Как известно, города Руси защищались при монгольском вторжении поодиночке – князьям так и не удалось договориться о создании единой рати под единым командованием. Хотя притчу о прутьях веника все он знали наизусть. Соответственно перед многотысячной мобильной армией конников, усиленной ещё и китайскими осадными машинами, ни один город устоять не смог.
Рязань, Переславль-Залесский, Тверь, Владимир продержались от 3 до 6 дней. Суздаль взяли единоразовым штурмом. Ростов великий вообще открыл ворота перед подступившим к посаду войском Батыя – и подвергся лишь слабому грабежу, без разрушений.
Но вот удельный пограничный городок в Черниговском княжестве под названием Козельск неожиданно для монголов стал «камешком в ботинке», не дав продвигаться дальше. А оставить его в тылу не взятым Батый не мог. И вот вопрос – ПОЧЕМУ?
Выдвигались разные версии – от лежащей на поверхности беспрекословной монгольской доктрины уничтожать осмелившихся сопротивляться «потрясателям Вселенной» до больших запасов фуражного зерна на складах Козельска, так необходимых коннице монголов. Однако стойкость города, скорее всего, объяснялась несколько иначе…
Летописец монгольского похода Рашид-ад-Дин приводит удивительный факт, который объясняет если не всё, то многое. Идущие на приступ городских стен монголы уже после первого штурма в череде последующих стали выкрикивать одну и ту же фразу, которая показывала суеверный страх перед защитниками: «Железные урусы!».
Что это было? Метафора? Дескать, какие стойкие, поистине железные люди защищают свой город! Но те же очевидцы донесли до нас другое: защитники города на его стенах были СПЛОШЬ закованы в стальную броню! Буквально от головы до пят, даже лица прикрывали не стрЕлки на переносице, как обычно, а полностью стальные маски. Так что монголы при виде их уподобились восточным акынам с их «Что вижу, то пою».
Откуда они, такие, взялись в заштатном пограничном городке, у которого даже взрослого правителя не было – князю Василию было всего 12 лет? Здесь надо посмотреть на географию, пути передвижения туменов Батыя и его соратников. А также на временные рамки военной компании.
Взятие городов планировалось заранее, и для этого за год-два шпионы орды под прикрытием купеческих караванов в Востока делали карты местности и составляли детальное описание городских стен, башен, подступов к посадам.
Но, как и при любой быстротечной военной компании, обороняющаяся сторона не всегда могла собрать главные силы для обороны. Поэтому неизбежно самая боеспособная часть княжеских дружин, от 5 до примерно 15% личного состава оказывалась во время нападения на стольные грады княжеств далеко за их пределами.
Перед вступлением войск Батыя в пределы Черниговщины туда уже стянулись вот эти разрозненные отряды, в каждом из которых находилось от 10 до 30 воинов-профессионалов – страшных в рубке, сильных и неутомимых (других в дружину не брали, отбор был жесточайший!).
В Чернигов, под руку местного князя, они уже не успевали – всюду встречались разъезды передового войска Батыя и его соратников, чингизидов Бури и Кадана. Единственная свободная дорога вела к небольшой крепости Козельску – куда самой логикой событий и законами логистики и стали стекаться разрозненные отряды остатков княжеских дружин из других пределов.
О чём, впрочем, не преминули сообщить в ставку хана те самые разъезды. И тот естественным образом изменил движение своих туменов, не желая оставлять в тылу сильный вооружённый отряд противника.
Он, кстати, оказался прав: при осаде Козельска, во-первых, у монголов не вышло применить их обычную тактику хашара. Это когда масса гражданских пленных идут стеной перед штурмующими стены монгольскими колоннами – военная верхушка обосновавшихся в Козельске отрядов из остатков дружин загодя предупредила окрестное население, которое или ушло в леса, или влилось в ряды защитников города.
Во-вторых, опытные дружинники, в совершенстве владеющие тактикой быстрых разящих ударов при выдвижении из обороняющихся порядков и столь же быстрыми, без потерь, отходами в первую же вылазку за стены города уничтожили все осадные машины!
Осаждающие город остались практически с голыми руками против мощных укреплений. Кроме того, перед самым городом проходил так называемый Змиев вал со рвом перед ним – остаток древнего, возрастом 5-6 веков, фортификационного сооружения, которое в своё время уберегло пра-русские племена от нашествия Аттилы (он обошёл из-за этого Русь много южнее).
В общем, единицы прорвавшихся на городские стены были сброшены буквально в виде кусков человеческих тел. Затрясло даже видавшего виды Батыя, который повелел называть стоящую перед своим войском крепость не иначе как «Злой город». И тут уже стала работать монгольская доктрина уничтожения непокорных – взять Козельск стало для потомка Чингисхана делом чести.
К гневу и горю хана изменников среди русских не нашлось. Поэтому помощи он мог ждать только от своих. Эту помощь оказал со своими туменами хан Гуюк, лишь с его людьми, и с адскими потерями Козельск был взят, разрушен, а его жителей и защитников перебили всех до единого.
Гуюку посланники Бату-хана, кстати, позже, в 1248 году, через 10 лет после Козельска, припомнили его беспомощность при взятии этого городка. Хитрый и опытный Батый намеренно подставил во время боя своего формального сюзерена (Гуюк был ближе родством к Чингисхану, чем Бату.), и тумены Гуюка понесли большие потери как раз в результате действий «железных урусов».
А сказано ему было буквально следующее: «По всему видно, что ты возомнил себя единственным и непобедимым покорителем русских. Но ведь ты даже при покорении их земель и козлиного копытца не добыл!» - имея в виду под козлиным копытцем «злой город» Козельск.
К слову, оборона этой маленькой пограничной крепости длилась как минимум 50 дней. Некоторые источники называют 56. И защитники города положили под его стенами врагов как бы не раз в 5 больше, чем погибло в конце концов с их стороны – включая даже женщин и детей.
Вечная им память.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропускать ничего интересного. В наших обзорах и исторических расследованиях вы найдете «Только факты». Мы стараемся показывать вам самые интересные страницы российской истории. Будем признательны за комментарии.