Найти тему
Две империи

Ёситоси Цукиока - последний мастер укиё-э

Оглавление
Цукиока Ёситоси 月岡 芳年 (автор Канаки Тосикагэ)
Цукиока Ёситоси 月岡 芳年 (автор Канаки Тосикагэ)

Ёситоси Цукиока (月岡芳年; 1839 – 1892) - японский художник по праву считается последним великим мастером гравюр в жанре укиё-э. Почему последний? Да потому, что творчество мастера пришлось на период, когда старый мир эпохи Эдо¹ впопыхах отступал, а на смену ему стремительно надвигалась эпоха «просвещенного правления» Мэйдзи², открывшая границы для достижений западной цивилизации. Новомодные веяния в живописи стали уверенно вытеснять гравюры в стиле укиё-э, процветавшие в стране с XVII века.

Япония отказывается от самоизоляции и новое правительство вводит в стране европейские обычаи и порядки, проводит в жизнь политику широкого заимствования западной культуры. Искусство переживает характерный для всей национальной культуры период активного интереса ко всему пришлому.

Как и многие японские мастера той эпохи, Ёситоси заинтересовался западными новшествами, однако позднее стал серьёзно беспокоится об утрате многих аспектов традиционной японской культуры, в том числе упадком направления укиё-э.

Ёситоси рисовал исторические сюжеты, красивых женщин, эротическую графику сюнга и актеров театра Кабуки.

Но также уделял внимание кровавому жанру: военным битвам, смерти в бою, самоубийству-харакири и прочим сюжетам в жанре мудзан-э (無残絵) - картин с изображением жестоких сцен. Его даже прозвали "безумным художником" и "кровавым Ёситоси".

Творчество

В 1850 году в возрасте двенадцати лет Ёситоси Цукиока стал учеником Куниёси Утагава.

В 1853 году он начал свою карьеру, иллюстрируя книгу под псевдонимом Ёситоси Ёсиока. В том же году он создал свой первый дизайн для ксилографии под псевдонимом Ёситоси Икаисай.

Первый успех к мастеру пришёл после издания серии гравюр «Сто японских и китайских историй» в 1865 году.

В те сложные и неспокойные годы для Японии эстетика насилия обрела популярность среди широких слоёв населения.

В 1866 году подготовил серию гравюр «Двадцать восемь убийств со стихами», особенностью которой была детальная прорисовка сцен убийств, благодаря чему имя молодого художника стало ещё более известно в Эдо (современный Токио).

Примерно с 1870 года он страдал психическим расстройством и выпустил гораздо меньше работ. Художник впал в глубокую депрессию, он мог работать и мучился чувством бесполезности.

В 1873 г. он выходит из кризиса и меняет своё имя на Ёситоси Тайсо.

С 1874 по1876-й работает иллюстратором в газете «Юбинхоти симбун», где публикует около 60 рисунков. Там были статьи о современных происшествиях с ксилографическими иллюстрациями.

В 1877 году разразилась Сейнанская Война. Ёситоси изобразил сцены сражений при помощи своего воображения.

Постепенно здоровье его укрепилось. Появились заказы, благосостояние мастера значительно улучшается. Он расплатился с долгами, купил дом, сошелся с Тайко  Сакамаки и1884 году официально женился на ней.

В 1885 году он начал одну из своих самых известных серий - "100 видов Луны".

КРАСАВИЦА В ЛЕСУ ПОД ЯРКИМ ЛУННЫМ СВЕТОМ
Две империи21 ноября 2022

Весной 1892 года Ёситоси окончательно потерял рассудок и был помещен в психиатрическую лечебницу Сугамо. Но 2 мая он был выписан из больницы, так как его врач отказался от него.

9 июня 1892 года Ёситоси Цукиока умер от кровоизлияния в мозг в возрасте 53 лет.

За свою жизнь Ёситоси создал множество серий гравюр, три из которых – «Сто видов луны», «Тридцать шесть привидений» и «Тридцать два вида обычаев и нравов» содержат общепризнанные шедевры.

Ёситоси сумел вывести традиционную японскую гравюру на новый уровень, прежде чем она умерла вместе с ним.

Стиль живописи и сюжеты

Хотя творчество Ёситоси и ассоциируется с гравюрами зверств и кровавых зрелищ, все же он был разноплановым художником. Его искусство охватывало широкий спектр исторических картин, изображений красивых женщин, бытовых сцен нравов и обычаев, а также классических сюжетов. В последнее время художник стал больше внимания уделять мирным сюжетам.

Картины Ёситоси отличаются великолепным подбором цветов и замечательными техниками, которые он получил от своего мастера Куниеси. Картины и которые он разработал сам на основе того, что получил от своего мастера.

Его живописные приемы изображения движущегося предмета, как в стоп-кадре, до сих пор используются в современной манга³ и гэкига⁴; поэтому некоторые люди говорят, что он является пионером современной гэкига.

Личность

Ёситоси был строгим и одновременно справедливым и любящим учителем по отношению к своим ученикам. Собственно, немало его учеников стали великими художниками.

Говорят, что он был настолько сентиментален и отзывчив, что его трогали до слез душещипательные истории о человеческих взаимоотношениях.
Ёситоши был жизнерадостным человеком, любил праздники и был хорошим собеседником.

***

1. Период Эдо — исторический период (1603—1868) Японии, время правления клана Токугава.

2. Мэйдзи — девиз правления императора Муцухито, что в переводе означает «просвещенное правление»; период в истории Японии с 23 октября 1868 года по 30 июля 1912 года.

3. Манга - японские комиксы.

4. Гэкига - так в 1960-х годах называли японские комиксы. Они отличались качеством и реалистичностью рисовки. Так же гэкига имела сложный и запутанный сюжет.

"Сто видов Луны" Цукиока Ёситоси
Две империи13 марта 2023
Японская живопись укиё-э. Искусство японской гравюры
Две империи3 апреля 2023