Николай Васильевич Коломенский – советский инженер-геолог, выдающийся ученый и педагог, доктор геолого-минералогических наук, профессор. Первый руководитель Военно-геологического отряда №1 (с 10.02.1942 до 01.11.1943 гг.). Вся его жизнь была связана с Московским геологоразведочным институтом и кафедрой инженерной геологии со времени её создания.
В 1929 г. Николай Васильевич Коломенский поступил в Московскую горную академию и после ее реформирования был переведен в Московский геологоразведочный институт, который закончил в 1934 г.
Будучи студентом, Николай Коломенский уже в 1931 году начал работать в только что созданном институте «Метропроект» в экспедиции по проведению инженерно-геологических изысканий для обоснования строительства Московского метрополитена совместно с В. Ф. Мильнером и Е. П. Емельяновой. На его работу уже тогда обратил внимание один из крупнейших специалистов в области туннелестроения профессор В. Л. Маковский.
С 1933 г. Коломенский поочередно занимается инженерно-геологической оценкой площадки строительства Дворца Советов и трассы канала Москва – Волга. Его с полным правом можно считать учеником Ф. П. Саваренского, поскольку еще в студенческие годы он начал вести научную работу под его руководством, и это сотрудничество в течение многих лет совместной работы оказало глубокое воздействие на формирование личности и научных принципов молодого учёного.
В 1935 г. он был приглашен в отдел инженерной геологии ГИНа, который возглавлял Ф. П. Саваренский. В 1937 г. они совместно пишут рецензию на книгу А. Л. Коротеева «Спутник гидрогеолога», в 1939 г. с участием В.А. Приклонского им была завершена многолетняя работа по теме «Инженерно-геологические условия строительства железнодорожной магистрали Москва – Донбасс (на участке Ожерелье – Узловая)», в которую был впервые включен раздел Коломенского об исследовании трения и сцепления в связных грунтах. Эта научная работа молодого тогда Николая Коломенского была серьезным вкладом в разрабатываемый в то время Б. В. Дерягиным закон трения.
В 1940 г. вышла первая книга Николая Васильевича Коломенского «Исследование трения и сцепления связных горных пород при изучении рыхлых горных пород как материала для насыпей», с предисловием и под редакцией Ф.П. Саваренского, которая уже через год была использована профессором Г.И. Покровским в его фундаментальной работе по трению и сцеплению в грунтах.
В сороковые годы ХХ в. Николай Коломенский много и успешно работал над проблемой изучения процессов выветривания горных пород для инженерно-геологических целей, решение которой было завершено докторской диссертацией и разработкой методических указаний по изучению процессов выветривания. Эта работа в последующие годы имела успешное продолжение на кафедре инженерной геологии МГРИ его ученицей Людмилой Александровной Ярг, защитившей в 1985 г. по этой теме докторскую диссертацию и создавшую карты кор выветривания четырех континентов мира.
В эти годы Николай Васильевич проявил себя как прекрасный методист и в первую очередь как разработчик инженерно-геологических методов изысканий. Им была разработана методика построения карты Европейской части СССР для целей гидротехнического строительства (1952 г.), инженерно-геологических исследований для орошения юга Украины (1953 г.), методика комплексной инженерно-геологической оценки района Алушта-Судак (1962 г.) и территории южной части Волгограда (1960 г.).
На протяжении многих послевоенных лет Николай Васильевич Коломенский был связан с гидротехническим строительством. Он участвовал в изысканиях и проектировании гидростанций Волжского каскада – Горьковской, Волгоградской, Чебоксарской ГЭС; возглавлял научно-исследовательские работы на Рыбинском, Иваньковском, Горьковском, Волгоградском водохранилищах, исследуя проблему переработки их берегов. Некоторые из его учеников по этим материалам защитили кандидатские и докторские диссертации.
Одновременно Николай Коломенский вел большую консультативную и экспертную работу. Он был связан с работами, выполняющимися Гидропроектом, Фундаментпроектом, Союзводпроектом, ВСЕГИНГЕО, ПНИИИСом, участвовал в разработке уникальных проблем, в частности, принимал участие в оценке инженерно-геологических условий строительства Серпуховского синхрофазотрона, был председателем межвузовской комиссии по изучению геологии Луны. Весьма значима была и общественно-научная деятельность Николая Васильевича Коломенского. Он был членом исполкома Международной ассоциации инженеров-геологов, заместителем председателя секции инженерной геологии Союза геологов СССР, заместителем председателя секции инженерных изысканий Госстроя СССР, членом Ученого совета по инженерной геологии при Президиуме АН СССР, председателем ГЭКз геологического факультета МГУ.
Наряду с научной, производственной и общественной деятельностью Николай Васильевич был прекрасным педагогом, воспитавшим любовь к инженерной геологии у не одной сотни выпускников МГРИ. Его как педагога отличали строгий подход к отбору и проработке материала, четкость построения лекций, необычайно широкая эрудиция и прекрасное содержание лекций. Он является автором непревзойденных до сих пор учебников по инженерной геологии. Личное обаяние и остроумие, блестящий дар лектора, эрудированность, огромный практический опыт сделали его одним из любимейших профессоров МГРИ. Щедрость, с которой он делился своими знаниями и опытом, оригинальность мнений и суждений, благожелательность снискали ему огромную любовь и уважение среди студентов и преподавателей.