Представьте: вышли одними, а вернулись другими… Как такое может быть?
Оказывается, может. И об этом говорит нам великий святой 18 в. Тихон Задонский.
Вот как он мотивирует эти изменения, которые помимо нашей воли начнут с нами происходить:
«Хотящему хранить благочестие и успевать в том, должно от дружбы и беседы мирской удаляться. Ибо в собрании сынов века сего не иное что бывает, как слова и дела, воле и святому Закону Божию противные».
Помните: с кем поведешься – от того и наберешься?
В духовном плане эта поговорка не просто верна, она напрямую говорит нам об истине.
«Сыны века сего» - это те самые «мертвецы» и «мертвые» о которых говорил Иисус Христос: «…предоставь мертвым погребать своих мертвецов» (Мф. 8.22).
Разве, возясь с мертвецами, разными по сроку своей мертвости и степени своего разложении, живой человек может остаться сам собой?
Он как минимум пропитается трупным запахом. И привыкнет к нему и даже перестанет его замечать.
Но это даже не самое страшное. Изменения начнут происходить и с его сознанием и восприятием.
Сама эта мертвость и разложение, которые раньше так ужасали, постепенно начнут казаться чуть ли не нормой человеческого состояния. Во всяком случае – закономерным результатом любой человеческой жизни.
То есть человек начнет привыкать не только к запаху смерти снаружи, но такой же «смертельная вонь» проникнет и в его душу.
Вот что по этому поводу продолжает св. Тихон:
«В одном собрании о том, в другом об ином переговаривают и пересуживают. Там одного поносят и проклинают, здесь на другого жалуются и зубами, как оружием и мечом острым, имя его уязвляют, и когда того злословием насытятся, на другого нападают. В одном собрании пиршества, пьянства, бесчинные кличи и прочее, пьянству последующие, в другом - ссоры, свары и взаимные ругани совершаются, и так Закон Божий то словом, то делом разоряется и соблазн подается».
Разве все не так?
Разве все это не те самые трупные «запашки», которые проникают не только в носы, но и в души:
- пересуды;
- проклятия;
- жалобы;
- злословия;
- пиршества;
- пьянства;
- ссоры;
- свары;
- взаимные ругани…
Кто-нибудь может что-то против этого возразить?
Вспомните самую последнюю свою посиделку с друзьями-подругами. Вы точно там найдете практически все, что здесь перечислено – в той или иной степени.
Почему так?
А потому – что это естественное и не подверженное никакому изменению состояние человеческих «мертвецов».
Ничем другим мы, будучи мертвыми по своей ветхозаветной природе, заниматься не можем. Даже если бы и захотели.
И что в результате?
«Все это ударяет и почти уязвляет совесть нашу и лишает ее мира и покоя своего. И уже не таким, христианин, возвратишься в дом свой, каким вышел из дома».
Это если мы все-таки живые.
То есть, попав в подобные компании мертвецов, мы в любом случае не сможем сохранить в себе спокойную совесть, ее мир и покой.
Даже если мы и сами не принимали участие в активном бурлении всего этого трупного смрада, наше участие, пусть и пассивным, но все-таки было.
А значит, совесть уже не будет спокойной – она будет уязвлять и укорять: зачем ты туда пошел (пошла), почему ты там говорил(а) то-то и то-то?..
А если не говорил(а), то – почему ты там молчал(а), когда надо было попытаться вразумить или обличить?
А если и не так – то почему ты не ушел (ушла) сразу, а продолжал(а) там сидеть?
В общем – да, спокойной совести уже не будет.
И действительно: в любом случае возвратишься домой уже не таким, каким вышел из дома.
Прислушаемся к святителю Тихону.