Хотите быть известным блогером-психологом, чтобы привлекать тысячи клиентов? Хотите в несколько раз увеличить число подписчиков?
Когда я начинала вести первый блог о психологии в 2010 году, кто-то из коллег открыл мне секрет. Он сказал, что есть очень крутые специалисты по заголовкам, к которым обращаются даже федеральные СМИ. Мне тогда сказали: «Хочешь стать известным блогером – покупай заголовки у профессионалов».
Я нашла через знакомых одного такого журналиста и в переписке узнала, что заголовки – как курс акций на бирже, его можно предсказывать, но нет гарантий точного прогноза. То есть, даже если я куплю бомбический заголовок, который попадёт и в актуальную новостную повестку, и в большую целевую аудиторию, не факт, что статья выстрелит.
«Тогда какой смысл тратить деньги на кофейную гущу?» – подумала я и решила сама упереться рогом и научиться придумывать стреляющие заголовки. В этой статье я поделюсь с вами результатами своего многолетнего блогерского опыта.
В чём секрет сильного заголовка
Один из секретов стреляющего заголовка – он должен вызывать какой-то эмоциональный отклик у читателя, удивлять, шокировать или вызывать когнитивный диссонанс.
Например, «Почему болеть – полезно для здоровья» или «Как развод укрепляет отношения в паре». На моём канале в Дзен уже несколько недель в топе две статьи: «Секс после 70. Жена ушла в другую спальню» и «Для чего нужен «секс с самим собой» после 50». Думаю, принцип создания этих заголовков понятен.
Как придумать крутой заголовок – отдельная большая тема, и в одной статье её раскрыть невозможно. Если вам интересно, мигните мне в комментарии, и я опубликую топ-5 самых крутых заголовков на В.17 по моей личной версии как журналиста с 30-летним стажем. Кстати, самая жёсткая школа заголовков была у меня в Cosmo и Life. Редакторы меня многому научили! Редактор Life иногда так меняла мои заголовки, что я их в упор не узнавала. Спасибо, что меняла и учила, а не отказывала в публикации статьи. Отличная практика!
В этой статье я решила приоткрыть тему «от противного» – показать, какие заголовки не помогут собрать тысячи просмотров. Вот мой личный топ-5 самых неудачных заголовков.
Первый тип неудачного заголовка - сообщение о том, что публикация – продолжение темы
«Ещё раз про...», «Ещё несколько слов о...», «Опять про...». Читатель может впервые встретиться и с автором, и с темой, и ему может быть непонятно, что было до этого, и почему «опять». Читать продолжение, не имея представления о начале – так себе затея. Намёк на повторяемость темы в других публикациях говорит об отсутствии оригинальности.
Второй тип, близкий к первому – заголовки со словом «про»
Это излюбленная фишка моего кумира – поэта Орлуши (Андрея Орлова). Для знаменитости это уместно, потому что любые его «про» и «контра» будут читать. Но если автор – не знаменитость, «про» – это ни о чём. «Про созависимость» – и что? Чем вы меня удивите? Что нового хотите мне сообщить? То же самое касается предлога «об».
Проблему пустоты в заголовках типа «существительное с предлогом» помогает решить соединение неочевидных явлений. Мне очень понравился заголовок «Про хаски, спасателя и травму покинутого». Три в одном – очень интригует! Если было бы «Про травму покинутого» – чудо бы не произошло.
Третий тип – заголовки с использованием научной терминологии без указания новизны подхода
«Прокрастинация». Сколько статей с таким названием уже наштамповали неопытные блогеры? Психологи уже знают, что это такое, любители психологии могут не иметь понятия о том, что это, и зачем им это знать. Почему и кто должен выбрать просто термин? Возможно, кто-то хочет найти базовую информацию, но её легче найти в психологических словарях или в энциклопедии.
Четвёртый тип – метафоры, не позволяющие распознать тему
«Лёгкие пошатывания жизни». Крутое название для книги или фильма! Похоже на «Невыносимая лёгкость бытия». Художественно, образно, изыскано – ни о чём. Вполне возможно, такой заголовок выберет гурман изящной словесности, но на сайт психологов приходят потенциальные клиенты с болью, они и так «пошатываются» в личной жизни, им бы опору найти, а не раскачиваться ещё больше!
Миленькое название «Сумочка с Поночкой», но непонятно, про что. И первая строка статьи «Как детские травмы влияют на нашу жизнь» – вот её было бы здорово вынести в заголовок, чтобы он стал более конкретным.
Пятый тип – безграмотные заголовки
Такие заголовки побеждают в моём личном рейтинге неудачников. О речевых ошибках я уже писала в статье "Пять типов слов-убийц в статьях психологов". Чтобы не допускать досадных провалов с самого начала и не демонстрировать отсутствие культуры речи прямо в заголовке, обратите внимание на эту статью.
Поделюсь тем, что нашла на этом сайте. «Ментальные ловушки ума» - это плеоназм. «Ментальные» – это уже про ум! Грамотно – либо «Ментальные ловушки», либо «Ловушки ума».
«Кто такой токсик: как распознать токсичного человека». «Токсик» и «токсичный» в одном предложении – перебор. Такая речевая ошибка называется "тавтология". Одно из слов лучше заменить. Например, так: «Кто такой токсик, и как распознать психологическое нездоровье».
Если вы хотите научиться писать не только научно, но красиво и грамотно, чтобы в разы увеличить число просмотров, лайков и репостов, присоединяйтесь к открытой группе "ИСКУССТВО СИЛЬНЫХ ТЕКСТОВ".
А какие примеры неудачных заголовков встречали вы? Какие заголовки вас откровенно бесят или вызывают неприязнь? Поделитесь! Мне интересно!