Найти тему
Валерий Ростов

Music Rarities 52. Группы из Швейцарии и Англии с одинаковым названием Circus.

Группа Circus
Группа Circus

В ближайших трех статьях расскажем о группах с одним и тем же названием, просто их много и выбраны лучшие, но это опять же мое мнение, а у каждого есть свое.

Circus (Швейцария)

Начнем с этой швейцарской группы, которая была создана в Базеле в 1972 году, и просуществовала до 1980 года.

Группа очень необычная, во-первых, решиться начать выпускать альбомы прогрессивного рока во второй половине 1970-х годов, в то время как многие группы, даже очень известные, переквалифицировались на более коммерческий рок, поп-рок, и даже панк. Во-вторых, Швейцария не такая известная рок страна, и тем более по наличию в ней прог-групп, пожалуй, самая известная Island, и конечно Circus. Ну и в-третьих, группа своеобразная еще и тем, что в ее инструментальном ассортименте не было ни одной электрогитары, ни клавишных, зато присутствовали саксофоны, флейта, акустическая гитара, бас-гитара и барабаны.

Группа Circus
Группа Circus

Состав группы:

Marco Cerletti - bass, bass pedal, guitar
Andreas Grieder - flutes
Roland Frei - lead vocals, acoustic guitar, tenor saxophone
Fritz Hauser - drums, vibes, percussion

С таким набором инструментов любой слушатель вправе ожидать от Circus неполноценную музыку, однако с первых же нот группа поражает очень красивой музыкой с очень сложными аранжировками, что подтверждается выпуском одноименного дебютного альбома, который вышел в 1976 году.

альбом "Circus" 1976 год
альбом "Circus" 1976 год

Многие критики пишут, что этот альбом был как-бы стартовой площадкой для их второго шедеврального альбома, но это скорее всего не так. Дебютный альбом тоже очень хорош, он более мелодичный, загадочный и более мечтательный чем второй. На этом альбоме сильно ощущается влияние группы Van Der Graaf Generator, ну а временами можно увидеть некоторые черты GNIDROLOG, особенно в более тяжелых и мрачных моментах, которые очень хорошо создает главный основатель бас-гитарист Marco Cerletti с помощью педалей изменяет звуки, создавая эффекты похожие на гитару и орган, сохраняя при этом великолепные басовые пассажи. С первых же нот второй десятиминутной композиции, и последующих треках прослеживается мрачная атмосфера классического прогрессивного рока в духе King Crimson с хорошими акустическими гитарами и очень мягкими партиями флейты. Мультиинструменталист Roland Frei, который к тому же является отличным и очень интересным вокалистом, с своеобразным вокальным диапазоном, звучащим иногда как у Ian Anderson, но больше всего его вокальные партии похожи на Peter Hammill. Ну а флейтист Andreas Grieder очень профессионально дополняет общую картину одного из самых великолепных альбомов, которые когда-либо звучали.

Несмотря на то, что они наиболее известны своим вторым альбомом «Movin’ On» который вышел в следующем 1977 году, возможно, лучшим сочинением швейцарского прогрессивного рока, этот дебют не стоит упускать из виду.

альбом «Movin’ On» 1977 год
альбом «Movin’ On» 1977 год

В то время как одноименный дебют был мечтательным, мелодичным и абстрактным, следующий альбом начинается с абсолютно шедевральных более коротких треков, которые очень плавно перетекают от одного к другому. Здесь очень четко раскрывает свой талант невероятный перкуссионист Fritz Hauser, используя всевозможные ударные инструменты, и создает одни из самых красивых партий вибрафона со времен Greenslade в Colosseum.

Первая композиция “The Bandsman”, начинается с флейты, унося нас в вихре музыки, поднимая над землей, создавая ощущение фантастики и космического пространства. Группа, разнообразя различные стили в этом сочинении иногда заставляет задуматься, а действительно ли они играют только на этих музыкальных инструментах. Положительным моментом является уникальное звучание группы, как и в дебютном альбоме, без клавишных, с большим количеством саксофона, флейты и акустических гитар, а вокальные партии звучат как Peter Hammill, но более реально с легким эмоциональным, мелодичным оттенком. Музыка Circus очень уникальна, временами, как и в первом альбоме напоминает, особенно саксофонами, и пением Roland Frei величайшую группу Van Der Graaf Generator, а иногда King Crimson, но что странно даже из-за обилия флейты не создается ощущения похожести на Jethro Tull, может потому что эта эклектичная музыка с некоторыми джазовыми и авангардными штрихами.

Если прослушать весь альбом, то в нем нет ни одной слабой песни, каждый отдельный трек прекрасен, а также каждый из них имеет свою уникальность, ну а последнее самое длинное 22-минутное произведение «Movin’ On» можно поставить в один ряд с другими шедевральными сочинениями прогрессивного рока, где профессиональное владение музыкантами мультиинструменталистами своими инструментами передают красивое и разнообразное кентерберийское звучание. Очень драматические аранжировки впечатляют, чередуясь с некоторыми мягкими текстурами, создавая уникальную атмосферу, начиная с пения очень красиво сочиненной поэзии и заканчивая разнообразными инструментальными текстурами.

После длительного перерыва в 1980 году, группа выпустила альбом “Fearless, Tearless and Even Less”, который отличался от предыдущих двух изменениями в составе, и наличием клавишных и электрогитары. В первую очередь ушел флейтист Andreas Grieder, которого заменил клавишник Stephan Ammann, а басист Marco Cerletti добавил к своим профессиональным обязанностям игру на электрогитаре.

Трэклист:
01. The night step (3:48)
02. Leave it or love it (7:33)
03. Berlin (5:04)
04. Fearless, tearless and even less (4:15)
05. Hearts and spaces (9:40)
06. Manaslu (12:16)

Альбом “Fearless, Tearless and Even Less” 1980 год.
Альбом “Fearless, Tearless and Even Less” 1980 год.

Эти изменения естественно сильно повлияли на музыкальную палитру альбома, поменяли звучание группы, но некоторая схожесть все-таки ощущается, здесь так же есть те короткие мелодичные хорошо сочиненные песни, которые также как в предыдущих альбомах, дополняются безупречным взаимодействием всех четырех игроков. Но все же здесь нет тех эффектных шедевров как в начале своего творчества, не хватает нежных звуков флейты, но его надо обязательно иметь в коллекции, ну и конечно слушать.

Это настоящая жемчужина прогрессивного рока, своеобразная и оригинальная symphonic prog группа, которая в свое время не получила того должного внимания какого заслуживала.

Circus (Англия)

Группа Сircus
Группа Сircus

Английская группа Сircus образовавшаяся в середине 60-х под другим названием, и исполняла поначалу поп-музыку и рок-н-роллы. А впоследствии в 1969 году перед изданием одноименного альбома имела звучание, немного напоминавшее ранний Jethro Tull или Caravan, и которую помнят, как начало творчества знаменитого мультиинструменталиста Mel Collins, поэтому в музыке этого альбома в некоторых моментах есть определенное сходство и с King Crimson. Ведь в первую очередь саксофонист и флейтист Mel Collins за свою долгую музыкальную карьеру успел поиграть после дебюта с группой Сircus сначала в нескольких альбомах King Crimson, а затем с другими известными коллективами Camel, Caravan, The Rolling Stones, Uriah Heep, Dire Straits, Eric Clapton, Bad Company, Humble Pie, и многими другими.

Состав:
Kirk Riddle - Bass, Guitar
Chris Burrows - Drums
Mel Collins - Flute, Tenor Saxophone
Ian Jelfs - Guitar, Vocals

Альбом “Сircus” 1969 год.
Альбом “Сircus” 1969 год.

Из восьми треков только половина были оригиналами, написанными Mel Collins, тогда как другая половина была каверами на открывающую альбом песню The Beatles “Norwegian Wood”, ну и конечно “Monday, Monday”, ставшей знаменитым хитом для The Mamas & The Papas.

Все произведения “Сircus” удивительно изобретательны, объединяя воодушевляющий музыкальный дух группы с их новаторским, психоделическим, фолковым звучанием. И что удивительно, как и в вышеописанной швейцарской одноименной группе у них не было клавишных, зато преобладали духовые инструменты саксофон и флейта, создавая мелодизм прогрессивной музыке, а дополненная профессиональной барабанной игрой Chris Burrows, своеобразным гитарными импровизациями Chris Burrows и жесткими басовыми пассажами Kirk Riddle музыка группы очень часто срывается в разнообразный джаз-рок и фьюжн.

Mel Collins давая интервью рассказал как музыканты жили в то время: “Это было очень творческое время, когда вам разрешалось экспериментировать. Не было никакой формулы, которой ты должен был придерживаться”.

Альбом хорошо продавался и впоследствии стал желанным предметом коллекционирования, поэтому очень жаль что такой талантливый коллектив практически написав материал для второго альбома, так и не опубликовав его распался.