Найти тему
Илья Варламов

Город – спальный микрорайон

Сразу скажу: я бесконечно очарован Набережными Челнами. Считаю тех, кто не понимает прелесть этого города, просто дремучими занудами. И не спешите кидать меня под КамАЗ, сейчас я обосную свою позицию.

Но для начала немного истории. Когда-то на месте Челнов была деревня. Население до войны – всего 10 000 человек, к 1960-му году удвоилось, но всё равно несерьёзно. Так бы эта деревня и стояла на берегу реки Кама, если бы не постановление №674 от 14 августа 1969 г. "О строительстве комплекса автомобильных заводов в Набережных Челнах Татарской АССР". Фактически в 1969 году в чистом поле решили построить новый город! Пишут, что к 70-му году на стройке работало 100 000 человек!

Набережные Челны уникальны как раз тем, что это пример идеального города, каким его представляли проектировщики в 70-е годы. А 70-е – далеко не лучший период в градостроительстве и архитектуре.

Советские проектировщики в чистом поле создали панельный рай! Я недаром назвал этот пост "Город – спальный микрорайон". Первый шок гость Челнов испытывает от осознания того, что в городе нет центра! Вообще. Ты ходишь среди бесконечных панелек и не понимаешь, куда надо пойти, куда уехать, чтобы оказаться в каком-то центре. Это действительно страшно. Представьте, что вы оказались запертыми в светлой комнате, обитой мягкими панелями, и из неё нет выхода. Вы в панике трогаете руками стены, пытаясь найти дверь, но её нет. Вы всё сильнее давите на стены, кидаетесь от одной стены к другой, начинаете метаться, но с каждым движением всё страшнее становится осознание безысходности. Выхода нет!

Набережные Челны – как эта самая комната. Вы подсознательно пытаетесь найти выход, но его нет! Наверное, тут ещё накладывается подсознательный страх любого москвича навсегда остаться в своем Бутово, Чертаново или Бирюлёво. Жуткая перспектива.

Как вы наверняка знаете, Набережные Челны – моногород, а градообразующим предприятием является КамАЗ. Фактически это город-завод, и проектировали его как часть завода. Понять это простому человеку очень сложно. Ну вот представьте, что вы оказались в заводском цеху. Идёте вы себе по этому цеху и понимаете, что вокруг совершенно немасштабное пространство. Вот какая высота потолков комфортна для человека? 3-5 метров максимум? А в цеху у вас 25! А чтобы из одного помещения до другого дойти, надо минут 5 топать! Пока из туалета на рабочее место вернёшься, опять приспичит. Но с заводом всё понятно, его размеры хоть и чужды человеческой природе, но обусловлены производственной необходимостью. А город-то куда?!

И вот вы оказываетесь на широченных проспектах, где от дома на одной стороне улицы до дома на другой столько места, что, кажется, там поместился бы ещё один небольшой город.

01. Начало 70-х! В чистом поле начинал расти город. Уже по плану видно, что ничего хорошего получиться не могло, но оставалась надежда!

02. Невероятные фотографии ) Так как советская промышленность того времени не могла предложить ничего, кроме 5 разных серий панельных домов, из них и решили строить город. Представьте, что вы играете в компьютерную игру. Вам надо город строить, но на первом уровне всего несколько типов зданий. Вот вы сейчас в шкуре проектировщиков 70-х.

03. Дома просто появлялись в чистом поле. Первое время даже асфальта нигде не было. Просто дома, и всё. А что ещё нужно для счастья строителю коммунизма?

04. Бесконечные панельки! Весь город состоит из них!

05. Это съёмка с вертолёта в 90-е. Тут отлично виден градостроительный гений 70-х. Нужны школы? Без проблем, вам сколько школ залепить? Детские сады? Тоже, пожалуйста! Вот и они. Понять, в каком городе ты находишься, просто невозможно.

06. Бесконечные панельные казармы... На этих фотографиях хорошо видно всю ущербность подобной застройки. Вы только посмотрите, сколько пустырей! То, что люди называют простором, на самом деле просто пустыри. За этими бесконечными кусками земли, которые образуются между домами, невозможно ухаживать. Нет чётких границ двора, люди не чувствуют связи с местом, где они живут. Общее – значит ничьё. Вот это всё – ничьё. Такие территории быстро приходят в упадок.

07. Мило!

08. Сегодня почти ничего не изменилось. И этим как раз Набережные Челны и интересны! Кстати, фотографии в этой статье — 2018 года. Поэтому, если вы увидите неактуальную информацию, не ругайте меня.

09. Застройку, конечно, немного уплотняют, но в целом город практически в первозданном виде.

10. Хотя такое количество пустырей – хороший соблазн влепить ещё несколько муравейников.

11. Центр города

12. Жилые микрорайоны в Набережных Челнах традиционно называют комплексами. Это связано с молодостью города и с тем, что среди первых жителей было много людей, которые его же и строили. Строителям было проще общаться между собой, называя номер комплекса, чем указывать названия улиц, которые тогда ещё не вполне прижились.

-13

13. Постепенно эта практика распространилась на всех горожан, и до сих пор многие челнинцы предпочитают вместо стандартного адреса называть "строительный": например, г. Набережные Челны, д. 30/19А, кв. 11. Хотя на странице прописки в паспорте у них указан привычный нам адрес с названием улицы. По идее, такая система может даже помочь работе скорой помощи и пожарных, но как там на практике, я не знаю.

14. Это вид из окна лучшей гостиницы города. Она находится в самом центре. Я когда утром вышел, чуть не подавился круассаном. Подумал, что я напился и уехал на окраину. Но нет, я был в центре. Кстати, забавно, но в Набережных Челнах нет ни одной приличной гостиницы и ни одного нормального ресторана (по крайне мере, так было в 2018 году, когда я приезжал). На этом фото хорошо видно, как эффективно используется пространство.

15. Но самый кайф – это проехать по широким проспектам Набережных Челнов. Почти Дубай!

Нет, ну а что? Разве не похоже?

16. Челны – один из немногих городов России, который сделан для автомобилей. Тут, как нигде в России, без машины ты чувствуешь свою ущербность и неполноценность.

17. Настоящий автомобильный рай! И повсюду реклама машин. Обратите внимание, что разметка в Челнах не пользуется популярностью.

18. Чтобы добавить немного безумия, тут умудрились сделать нерегулируемые зебры через через многополосные шоссе. А почему бы и нет?

19. Интересно, что на прекрасных многополосных шоссе практически нет разворотов. Иногда надо проехать 5 км, просто чтобы повернуть налево. Ну а что, вы же мечтали об удобном для автомобиля городе.

20. Рядом с шоссе – дублёры. Места столько, что все огромные обочины превратились в парковки.

21. Парковку тут никто не регулирует. А зачем?

22.

23. Во дворах всё как везде. Город-спальник.

24.

25. Передвигаться без машины очень сложно. В Челнах любое расстояние растягивается в 2-3 раза по сравнению с обычным городом.

26. Ты идёшь вдоль бесконечных панелек и не чувствуешь связи с городом. Тут нет витрин, нет интересных фасадов, нет ничего, что дарило бы пешеходу наслаждение во время прогулки.

27. Улицы настолько широкие, что ты не видишь другой стороны дороги.

28. Конечно, без переходов никуда ) За 30-минутную прогулку по Челнам мне пришлось 3 раза спускаться в подземный переход.

29.

30. Пешеходная инфраструктура

31.

32. Монумент "Родина-мать", открытый 9 мая 1975 года к 30-летию Победы. Автор мемориального комплекса – архитектор и скульптор Ильдар Ханов, известный главным образом тем, что построил Храм всех религий в Казани.

33. Скульптуры Ханова разбросаны по всем Челнам. Некоторые из них, например "Древо жизни" и "Ангел-хранитель", сделаны из бетона и смальты и сильно напоминают друг друга. Это как раз "Ангел-хранитель".

34. Его же скульптура "Эволюция"

В другой технике выполнена скульптура "Борьба" (среди местных также известная как "Регбисты") у стадиона "Строитель".

Фото: Autotravel.ru
Фото: Autotravel.ru

35. Чтобы никто вдруг не подумал, что Набережные Челны – уютный и приятный город, тут даже дизайн полицейских будок делают максимально примитивным.

36. Реклама

37. Агитация

38. Однотипные советские здания в Челнах решили разбавить яркими фасадами. Это была роковая ошибка.

39. Дело в том, что цвет в архитектуре – очень опасный приём. Он, конечно, может быть использован, но использовать его надо очень осторожно! Это как яркий макияж у женщины. Одно неловкое движение – и из коварной обольстительницы получается привокзальная проститутка. Но макияж – дело временное, его смыть можно. А вот с архитектурой так не получится. Одно неловкое движение – и всё, на многие годы мы получаем безвкусицу.

40. Здание может быть ярким, может быть вызывающе ярким и пёстрым. Но это в том случае, когда оно претендует на роль доминанты, яркого пятна в городе. И, опять же, когда это делает хороший архитектор, который может работать не только с формой, но и с цветом. Форма может быть без цвета, но цвет без хорошей формы существовать не может никак. Плохую архитектуру цветом не спасти. Панельные курятники, в какой цвет их не раскрашивай, всё равно останутся панельными курятниками.

41. Примеров удачного использования цвета как главного выразительного приёма в архитектуре крайне мало. Если такое и делают, то в зданиях, с которыми вы не контактируете каждый день. Например, можно сделать ярким стадион или какое-то строение в промзоне.

Есть несколько заблуждений:

1. Цвет делает здание "веселее"

На самом деле нет. Цветное здание не становится веселее. Веселее становится качественно построенное здание. Веселее становится качественная дорога. Хорошее благоустройство тоже веселее плохого. Цвет тут ни при чём.

2. Цвет скрывает недостатки архитектуры

На самом деле нет. Почти всегда цвет архитектуру уничтожает. Он начинает конкурировать с формой, привлекает слишком много внимания. Плохую архитектуру цвет не спасает, а наоборот: привлекает больше внимания к недостаткам.

3. Цвет делает здания интереснее

На самом деле, безграмотное использование цвета делает здание "дешевле". Это правило применимо ко всему. Представьте себе ярко-жёлтый представительский автомобиль. Или яркий костюм на президенте. Опять же, исключения могут быть в любом деле, но это исключения!

У нас чаще всего цветом пытаются замаскировать бездарность.

42. Обратите внимание, насколько стильно смотрится простой белый дом на фоне этих пёстрых дешёвок.

43. Я бы вообще выкрасил все фасады в белый цвет и убрал всю рекламу. Чтобы Челны остались как гипсовая скульптура. Как памятник градостроительным ошибкам 70-х.

44. К моему большому сожалению, современная архитектура непозволительно бездарна для такого города.

45. Новые районы продолжают застраивать всё такими же панельками.

46. Никто и не заметит, что город растёт.

47.

48. Самый крутой комплекс в Набережных Челнах выглядит так. Его построили турки. Нет, это не 90-е, это 2018 год.

49. Поскольку Набережные Челны – город новый, трамвай появился тут относительно недавно, в 1973-м. То есть в этом году трамвайной системе исполнится 45 лет. Трамвайные ветки строились одновременно с заводом КамАЗ и прежде всего в интересах предприятия. Хотя сначала руководство завода не хотело "засорять" проспекты нового города трамвайными линиями.

Удивительно, но в нулевые, когда другие города России уничтожали трамвай, Набережные Челны строили новые линии. Последнюю на сегодняшний день трамвайную ветку в Челнах открыли в 2014 году. Однако в том же году маршруты №1 и №12 были отменены: первый из-за нерентабельности, второй – из-за дублирования других линий.

Троллейбуса в Челнах нет, но есть 6 автобусных маршрутов. В конце нулевых маршрутки почти полностью вытеснили муниципальные автобусы с улиц, сейчас идёт медленное восстановление транспортной системы. Так что трамвай всё ещё остаётся главным общественным транспортном Набережных Челнов.

Несколько лет назад звучали даже предложения проложить ветку до Елабуги (ближайшего к Челнам города) – это всего 20 км, но единственный мост через Каму занят шоссе и железной дорогой. Непонятно, где и как запускать трамвай, а строить специально для него новый мост слишком дорого. Поэтому эти идеи пока не нашли понимания у властей.

51. В городе действуют 14 трамвайных маршрутов, причём они обслуживают не только жилые кварталы, но и гигантскую промзону КамАЗа. Вагоны для трамваев Челны закупают в Усть-Катаве. Проезд в челнинском трамвае стоит 22 рубля, проездной на месяц – 900 рублей (на 2018 год).

52. Есть в Челнах и историческая улица. Ну как "историческая"... Так как особой истории тут нет, то и улица соответствует. Вот так улица Центральная выглядела раньше. Обычная деревенская улица.

53. Вот так она выглядит сейчас:

54. Не пугайтесь, тут действительно считают, что это историческая улица.

55. Чтобы создать атмосферу, поставили даже фонари.

56. Конечно, никакой истории тут и близко нет.

57. Здания больше напоминают придорожные трактиры и мини-отели на федеральной трассе.

58. Всё время хочется завернуть за угол и проверить, нет ли там стоянки для дальнобойщиков.

59. Вот это они называют исторической улицей.

60.

61. Исторические ворота

62. В целом смотреть тут, конечно, не на что.

63. Набережные Челны – один из немногих городов России, где совсем нечего делать.

64.

65. За счастье передвигаться на автомобиле надо платить. В Набережных Челнах чёрный снег.

Что я думаю?

Набережные Челны – уникальный памятник советского градостроительства. Сегодня хорошо видны все ошибки, и есть понимание, почему так нельзя строить. Город совершенно не приспособлен для слабых, бедных и больных. Если у тебя нет машины, ты будешь тут человеком второго сорта. В городе нечего делать, некуда пойти. Тут делали новые общественные пространства – я об этом напишу отдельно – но в целом ситуация, конечно, печальная. И самое жуткое – это совершенно нечеловеческий масштаб всего происходящего. Находиться в Челнах просто некомфортно. Хочется скорее нырнуть в лабиринт узких улочек, пройти вдоль витрин магазинов, мимо столиков кафе. Но тут ничего подобного нет и не предвидится. Очень странное впечатление, давно такого не испытывал.

Что делать? А ничего. Я бы обнёс город забором, запретил бы любые изменения и поддерживал бы его в первозданном виде. Получился бы отличный музей. Есть ведь практика сохранения исторических городов? А чем вам Челны не исторический город?

Завтра расскажу, что я нашел в Набережных Челнах хорошего.

А вам нравится такая застройка? Хотели бы жить в городе-панельке?

Поддержать меня и мою команду

Друзья! Как вы знаете, «Ютуб» отключил монетизацию для пользователей из России, а это значит, что заниматься независимой журналистикой в стране стало ещё сложнее. Но если вам нравится то, что делаю я и моя команда, вы можете поддержать нас с помощью специальных сервисов:

Boosty (если вы в России): https://vrlmv.com/Yzfroc

Patreon (если вы не в России): https://vrlmv.com/4acT9L

Спонсорство на Ютубе: https://vrlmv.com/JK486h