Подходит к концу Великий пост, и нам впору взглянуть на картины дореволюционной эпохи, которые запечатлели жизнь верующего народа.
Страстная Седмица, предваряющая Пасху, – кульминация великопостного времени. Эта неделя после Вербного воскресенья посвящена воспоминаниям о последних днях земной жизни Христа и Его крестной смерти. Церковные службы очень торжественны и грустны. В Великий Четверг верные стараются исповедоваться и причаститься. Накануне Великой Пятницы - в Великий Четверг - совершается чтение 12 Евангелий, которые повествуют о страданиях и смерти Иисуса Христа. Трогательный обычай в этот день после вечерней службы нести домой зажжённую свечу, чтоб зажечь свою лампаду дома.
Поэзия этого обычая запечатлена на картине живописца Николая Корнильевича Пимоненко (1862-1912) «Выход из церкви в Страстной Четверг».
Картина была показана в 1904 году на выставке Товарищества передвижников, а потом художник создал её акварельную копию. Некоторые различия в композиции заметить можно. Община святой Евгении издавала потом эти копии.
А вот акварель художника Сергея Ивановича Васильковского (1854-1917) «В Страстной Четверг (Возле церкви)». 1900-е. Мы видим, как народ, в основном мужчины, идут в церковь на исповедь. В этот день все православные старались причаститься.
Художники заключали договоры с издательствами, которые продавали пасхальные открытки с благочестивыми сюжетами. Например, Иван Владимирович Найдеров (1872-1949), преподаватель рисования и черчения в Московском промышленном училище, создал открытку «Великий Четверг».
А пейзажист Михаил Маркианович Гермашев (1867-1930) создал для рижской фирмы композиции «После заутрени» и «Вечер перед Пасхой».
Мы видим горожан, осторожно несущих по улице огонь четверговой свечи. Эти открытки будут потом отправлены по почте как поздравления именно с праздником Пасхи.
Интересна и гравюра (офорт) петербургского издательства «В Четверг на Страстной неделе». Люди с горящими свечами возвращаются после службы по Невскому проспекту из Александро-Невской лавры.
А вот картина Алексея Николаевича Остроградского (1867-1943) «Великий Четверг», которую в 1897 году для своей галереи приобрел П.М. Третьяков. Мы видим детей – мальчика и девочку, старательно укутывающих огонёк свечи, чтобы его не задуло ветром. На тему этой картины будут позже созданы открытки.
Как тут не вспомнить строки из «Лета Господня» И.С. Шмелёва:
«Я несу от Евангелий страстную свечку, смотрю на мерцающий огонек: он святой. Тихая ночь, но я очень боюсь: погаснет!»