Найти тему
Книги. Издательство АСТ

Как писатели придумывают вымышленные миры

Продолжаем помогать начинающим авторам с решением их насущных проблем. На этот раз поделимся источниками вдохновения и полезными советами, которые помогут при создании уникальной вымышленной вселенной.

Нейросеть MidJourney именно так представляет себе «Вымышленный город»
Нейросеть MidJourney именно так представляет себе «Вымышленный город»

Генерация идей

Итак, самый первый шаг — это мозговой штурм. Возьмите своего соавтора, друга/подругу, жену/мужа (кого угодно, чьему вкусу и кругозору вы доверяете). Запритесь на несколько часов и начинайте перебрасываться идеями, которые хотите воплотить в книге.

При этом обязательно записывайте все придуманное на диктофон. Можно заниматься этим и в одиночку, но эффективность на выходе окажется сильно ниже. Две головы в таком деле — это определенно лучше, чем одна. Но и слишком большой коллектив (школьный класс) собирать вместе не стоит. Оптимально 2-8 человек.

-2

Обсудите группой без критики (это важное правило), какие элементы вы хотите видеть в мире, где будет происходить действие истории. Переберите темы, которые будоражат ваше воображение.

Определитесь, хотите ли вы творить в мире с фэнтезийными или научно-фантастическими (а может быть смешанными) правилами. Каков там климат (холодно или жарко, сухо или влажно), каков рельеф, какие народы его населяют, на каких языках они говорят, как взаимодействуют друг с другом, при каких технологиях они живут. Также действует ли там магия (и как именно).

На первом этапе не обязательно сочинять слишком детализированный мир. Достаточно крупными мазками наметить черты вселенной, которые вам самим кажутся увлекательными (и неизбитыми). Ответьте на вопрос, каким должно быть место действия историй, которые вам было бы интересно прочесть.

После того как вы записали идеи, пора приступать к собственно сотворению мира.

Картография

Начните с наброска карты. Это поможет вам понять, как все придуманное сочетается друг с другом.

-3

Заодно погуглите, что такое топонимы, гидронимы и оронимы — детали на вашей карте должны иметь имена, а значит уже на этом этапе придется решать вопрос и о языке (языках), на котором (которых) говорят обитатели вашего мира. Создайте подробные описания каждого места.

Напомним на всякий случай простую аксиому: поселения всегда создаются около источника воды.

-4

Приведем еще несколько менее очевидных для негеографов факторов, которые следует учитывать для придания правдоподобия вашей вселенной.

1. Реки на карте не должны течь вспять. Они всегда берут начало из верхней точки, в идеале — в горах, из оставшихся там масс ледников.

-5

2. Не оставляйте горы страдать в одиночестве — тектонические плиты не для того двигаются, чтобы создавать штучный продукт.

-6

В результате их сдвига на свет рождаются целые хребты (обычно вдоль побережий или на оси север-юг).

3. Сами горы станут убедительнее, если вы учтете фактор господствующих ветров, которые обычно дуют с моря.

Так выглядят Гималаи из космоса
Так выглядят Гималаи из космоса

4. Дождь при наличии на карте горной цепи тоже распределяется неравномерно. Один из склонов горного хребта всегда зеленый, а другой засушливый. Для владеющих английским хорошие советы на эту тему здесь и здесь.

Кради, трансформируй, дорабатывай

И вот, наконец, мы подошли к этапу, на котором происходит отделка вашей уникальной вселенной. Поскольку никто не обязан знать всего и никто не творит в вакууме, здесь как нигде вам понадобится несколько уроков литературного эпигонства, про которое у нас уже есть отдельная статья.

Мы уже не раз в этом канале рассказывали историю появления абсолютно культовой для англоязычной научной фантастики вселенной Дюны. Но хорошую историю не грех повторить и еще раз.

Фрэнк Герберт: как стать автором самой влиятельной научно-фантастической саги в истории?

Кроме шуток похож
Кроме шуток похож

Итак, на дворе начало 60-х. Очень похожий на певца Виктора Рыбина (лидера группы с говорящим названием) молодой журналист занимается исследованием вопроса о рекультивации пустынь в штате Орегон*, когда вдруг им овладевает желание написать научно-фантастический роман, где планета-пустыня методами экологии превращается в зеленый мир.

*Там пытались остановить песчаные дюны с помощью злакового растения песколюбка песчаная (Ammophila arenaria).

Идея есть. Осталось придумать вселенную и сюжет.

-9

Первое автор невозбранно заимствует из романа Кордвайнера Смита «Покупатель планет» (1964 год). Здесь есть пустынная планета, где живет лишь один вид животных (особые мутанты-овцы), который к тому же производит важный для экономики наркотик (здесь он называется сантаклара), способный замедлять старение. А еще присутствуют суровые аборигены, адаптированные к жизни в песках. Они бывшие рабы, долго путешествовавшие, прежде чем осесть на этой планете.

-10

Чтобы найти вдохновение для сюжета, писателю понадобилось... просто сходить в кино. Тогда вся Америка смотрела фильм «Лоуренс Аравийский» с Питером О`Тулом, Алеком Гиннесом и Омаром Шарифом. Это история про то, как британский разведчик-аристократ поднимает восстание бедуинов и успешно воюет за независимость Аравии от власти Османской империи.

-11

Соединив эта два источника и добавив в коктейль собственной фантазии, Фрэнк Герберт соткал вымысел, который повлиял и на «Звездные войны», и на кучу менее именитых вымышленных вселенных. Согласитесь, вдохновляющая история. В общем, учитесь красть идеи так, как это делал классик американской НФ.

Спасибо, что добрались до этого места. Если чтение вам понравилось или показалось полезным, то ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал. Это поможет алгоритмам Яндекса показывать вам больше материалов на близкие темы.