СОДЕРЖАНИЕ :
Введение
Глава 1. Понятие «социальная работа»
Глава 2 Субъекты и объекты социальной работы
2.1 Объект социальной работы
2.2 Субъект социальной работы
3.Функции социальной работы
4. Должностные обязанности социального работника
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Социальная работа относится к профессиям, которые возникли и утверждаются с целью удовлетворения насущных потребностей общества и его граждан. Она призвана создавать необходимые условия не только для социального обеспечения отдельных индивидов, групп, общин, но и для развития их способности выстраивать свою жизнь, мобилизовать внутренние ресурсы для преодоления жизненных кризисов.
Социальная работа относительно молодая наука, в апреле 1991 года решением Государственного комитета по труду и социальным вопросам №92 перечень профессий Российской Федерации был дополнен этой новой специальностью.
Законодательно такая работа определяется как деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Другими словами, это помощь людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, путем информирования, консультирования, прямой натуральной и финансовой помощи, ухода за больными и одинокими, обслуживания их, оказания психологической поддержки с целью преодоления этой трудности.
В настоящее время социальная работа является одной из важнейших гуманитарных профессий, необходимых для устойчивого социального развития общества.
Задачей работы является изучение структуры социальной работы. Как любая наука, социальная работа имеет свой предмет, объект, субъект, функции.
1.ПОНЯНИЕ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА»
Важно четко определить само понятие «социальной работы».
Социальная работа определяется как особый вид деятельности, направленный на решение социальных проблем отдельных личностей, слоев и групп, на создание условий, которые благоприятствуют восстановлению или улучшению способностей людей к социальному функционированию
Социальная работа как профессиональная деятельность выполняет такие основные функции:
Диагностическая функция социальной работы. Отвечает диагностической цели, то есть представляет действия по изучению особенностей объекта и проблемы, с которыми предстоит работать.
Предупредительно-профилактическая функция социальной работы. Это реализация на практике различных методов предотвращения и профилактики асоциальных явлений, а также оказание юридической, медицинской, психологической, социально-бытовой помощи.
Информационная — сбор первичных данных о человеке или группе: возраст, пол, состояние здоровья, материальный достаток и семейное положение и т. д.
Прогностическая — составление прогноза деятельности социального работника с оценкой действенности его помощи, сложности работы, моделирования поведения объекта, необходимых мероприятий по оказанию помощи.
Социально-педагогическая — привлечение или обучение специалистов в зависимости от запроса общества.
Организационная функция социальной работы. Действия по планированию предстоящей работы с социальными службами, определению содержания и вида материальной или психологической помощи.
Социально-психологическая — профессиональная помощь по коррекции взаимоотношений, реабилитации и адаптации клиентов социальных служб.
Правозащитная функция социальной работы. Привлечение необходимых для защиты или поддержки клиента определенных законов и нормативных актов.
Управленческая функция социальной работы. Реализуется всеми уровнями социальных работников для оценки состояния объекта, планирования и прогноза, контроля, материально-технического обеспечения.
Социально-бытовая — оказание практической помощи, например в организации быта, улучшении жилищных условий.
Контрольно-надзорная — проведение контроля использования выделенных средств и проверки факта предоставления социальной помощи.
Социально-медицинская — содействие приобретению навыков здорового образа жизни, оказанию медицинской помощи, проведению профилактики заболеваний.
Предупредительно-профилактическая — использование разнообразных методов по предотвращению деструктивных явлений; организация правовой, медицинской, психологической, юридической помощи.
Информационно-коммуникативная функция социальной работы. Помощь в обмене информацией между клиентами и социальными институтами, подключение к решению проблемы разных организаций, установление связи между ними.
Нравственно-гуманистическая функция социальной работы. Внедрение в общество гуманистических целей и организация достойной жизнедеятельности людей.
Рекламно-пропагандистская — организация рекламы и пропаганды социальных услуг.
Функции и принципы социальной работы применимы к каждому из уровней этой деятельности, а успех их функционирования и перспективы успешного решения задач зависят от методов, используемых в конкретной ситуации к определенному человеку или группе людей с конкретной проблемой.
Профессия социального работника получила распространение в нашей стране после 1991 г.
Появление новой профессии связано с тем , что возросло количество неполных семей ; абортов; детей - инвалидов нуждаются в материальной, психологической и юридической помощи; страдающих психическими заболеваниями; преступлений совершенных подростками; алкоголиков; наркоманов; токсикоманов. Участились жестокое обращение с детьми, психологические стрессы, заболевания, самоубийства, проституция в связи с социальным неблагополучием (в обществе и семье) .
Поэтому назрела необходимость поиска новых путей, способных удовлетворить потребности населения в социальной поддержке и защите.
Социальный работник выступает в роли посредника между клиентом и государством.
Смысл социальной работы – это деятельность по оказанию помощи индивидам, семьям, группам в реализации их социальных прав и в компенсации физических, психических, интеллектуальных, социальных недостатков, препятствующих полноценному социальному функционированию. Эта деятельность может быть и профессиональной и непрофессиональной (добровольческой)
Содержание социальной работы можно определить как специфический вид профессиональной деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц. Социальное обслуживание это деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Любая деятельность, в том числе и социальная работа, имеет свою структуру, каждый элемент которой необходим, органически связан и взаимодействует с другими, выполняя особые функции. Такие структуры называются целостными системами.
Социальная работа представляет собой целостную систему. Она состоит из нескольких относительно самостоятельных, но в то, же время зависимых друг от друга элементов. Это — субъект, содержание, управление, объект и связывающие их в единое целое средства, функции и цели.
Мы рассмотрим только 2 элемента - это объект и субъект.
2.1 ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Объекты социальной работы – это люди/группы населения, которые оказались в сложной жизненной ситуации.
Объектом социальной работы являются не только люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию - беду; подростки, оказавшиеся в дурной компании, но и непосредственное окружение индивида социальные группы и сети в которую они вовлечены.
Объект социальной работы - это целый ряд социальных связей: социальная поддержка, социальная помощь, социальная реабилитация.
На каком бы уровне – индивидуальном или групповом – ни возникали человеческие проблемы, объектом помощи со стороны социальных работников (или просто объектом социальной работы) являются люди, которые ставят перед собой определенные цели, но не в состоянии сами их реализовать, испытывая в силу этого чувство неудовлетворенности жизнью. За каждой человеческой проблемой кроется множество личных, т.е. неудовлетворенных потребностей целой группы людей. Какими бы специфическими ни были, например, личные проблемы тех или иных безработных, различающихся по полу, возрасту, семейному положению, уровню образования или специальности, каждая из них является проявлением социальной проблемы, называемой безработицей. Поэтому можно сказать, что объектами социальной работы являются различные группы людей, испытывающих трудности при решении проблем, которые возникают в их жизни.
2.2 СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Все функции по оказанию помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, нуждающиеся в посторонней помощи выполняют субъекты социальной работы. К ним относятся люди и организации, которые ведут социальную работу, это и государство, и благотворительные и общественные организации. Но главным субъектом все, же остаются люди, которые профессионально или желают помочь на общественных началах.
Классификация субъектов социальной работы
1. Организации, учреждения, социальные институты общества. К ним относятся: государство со своими структурами в лице законодательной, исполнительной и судебной властей. Здесь особую роль играет Министерство здравоохранения и социального развития, исполнительные органы управления социальной работы на региональном уровне (органы социальной защиты краев, областей, республик, автономных образований), городов, местных администраций;
Социальные службы: территориальные центры социальной помощи семье и детям; социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних; центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей; реабилитационные центры для детей и подростков; центры психологической помощи населению; центры экстренной психологической помощи по телефону;
Администрации государственных предприятий, организаций, учреждений, вузов и их подразделения.
2. Общественные, благотворительные организации и учреждения: профсоюзы, отделения Детского фонда, частные социальные службы, организации. В России благотворительная деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», который обеспечивает правовое регулирование этой деятельности, гарантирует поддержку ее участникам, создает правовые основы для развития деятельности благотворительных организаций, в, частности установление налоговых льгот./9/
3. Люди, занимающиеся практической социальной работой профессионально или на общественных началах. Фактически они являются представителями двух указанных субъектов социальной работы. При этом их можно разделить на: организаторы-управленцы и исполнители, практические социальные работники, оказывающие непосредственную помощь, поддержку, обеспечивающие социальную защиту клиентов, представителей уже рассмотренных нами объектов социальной работы. Социальные работники – особая группа, они должны обладать определенными профессиональными и духовно-нравственными качествами.
4. Преподаватели, и те, кто способствует закреплению знаний, навыков, умений: руководители студенческой практики, наставники, практические социальные работники и другие работники, способствующие прохождению практики студентов в различных организациях, учреждениях, предприятиях социальной сферы.
5. Исследователи социальной работы: научные работники анализируют состояние социальной работы, используя различные методы, разрабатывают научные программы, фиксируют существующие и зарождающиеся тенденции в этой области, публикуют научные отчеты, книги, статьи по проблематике социальной работы. Большую роль в этом процессе играют кафедры ведущих вузов страны, лаборатории, научные учреждения, диссертационные советы по защите докторских и кандидатских диссертаций в области социальной проблематики.
Но все, же главным субъектом социальной работы остается – государство с его органами исполнительной власти, как местного, так и регионального уровня. Государство является субъектом социальной защиты, выражающим общественные интересы. Решение этой проблемы является его неотъемлемой функцией. Социальная работа невозможна без государства, создающего для нее законодательную основу, а также без социальных агентств, которые занимаются ее организацией. Ведущая роль в осуществлении социальной работы принадлежит, однако, не государству и не организациям, занимающимся профессиональной помощью нуждающимся, а социальным работникам, поскольку именно на них лежит непосредственная работа с людьми, которые нуждаются в помощи.
3.Функции социальной работы
Понятие функций в науке трактуется неоднозначно. Их можно понимать как основные направления деятельности субъектов социальной системы или как роли, выполняемые ими в интересах индивидов, социальных групп и общностей. Большинство ученых в области социальной работы рассматривают приблизительно один и тот же набор функций.
Функции социальной работы имеют сложную интегральную природу. Среди них выделим следующие:
- нравственно-гуманистическая – обозначает проявление гуманного отношения человека к человеку. В условиях социальных потрясений, экономического кризиса социальная работа направлена, прежде всего, на тех, кто находится в более трудном положении (инвалиды, пенсионеры, дети, беженцы, безработные).
Социальная работа создает условия для достойной жизни человека как главного субъекта общества, содействует реализации его потребностей и интересов;
- информационно-коммуникативная – выявляет, собирает, обобщает и доводит до субъектов информацию о людях, нуждающихся в социальной помощи, о фактах, требующих вмешательства социальных служб, создает банк данных о семьях и отдельных лицах, нуждающихся в социальном патронаже;
- аналитико-прогнозная – изучает тенденции социального напряжения в обществе, демографические ситуации, причины социального и семейного неблагополучия, общественное мнение о состоянии социальной помощи и защиты, потребностей в ней, программирует и прогнозирует процессы социального развития общества;
- организационно-методическая – содействует созданию центров социальных услуг, социальных служб, изучает инновационные формы их работы, обобщает и распространяет опыт их деятельности. Систематизирует информационные материалы, законодательные и иные правовые акты, организует их изучение среди населения;
- рекламно-пропагандистская – организует рекламу социальных услуг, пропагандирует в средствах массовой информации идеи социальной помощи и защиты человека, укрепления и поддержки семьи, воспитания детей и подростков, развития социальных традиций;
- регуляционно-профилактическая – предусматривает и приводит в действие социально-правовые, юридические психологические, педагогические механизмы предупреждения и преодоления негативных явлений, регулирует поведение личности в обществе;
- аффектно-коммуникативная – регулирует уровень эмоциональной напряженности в обществе, влияет на ситуацию в микросоциуме, на коммуникативные связи, способствует волевой регуляции поведения, самоконтролю, самообладанию личности, формирует новые социальные роли у клиентов;
- социоинтегративная – объединяет области знаний на решение проблем социальной сферы, направляет усилия специалистов на создание объективной, всесторонней и полной характеристики социальной поддержки и защиты населения, выработку совместной комплексной программы самореализации личности. Такие функции рассматриваются в учебнике «Теория и методика социальной работы» [3,7]. Авторы учебного пособия [9] к вышеупомянутым функциям добавляют еще такие функции, как:
- диагностическая – изучение социальным работником особенностей групп людей или отдельного человека, степени влияния на них микросреды и постановка социального диагноза;
- правозащитная – использование всего комплекса законов и правовых норм, направленных на оказание помощи и поддержки, защиту населения.
- социально-педагогическая – выявление интересов и потребностей людей в различных видах деятельности (культурно-досуговая, спортивно-оздоровительная, техническое и художественное творчество, туризм) и привлечение к работе с ними различных учреждений и специалистов;
- социально- психологическая – различные виды консультирования и коррекции межличностных отношений, помощь в социальной адаптации и социальной реабилитации всем нуждающимся;
- социально-медицинская – организация работы по профилактике заболеваний, помощь в овладении основами первой медицинской помощи, организация работы по планированию семьи, содействие в подготовке молодежи к семейной жизни;
- социально-бытовая – способствование в оказании необходимой помощи инвалидам, пожилым людям, молодым семьям в улучшении их жилищных условий, организации быта и т.п.
4. Должностные обязанности социального работника
К стандартным требованиям социального работника относительно навыков и умений относят: умение вести профессиональную практическую работу: консультирование, посредничество, специализируемая помощь и т.д. в лечебно- профилактических учреждениях и организациях здравоохранения и социальных службах; оказывать медико-социальные услуги лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации; организовывать и координировать работу общественных и государственных организаций лечебно-профилактических учреждений и организаций здравоохранения и социальных служб; проводить научно-аналитическую деятельность по проблемам медико- социального положения населения; участвовать в организационно- управленческой и административной работе учреждений и организаций здравоохранения и социальных служб.
Социальный работник должен обладать практическими навыками: методами оказания консультативной медико-социальной помощи населению; методами психосоциальной помощи отдельным лицам и различным группам населения; методами проведения консультативных и профилактических мероприятий с объектами медико-социальной работы; методами социально- психологической профилактики, диагностики и лечения; методами психокоррекции; методами индивидуальной и групповой медико- социально- психологической терапии; методами проведения аналитической, прогнозно-экспертной и мониторинговой работы.
Специалист должен обладать следующими профессиональными качествами: знанием целей, задач, законов и методов социальной работы, иметь хорошей профессиональной подготовкой, знаниями в
различных областях: психологии, педагогики, физиологии, экономики и организации производства, информатики и т.д.; достаточно высокой общей культурой, быть эрудированным специалистом; информацией о современных политических, социальных и экономических процессах в обществе, иметь широкую осведомленность о различных социальных группах населения; умением предвидеть последствия своих действий, твердо проводить свою позицию в деле социальной помощи клиенту
(группе, общности); профессиональным тактом, способностью вызвать симпатию и доверие у людей, соблюдать профессиональную тайну, быть деликатным во всех вопросах, затрагивающих интимные стороны жизни человека; эмоциональной устойчивостью, быть готовым к психи ческим нагрузкам, избегать невротических отклонений в собственных оценках и действиях, при всевозможных неудачах оставаться спокойным, доброжелательны м и внимательным к клиенту, добросовестно исполнять свой долг; умением принимать решение в неожиданных ситуациях, четко формулировать свои мысли, грамотно и доходчиво их излагать, всегда поддерживать высокие стандарты своего поведения. Профессиональные и духовно-нравственные качества специалиста по медико-социальной работе необходимы: сострадание, милосердие, чувство гражданской и социальной справедливости. Профессиональная деятельность социального работника обусловлен на совокупностью его личностных качеств, ценностными ориентация ми и интересами, которые и оказывают решающее воздействие на систему формирующихся отношений. Основные качества, которыми должен обладать специалист по социальной работе это – эмпатия и умение устанавливать такие взаимоотношения с клиентом, которые помогли бы расположить его к себе, чтобы изменить трудную жизненную ситуацию.
Среди значимых личностных качеств, без которых социальный работник не состоятелен как профессионал, и которые необходимо вырабатывать, если они изначально ему несвойственны, выделяют 3 основные группы:
1.) психофизиологические характеристики, от которых зависят способности к данному виду деятельности;
2.) психологические качества, характеризующие социального работника как личность;
3.) психолого-педагогические качества, от которых зависит эффект личного обаяния.
Качества первой группы отражают психические процессы (восприятие, память, воображение, мышление); психические состояния (усталость,
апатия, стресс, тревожность, депрессия); внимание как состояние со знания, эмоциольные и волевые проявления (сдержанность, индифферентность, настойчивость, последовательность, импульсивность).
Ко второй группе качеств относятся такие психологические качества
как самоконтроль, самооценка своих поступков, характеристики Я- концепции, направленность его личности; а также стрессоустойчивые качества – физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключиться и управлять своими эмоциями.
К третьей группе относят коммуникативность (умение быстро устанавливать контакт с людьми); эмпатичность (сопереживание, выявление ожиданий, установок, состояний других людей); аттрактив ность (внешняя привлекательность); красноречие (умение внушать и убеждать словом)
Социальный работник выполняет и формирует банк данных о неблагополучных семьях, одиноких престарелых и нетрудоспособных граждан, проживающих в зоне обслуживания и нуждающихся в социальной поддержке. Устанавливает причины социального неблагополучия, определяет характер и объемы необходимой социальной помощи и услуг, содействует их предоставлению. Составляет «социальный паспорт» семьи. Осуществляет социальный патронаж социально-неблагополучных семей, семей, имеющих детей- инвалидов и детей с особенностями психофизического развития, семей беженцев и вынужденных переселенцев, семей воинов-интернационалистов и участников военных действий в мирное время; семей, где воспитываются сироты; одиноких престарелых и нетрудоспособных граждан, инвалидов. Оказывает помощь в подготовке и оформлении документов для принятия нуждающихся на постоянное или временное социальное обслуживание, для опеки и попечительства, госпитализации. Содействует в трудоустройстве членов семьи, активизации ее собственного потенциала, расширению масштабов самопомощи. Сотрудничает с органами внутренних дел по вопросам профилактики асоциальных форм поведения членов семьи. Участвует в организации оздоровительного отдыха детей. Анализирует качество и ассортимент оказываемых услуг, прогнозирует перспективы их развития, динамику нуждающихся в социальном патронаже. Принимает участие в работе по формированию и совершенствованию социальной и семейной политики в регионе, в подготовке и реализации региональных социальных программ. Участвует в работ е методического совета, методических объединений социальных работников, в организации и проведении семинаров по социальным вопросам. Консультирует граждан по социальным вопросам. Координирует деятельность различных государственных, общественных, религиозных организаций и учреждений по оказанию помощи семьям с детьми, одиноким престарелым и нетрудоспособным гражданам. Содействует созданию клубов, групп самопомощи, способствующих объединению семей и граждан по интересам. Организует семейные, детские праздники, конкурсы, соревнования. Ведет необходимую документацию.
Лица, оказывающие социальные услуги имеют право: на создание условий, необходимых для оказания социальных услуг; на защиту профессиональной чести и достоинства; повышать профессиональную квалификацию; самостоятельно выбирать формы и методы работы с различными категориями населения; устанавливать очередность проведения различных видов работ; составлять проекты программ исследований по избранному и согласованному с руководством направлению; участвовать в реализации социальных проектов. Лица, оказывающие социальные услуги обязаны: добросовестно оказывать социальные услуги нуждающимся в них лицам; руководствоваться в своей деятельности принципами социального обслуживания, уважать достоинство граждан, семей и их право на самореализацию; не допускать негуманных дискриминационных действий по отношению к гражданам и семьям, получающим социальные услуги; предоставлять обслуживающим лицам полную информацию о полагающихся им видах социальной помощи; сохранять в тайне информацию, полученную в процессе выполнения своих обязанностей, а также ту информацию, которая может быть использована против обслуживаемого лица; заботиться о поддержании необходимого уровня своих знаний, требуемых для оказания социальных услуг. Несет персональную ответственность за ведение документации в соответствии с установленном порядком; за качество и своевременное выполнение своих обязанностей.
Практическая профессиональная деятельность осуществляется в учреждениях систем здравоохранения и социальной защиты: амбулаториях, больницах, специализированных диспансерах, стационарах, отделениях медико-социальной помощи, домах- интернатах, территориальных центрах социальной помощи населению, кризисных центрах и пр. В здравоохранении медицинские работники выполняют ряд функций социальных работников. При этом в следствие специфики современных клиник, когда персонал перегружен массой специфических документов, пациент со своими страхами и переживаниями, личными проблемами выпадает из поля зрения врача. У сотрудников не хватает времени, чтобы предоставить пациенту необходимые сведения и разъяснения, обеспечить душевный ком форт и социальную поддержку. В процессе нахождения пациента в стационаре у человека возникает множество проблем, которые он разрешить самостоятельно не в состоянии. Это и финансовые вопросы (например, получить пенсию), материальная заинтересованность (если прогнозируется неблагоприятный исход и ограничение физических возможностей, тогда необходимо оформить инвалидность), юридические вопросы (оформить завещание, если болезнь неизлечима) и наконец сбор сведений для регистрации смерти и организации похорон. Специалист по социальной работе должен взять часть этих функций на себя, четко разграничив функции с медицинскими работниками.
Заключение
Социальная деятельность служит немаловажным, значительным и благородным целям – обеспечить население, особенно его уязвимые слои, в социальной поддержке и защите, создать более благоприятную атмосферу для достойной поддержки их возможностей.
Социальная работа играет огромную роль в помощи человеку, семье или группе лиц. Несмотря на то, что социальная работа у нас в стране весьма молодая профессия , все больше и больше людей вовлекаются в этот вид профессиональной деятельности.
Потому как, социальная работа это неотъемлемо важная часть демократического государства.
Социальная защита населения, социальная помощь и поддержка - эти слова сопровождают сегодня каждого, неравнодушного к чужому горю человека. Поэтому систему социальной защиты любого развитого государства невозможно представить без социальных педагогов и социальных работников.
В число основных задач и профессиональных обязанностей социального работника входит: оказывать помощь индивидам и группам, осознавать и устранять затруднения личного, социального, экологического и духовного характера, неблагоприятно
влияющие на них; помогать людям справляться с этими затруднениями путем поддерживающего, реабилитирующего, защитного и коррекционного воздействия; защищать беспомощных в соответствии с законом; способствовать более широкому использованию каждым клиентом собственных возможностей для социальной самозащиты; использовать все средства и источники для социальной защит ы нуждающихся в этом людей .
Помогать людям — одно из самых благородных и творческих призваний!
Список литературы
Бернлер Г., Юнссон Л. Теория социально-психологической работы.
Козлов А.А Социальная работа: введение в профессиональную деятельность:
Курбатова В.И Социальная работа
Павленок П.Д Введение в профессию «Социальная работа».
Холостовой Е.И Теория социальной работы
А.П.Горкина «Социальная энциклопедия»
Кузина И.Г. Теория социальной работы.
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 июня 2020 г. № 354н "Об утверждении профессионального стандарта "Социальный работник»