Каждый обучающийся школы сталкивается с необходимостью сдавать Единый государственный экзамен. Кто-то из ребят ставит для себя целью попробовать свои силы в различных экзаменах и на основе баллов сделать выбор будущей профессии. А кто-то давно определился с экзаменами и университетом. Но для каждого будущего выпускника ситуация экзамена и подготовки к нему становится стрессовой.
Но почему? Дело в том, что ЕГЭ является для подростка событием, которое определяет его жизнь на ближайшие годы. Ребята, которые старались проявлять себя, ответственно готовились к урокам и небольшими шагами достигали своей цели, с сутью экзамена сталкиваются только на самом экзамене. Ситуация неизвестности и страх за то, какое именно задание попадется в КИМ, заставляет почти каждого испытывать дискомфорт. А переживание за результаты ударяют и по самооценке, которая в подростковом возрасте является нестабильной. Именно поэтому родителям и педагогам очень важно не запугивать ребенка процедурой ЕГЭ, а помочь разобраться в том, что из себя представляет экзамен.
Еще одной проблемой, о которой говорят и сами подростки, становится страх выглядеть неудачником в глазах окружающих. Это происходит в том числе и из-за развития умения рефлексировать, потребности в самоутверждении и самосовершенствовании. Несмотря на то, что ребята не всегда высказываются о значимости референтной группы в их жизни, они так или иначе сравнивают себя с одноклассниками. Ситуация возможного неуспеха вызывает тревожность и способствует формированию страха быть хуже остальных и стать посмешищем.
Значимым вопросом сами подростки называют выбор будущей профессии. По данным последних исследований, около 35% школьников прислушиваются к предложениям родителей и учителей; 15% поступают в учебные учреждения, которые выбраны друзьями; 7% признаются, что затрудняются сделать выбор. Но разные профессии требуют сдавать различные экзамены. Те ребята, которые выбирали профессию самостоятельно, редко сталкиваются с проблемой в подготовке, поскольку выбираемые предметы вызывают интерес. Остальные могут испытывать трудности, поскольку выбранные предметы не особо интересны и понятны. Кроме всего прочего, подростки ощущают давление со стороны взрослых, всячески призывающих тратить больше сил для успешной сдачи экзаменов.
Еще одной проблемой становится страх не оправдать ожидания родителей, а ведь не редки случаи, когда родители стараются воплотить собственные мечты с помощью ребенка. Те профессии, которые родитель может считать важными и нужными, ребенку могут быть совершенно не интересны. Таким образом, помимо переутомления, связанного с подготовкой к экзамену, многие ребята сталкиваются со снижением эмоционального фона по причине обесценивания родителем сделанного выбора.
Конечно, родители тоже испытывают переживания за будущее своих детей, но главное помнить, что в данной ситуации подростку как никогда важно разобраться в себе и целях, которые он ставит себе на жизнь. Помогите ему понять, чем бы он хотел заниматься, беседуйте, задавайте вопросы, мягко направляйте, попробуйте порассуждать зачем необходимы те или иные знания и как они могут пригодиться в будущем.
По результатам последних исследований также было отмечено, что около 70% выпускников планируют готовиться к ЕГЭ с репетитором или на курсах; 5% демонстрируют неуверенность, маскируя ее безразличием и словами о поступлении на платное отделение. Следовательно, около 75% выпускников сталкиваются с дополнительными материальными затратами, что также может вызывать обеспокоенность родителей. Таким образом, мы понимаем, что ситуация экзамена и подготовки к нему может быть стрессовой для всех членов семьи, поэтому мне хотелось бы дать следующие рекомендации:
1. Выравнивайте самооценку. Адекватная самооценка помогает ребенку ставить собой реальные цели и задачи, правильно рассчитывать свои силы и возможности. Старайтесь хвалить подростка, когда он действительно заслужил этого и мягко указывать на промахи при необходимости.
2. Не ругайте за оценки. В выпускных классах ребята и сами понимают какое влияние оценки и аттестат оказывают на их будущее. Лучше обсудить причины произошедшего и найти способы исправления оценки. Такой подход поможет сформировать ответственную позицию в отношении собственной деятельности.
3. Соблюдение режима. Особую значимость в предэкзаменационный период играет режим дня. Важно высыпаться, регулярно питаться, отдыхать и учить уроки в определенное время, тогда будущий выпускник будет чувствовать себя хорошо, а ненужная усталость не накопится.
4. Физическая активность. Смена деятельности помогает мозгу работать активнее. Важно чтобы ребенок отдыхал не только за игрой в компьютерные игры или на диване. Предложите ему вместе прогуляться, прокатиться на велосипеде или порелаксировать на конной прогулке. Таким образом, мозг переключится с тяжелой умственной деятельности, организм восполнит недостаток кислорода, а физическая активность способствует выработке эндорфинов, которые поднимают настроение.
5. Дыхательные упражнения. Помогают быстро успокоиться в ответственный момент и могут быть использованы даже при выполнении сложного задания в момент нахождения в кабинете. Самое простое упражнение, которое дети легче всего запоминают, называется «Радуга». Попросите ребенка представить перед собой машину, которая в начале заезжает на радугу (долгий медленный вдох), а затем съезжает с нее (быстрый выдох). Подобная визуализация позволяет легче запомнить упражнение и не забыть его в критический момент.
6. Забота о самочувствии на экзамене. Важно выспаться перед экзаменом, хорошо позавтракать и по возможности сделать зарядку чтобы избавиться от лишнего физического напряжения. Положите ребенку с собой бутылку воды и небольшой перекус, это поможет ощутить вашу заботу и утолить легкий голод.
7. Традиции. Если ребенок хочет надеть любимый браслет или положить «пятак» в ботинок – не препятствуйте этому. Конечно, знаний этот ритуал не прибавит, а вот уверенности в себе добавит.
Педагог-психолог ГБОУ Школа № 1568 -
Зеленина Наталья Михайловна