О нем мало информации в литературе, у М. Быкова только год рождения, воинское звание, 436 иап и сбитые самолеты врага, дата гибели. Довольно скудно, но на сайте Память народа имеется больше десятка различных документов. Из них мне удалось узнать следующее..
Родился Михаил Дмитриевич 07.06.1918 года в деревне Свистуново Калининского района Московской области в крестьянской семье. Его отец умер, когда Михаил только родился. Жили они очень трудно, мать сама воспитывала четверых детей. Когда вырос, Михаил переехал в г. Клин. В РККА призван 10.01.1939 года. После окончания военной авиационной школы летчиков служил в авиационных частях Московской зоны ПВО.
На фронте с 22 июня 1941 года. Начинал свою боевую биографию в авиационных частях Московской зоны ПВО, с сентября 1941 года в 495 иап. 5 сентября 1941 года им был сбит первый самолет врага Ме-110. Из представления к ордену Красного Знамени подписанного командиром 436 иап майором Пановым 16 июля 1942 года можно сделать вывод, что Михаил Дмитриевич продолжал летать в составе 495 иап до своего ранения осколками снаряда в грудную клетку и левую ногу. После выздоровления был назначен командиром звена в 436 иап. В составе этого полка переучен в марте 1942 года на самолет "Харрикейн". В июне 1942 года 436 иап снова прибыл на фронт в 8 ВА и с ходу вступил в тяжелые воздушные бои. О боевых делах и характере Михаила Кукушкина рассказывает его друг и товарищ по оружию летчик Скалецкий: « В эскадрилье о нем много говорят. Но сам Кукушкин скуповат на слова. Это человек действия. Настоящий летчик-истребитель – бесстрашный, волевой, дерзающий. Характер у него наступательный. Он обладает еще одной особенностью: это летчик умного риска, строго рассчитанных, целесообразных ударов.
Скупыми, но точными словами боевые товарищи Кукушкина рисуют образ своего командира – внутренне собранного летчика, сверхметкого стрелка, действия которого подчинены одной цели: днем и ночью уничтожать фашистскую свору.
Это он, лейтенант Кукушкин, открыл в эскадрилье счет сбитых вражеских машин. В своем первом воздушном бою Кукушкин встретился с германским истребителем «Мессершмитт-109». Он тотчас же дал пулеметную очередь по фашистскому стервятнику. Фашист не принял боя, а пытался сделать все возможное, чтобы выскочить живым из цепких пулеметных клещей советского истребителя. Он сделал резкий поворот и положил машину в вираж, полагая, что атакующий советский летчик проскочит мимо. Но Кукушкин не проскочил. Он сделал горку и, очутившись над фашистским истребителем, «подсыпал» ему еще одну пулеметную очередь.
«Теперь не уйдешь», – с холодной яростью проговорил Кукушкин и, пустив сноп трассирующих пуль, пробил бак вражеского истребителя. Вспыхнуло пламя. Фашистский истребитель стал клевать носом. Вражеский летчик выбросился на парашюте. Кукушкин проводил его почти до самой земли и, убедившись, что фашист попал в надежные красноармейские руки, взмыл вверх и улетел на свой аэродром.
Вторую вражескую машину Кукушкин уничтожил на аэродроме. Он пробрался туда в тумане, на бреющем полете. Вместе с ним полетел летчик Калинин. Расчет Кукушкина оказался правильным: фашисты не ожидали, что советские летчики рискнут полететь в такую погоду.
Появившись над аэродромом, Кукушкин пустил в ход все пулеметы. Когда заговорили фашистские зенитки, Кукушкин с Калининым были уже далеко в стороне от разрывов. Как только зенитки замолчали, Кукушкин сделал второй заход, затем третий. Один из вражеских бомбардировщиков загорелся. Огненное кольцо зениток преградило дорогу Кукушкину. Осколками снарядов был поврежден мотор, перебито управление. Кукушкин спустился совсем низко и, окутанный густой пеленой тумана, вырвался из зоны огня.
Машина чудом держалась в воздухе. И все-таки он привел ее на свой азродром и мастерски посадил.
Три дня спустя, после успешного налета на аэродром противника, Кукушкин вместе с летчиками своей эскадрильи Липилиным и Тихомировым находились в воздухе. Они заметили летевший с запада фашистский бомбардировщик. По опыту боев Кукушкин знал, что на одиночном бомбардировщике обычно сидят старые, наиболее опытные фашистские громилы. И он не ошибся.
Звено Кукушкина подбило фашистскую машину. Позже Кукушкин встретился на земле с командиром сбитого бомбардировщика. Это был старый фашистский волк – грузный, коротконогий немецкий майор в бычьей шеей, со злобным взглядом. На груди его красовались ордена – железный крест и орел-стервятник с паучьей свастикой. На все вопросы фашист отвечал нехотя, хриплых голосом.
– Да, он бомбил Францию, Бельгию, Голландию... Бомбил Портсмут, Лондон...
Немецкий майор заинтересовался: кто эти летчики-ассы, которые сбили его машину? Он хотел бы взглянуть на них.
Ему сказали:
– Вот они...
Обыкновенные советские летчики, которых в нашей стране тысячи.
Майор взглянул исподлобья на лейтенанта Кукушкина и его товарищей. Встретив твердый, спокойный взгляд молодого советского летчика, грузный фашистский волк угрюмо отвернулся».
16 июля 1942 года на лейтенанта Кукушкина командиром 436 иап майором Пановым подписано представление к ордену Красного Знамени.
К имеющимся 4 сбитым самолетов врага Михаил добавил еще четыре: 22.07. 1942 года Ме-109 и в день своей гибели три самолета : 2 Ме-109 и один Ю-87.
В истории потерь 436 иап сказано, что Кукушкин Михаил Дмитриевич. Лейтенант. Командир звена 436-го истребительного авиационного полка (более 200 боевых вылетов, 8 личных и 6 групповых побед). Сбит в воздушном бою на самолёте "Харрикейн". Разбился вместе с самолетом в районе Суровикино. Посмертно награждён орденом Боевого Красного Знамени.
Немногим более года воевал Михаил Дмитриевич, более 200 боевых вылетов и больше полутора десятка вражеских самолета сбито им лично и вместе с товарищами! Короткой оказалась его боевая биография, но зато какой яркой!
Похоронен г. Суровикино, ул. Вокзальная, 3, братская могила, около Михайло-Архангельской церкви . Захоронение: 90450972
При написании статьи использованы материалы:
http://stsokol.ru/redstar_1941/1941_07/18.07.41/01/01_2.html
https://veterani.1tv.ru/id/82205/
http://parnasse.ru/prose/essay/history/436-i-istrebitelnyi-aviacionyi-polk.html