами: плохо, очень плохо. Задумка была хорошая, но исполнение оказалось никуда не годным.
#кино #великая отечественная #военное кино #отечественное кино