В ближайших трех статьях расскажем о группах с одним и тем же названием, просто их много и выбраны лучшие, но это опять же мое мнение, а у каждого есть свое.
Circus (Швейцария)
Начнем с этой швейцарской группы, которая была создана в Базеле в 1972 году, и просуществовала до 1980 года.
Группа очень необычная, во-первых, решиться начать выпускать альбомы прогрессивного рока во второй половине 1970-х годов, в то время как многие группы, даже очень известные, переквалифицировались на более коммерческий рок, поп-рок, и даже панк. Во-вторых, Швейцария не такая известная рок страна, и тем более по наличию в ней прог-групп, пожалуй, самая известная Island, и конечно Circus. Ну и в-третьих, группа своеобразная еще и тем, что в ее инструментальном ассортименте не было ни одной электрогитары, ни клавишных, зато присутствовали саксофоны, флейта, акустическая гитара, бас-гитара и барабаны.
Состав группы:
Marco Cerletti - bass, bass pedal, guitar
Andreas Grieder - flutes
Roland Frei - lead vocals, acoustic guitar, tenor saxophone
Fritz Hauser - drums, vibes, percussion
С таким набором инструментов любой слушатель вправе ожидать от Circus неполноценную музыку, однако с первых же нот группа поражает очень красивой музыкой с очень сложными аранжировками, что подтверждается выпуском одноименного дебютного альбома, который вышел в 1976 году.
Многие критики пишут, что этот альбом был как-бы стартовой площадкой для их второго шедеврального альбома, но это скорее всего не так. Дебютный альбом тоже очень хорош, он более мелодичный, загадочный и более мечтательный чем второй. На этом альбоме сильно ощущается влияние группы Van Der Graaf Generator, ну а временами можно увидеть некоторые черты GNIDROLOG, особенно в более тяжелых и мрачных моментах, которые очень хорошо создает главный основатель бас-гитарист Marco Cerletti с помощью педалей изменяет звуки, создавая эффекты похожие на гитару и орган, сохраняя при этом великолепные басовые пассажи. С первых же нот второй десятиминутной композиции, и последующих треках прослеживается мрачная атмосфера классического прогрессивного рока в духе King Crimson с хорошими акустическими гитарами и очень мягкими партиями флейты. Мультиинструменталист Roland Frei, который к тому же является отличным и очень интересным вокалистом, с своеобразным вокальным диапазоном, звучащим иногда как у Ian Anderson, но больше всего его вокальные партии похожи на Peter Hammill. Ну а флейтист Andreas Grieder очень профессионально дополняет общую картину одного из самых великолепных альбомов, которые когда-либо звучали.
Несмотря на то, что они наиболее известны своим вторым альбомом «Movin’ On» который вышел в следующем 1977 году, возможно, лучшим сочинением швейцарского прогрессивного рока, этот дебют не стоит упускать из виду.
В то время как одноименный дебют был мечтательным, мелодичным и абстрактным, следующий альбом начинается с абсолютно шедевральных более коротких треков, которые очень плавно перетекают от одного к другому. Здесь очень четко раскрывает свой талант невероятный перкуссионист Fritz Hauser, используя всевозможные ударные инструменты, и создает одни из самых красивых партий вибрафона со времен Greenslade в Colosseum.
Первая композиция “The Bandsman”, начинается с флейты, унося нас в вихре музыки, поднимая над землей, создавая ощущение фантастики и космического пространства. Группа, разнообразя различные стили в этом сочинении иногда заставляет задуматься, а действительно ли они играют только на этих музыкальных инструментах. Положительным моментом является уникальное звучание группы, как и в дебютном альбоме, без клавишных, с большим количеством саксофона, флейты и акустических гитар, а вокальные партии звучат как Peter Hammill, но более реально с легким эмоциональным, мелодичным оттенком. Музыка Circus очень уникальна, временами, как и в первом альбоме напоминает, особенно саксофонами, и пением Roland Frei величайшую группу Van Der Graaf Generator, а иногда King Crimson, но что странно даже из-за обилия флейты не создается ощущения похожести на Jethro Tull, может потому что эта эклектичная музыка с некоторыми джазовыми и авангардными штрихами.
Если прослушать весь альбом, то в нем нет ни одной слабой песни, каждый отдельный трек прекрасен, а также каждый из них имеет свою уникальность, ну а последнее самое длинное 22-минутное произведение «Movin’ On» можно поставить в один ряд с другими шедевральными сочинениями прогрессивного рока, где профессиональное владение музыкантами мультиинструменталистами своими инструментами передают красивое и разнообразное кентерберийское звучание. Очень драматические аранжировки впечатляют, чередуясь с некоторыми мягкими текстурами, создавая уникальную атмосферу, начиная с пения очень красиво сочиненной поэзии и заканчивая разнообразными инструментальными текстурами.
После длительного перерыва в 1980 году, группа выпустила альбом “Fearless, Tearless and Even Less”, который отличался от предыдущих двух изменениями в составе, и наличием клавишных и электрогитары. В первую очередь ушел флейтист Andreas Grieder, которого заменил клавишник Stephan Ammann, а басист Marco Cerletti добавил к своим профессиональным обязанностям игру на электрогитаре.
Трэклист:
01. The night step (3:48)
02. Leave it or love it (7:33)
03. Berlin (5:04)
04. Fearless, tearless and even less (4:15)
05. Hearts and spaces (9:40)
06. Manaslu (12:16)
Эти изменения естественно сильно повлияли на музыкальную палитру альбома, поменяли звучание группы, но некоторая схожесть все-таки ощущается, здесь так же есть те короткие мелодичные хорошо сочиненные песни, которые также как в предыдущих альбомах, дополняются безупречным взаимодействием всех четырех игроков. Но все же здесь нет тех эффектных шедевров как в начале своего творчества, не хватает нежных звуков флейты, но его надо обязательно иметь в коллекции, ну и конечно слушать.
Это настоящая жемчужина прогрессивного рока, своеобразная и оригинальная symphonic prog группа, которая в свое время не получила того должного внимания какого заслуживала.
Circus (Англия)
Английская группа Сircus образовавшаяся в середине 60-х под другим названием, и исполняла поначалу поп-музыку и рок-н-роллы. А впоследствии в 1969 году перед изданием одноименного альбома имела звучание, немного напоминавшее ранний Jethro Tull или Caravan, и которую помнят, как начало творчества знаменитого мультиинструменталиста Mel Collins, поэтому в музыке этого альбома в некоторых моментах есть определенное сходство и с King Crimson. Ведь в первую очередь саксофонист и флейтист Mel Collins за свою долгую музыкальную карьеру успел поиграть после дебюта с группой Сircus сначала в нескольких альбомах King Crimson, а затем с другими известными коллективами Camel, Caravan, The Rolling Stones, Uriah Heep, Dire Straits, Eric Clapton, Bad Company, Humble Pie, и многими другими.
Состав:
Kirk Riddle - Bass, Guitar
Chris Burrows - Drums
Mel Collins - Flute, Tenor Saxophone
Ian Jelfs - Guitar, Vocals
Из восьми треков только половина были оригиналами, написанными Mel Collins, тогда как другая половина была каверами на открывающую альбом песню The Beatles “Norwegian Wood”, ну и конечно “Monday, Monday”, ставшей знаменитым хитом для The Mamas & The Papas.
Все произведения “Сircus” удивительно изобретательны, объединяя воодушевляющий музыкальный дух группы с их новаторским, психоделическим, фолковым звучанием. И что удивительно, как и в вышеописанной швейцарской одноименной группе у них не было клавишных, зато преобладали духовые инструменты саксофон и флейта, создавая мелодизм прогрессивной музыке, а дополненная профессиональной барабанной игрой Chris Burrows, своеобразным гитарными импровизациями Chris Burrows и жесткими басовыми пассажами Kirk Riddle музыка группы очень часто срывается в разнообразный джаз-рок и фьюжн.
Mel Collins давая интервью рассказал как музыканты жили в то время: “Это было очень творческое время, когда вам разрешалось экспериментировать. Не было никакой формулы, которой ты должен был придерживаться”.
Альбом хорошо продавался и впоследствии стал желанным предметом коллекционирования, поэтому очень жаль что такой талантливый коллектив практически написав материал для второго альбома, так и не опубликовав его распался.