Я стою в библиотеке. Слышу голос молодого человека: "А у вас есть Лабковский? "Хочу и буду"?
Сотрудница, видимо, не первый раз слышит этот запрос. Говорит, что Лабковского нет.
Юноша разочарован, разворачивается и хочет уйти. Я говорю - постойте, не уходите с пустыми руками. Вы можете взять другие книги с советами. "Дневник" Нагибина, "Все о жизни" Веллера, мемуары Данелии, Шукшина. Толстого, Чингиза Айтматова. Хайяма, в конце-концов. Или русскую поэзию.
Но парень благодарит меня улыбкой за проявленное внимание, и уходит.
Шукшина называли совестью нации. Но его нотации никому теперь не нужны. Даже собственной жене и дочери.
Жить по совести не модно. И не выгодно.
Властьимущим не нужны личности, нужны послушные потребители.
Книга Лабковского - пустышка. Но стоит 1000 рублей. А то, за что берут деньги, всегда ценится дороже, чем то, что можно получить бесплатно.
Моя мама просит меня время от времени скачать ей непопулярные, забытые советские фильмы. Фильмы о времени, где каждый был друг другу товарищем и братом.
А я время от времени перечитываю мысли наших любимых и уважаемых старцев. Помогает справляться с жизненными кризисами. В сытые времена нет озарений, знания и опыт человек накапливает, когда пол ложечкой сосет и будущее туманно.
Что должен помнить человек? Что жизнь - не черновик. Она конечна. Здоровье - хрупкая штука. А радость и счастье нужно добывать самому.
Шукшин писал:
«Вот так живёшь — сорок пять лет уже — всё думаешь: ничего, когда-нибудь буду жить хорошо, легко. А время идёт… И так и подойдёшь к этой самой ямке, в которую надо ложиться, — а всю жизнь чего-то ждал.
Спрашивается, чего надо было ждать, а не делать такие радости, какие можно делать? Вот же: есть деньги, лежат необыкновенные сапожки — возьми, сделай радость человеку! Может, и не будет такой возможности.»
Часто слышу от мужчин: что наша жизнь? Гамбалить до 50, успокаивать себя горячительным, а потом лечь в деревянный макинтош. Сильные тянут эту лямку, а слабые, сбросив с себя узы ответственности, отправляются в свободное плавание, где их бьет головой о камни первый же шторм.
Искусству жить невозможно научить. Но нужно помнить, что все хорошо в меру - и свободы и неволи, и работы и отдыха, и любви и ненависти.
Любой крен фатален для корабля.