Final Fantasy X — десятая часть Final Fantasy, разработанная и выпущенная компанией Square. Первоначально выпущена в 2001 году для Sony PlayStation 2, игра была переиздана как Final Fantasy X/X-2 HD Remaster для PlayStation 3 и PlayStation Vita в 2013 году, для PlayStation 4 в 2015 и для PC в 2016 году. Final Fantasy X — первая игра серии, в графическом оформлении которой была полностью использована трёхмерная графика, а также диалоги, озвученные актёрами. Разработка Final Fantasy X началась в 1999 году и обошлась примерно в 4 миллиарда йен (примерно 47,4 миллиона долларов в долларах 2017 года) с командой из более чем 100 человек, большинство из которых работали над предыдущими играми серии Как и предыдущие игры серии, Final Fantasy X представлена от третьего лица.
Действие происходит в фантастическом мире Спира, он состоит из одного большого материка, разделённого на три участка суши и окружённого множеством островов. Главным героем является Тидус, подросток, известный игрок в блицбол. Блицбол - командная игра. В огромной сфере, наполненной водой, в каждой команде по 6 человек пытаются забить как можно больше голов в чужие ворота и не пропустить в свои. Два периода по 5 минут.
Блицбол впервые представлена в начале игры во время одного из первых кинематографических эпизодов, в котором Тидус, главный герой, которого называют звездным игроком в блицбол, участвует в напряженной игре.
События игры развиваются в мире Спира и следуют за Тидусом и Юной. Тидус попадает в Спиру после того, как чудовищный Син уничтожает его родной город, а старый товарищ его отца, Аурон, указывает ему путь в другой мир. Там Тидус присоединяется к Юне, которая совершает паломничество в сопровождении её хранителей, стремясь уничтожить Сина.
В Final Fantasy X представлена система условных пошаговых боев вместо традиционной для серии системы активных боев на время, впервые использованной в Final Fantasy IV. В то время как концепция ATB включает в себя элементы реального времени, система CTB представляет собой пошаговый формат, который приостанавливает битву во время каждого хода игрока. Таким образом, дизайн CTB позволяет игроку выбирать действие без цейтнота. Графическая временная шкала в правом верхнем углу экрана показывает, кто будет получать ходы дальше, и как различные предпринятые действия повлияют на последующий порядок ходов. На порядок ходов может влиять ряд заклинаний, предметов и способностей, которые накладывают статусные эффекты на контролируемых персонажей или врагов. Игрок может управлять до трех персонажей в бою, хотя система обмена позволяет игроку в любое время заменить их персонажем, не входящим в активную группу.
Как и в предыдущих играх серии, у игроков есть возможность развивать и улучшать своих персонажей, побеждая врагов и приобретая предметы, хотя традиционная система очков опыта заменена новой системой под названием «Сетка сфер». Вместо того, чтобы персонажи получали заранее определенные статистические бонусы для повышения уровня, каждый персонаж получает «уровни сферы» после набора достаточного количества очков способностей (AP). Уровни сфер позволяют игрокам перемещаться по сетке сфер, заранее определенной сетке взаимосвязанных узлов, состоящей из различных бонусов к характеристикам и способностям.
GamePro положительно прокомментировала игру, заявив, что игроку не нужно будет участвовать в побочных квестах, чтобы прийти к завершению игры, посчитав некоторые из них непривлекательными. Game Revolution жаловалась, что квесты нельзя пропускать, а некоторые даже слишком длинные.
Японская версия Final Fantasy X включала дополнительный диск под названием «Другая сторона Final Fantasy», на котором были представлены интервью, раскадровки и трейлеры для Blue Wing Blitz, Kingdom Hearts и Final Fantasy: The Spirits Within, а также первая кадры из Final Fantasy XI. Оригинальный саундтрек состоит из 91 дорожки и занимает четыре диска.
За четыре дня после выпуска Final Fantasy X в Японии было продано более 1,4 миллиона копий игры по предварительным заказам, что стало рекордом самой быстро продаваемой консольной ролевой игры. Эти цифры превзошли показатели Final Fantasy VII и IX за сопоставимый период, и Final Fantasy X стала первой игрой для PlayStation 2, продажи которой достигли двух миллионов. В октябре 2007 года игра заняла 8-е место среди самых продаваемых игр для PlayStation 2. Только в Японии в 2001 году было продано более 2,26 миллиона копий Final Fantasy X, а к январю 2004 года по всему миру было продано 6,6 миллиона копий. По состоянию на 2017 год по всему миру было продано более 8 миллионов копий версии игры для PS2.
Final Fantasy X получила награду за лучшую игру от Japan Game Awards за 2001–2002 годы. В рейтинге GameSpot «Лучшие и худшие награды» за 2001 год она заняла седьмое место в категории «10 лучших видеоигр года». В начале 2006 года читатели журнала Famitsu назвали ее лучшей игрой всех времен. Final Fantasy X заняла пятое место в списке IGN «25 лучших игр для PS2 всех времен» в 2007 году и шестое место в «10 самых красивых играх для PS2 всех времен».