Не так давно мне попалась статья Соколова М. Н. «Человек и природа в эпоху Возрождения», опубликованная в 1984 году в выпуске №11 журнала «Природа».
Статья заинтересовала тем, что автор описывает философские течения в искусстве 15-17 веков и различные художественные приёмы в живописи различных великих художников, таких как Леонардо да Винчи, Франсуа Рабле, Альбрехт Дюрер и др. и то, как они создавали свои шедевры через призму образного видения и сопоставления с процессами, протекающими в природе и в теле человека.
Здесь же, как ни странно, упоминается и ландшафтная хиромантия Парацельса. Далее приведу выдержу из статьи:
«Средневековая концепция творения постулировала изначальную неравнозначность человека и природы. Лишь человек был наделен верховным правом представлять собою «образ божий». Ренессансная философия, постоянно тяготевшая к пантеистической интерпретации библейско-евангельской антропологии, внесла в этот догмат существенные коррективы. Так, у Парацельса подчёркивается, что лишь дух человеческий был удостоен богоподобия, тогда как тело и душа были сотворены по образу природы (библейское выражение «земной прах», по мнению Парацельса, следует понимать как некий экстракт тверди небесной и всех стихий»). Поэтому у Парацельса, медик, желающий познать естество человеческое, обязан обращаться ко всей эмпирической вселенной «или изучать внешнюю анатомию человека». И поскольку сведения о человеческом микрокосме вписаны в каждую строку Книги природы, любая примета ландшафта при её практическом познании должна быть соотнесена с тем или иным органом тела. Эта установка Парацельса находит особенно яркое выражение в концепции так называемой ландшафтной хиромантии. Известно, что в практике гадания по линиям ладони использовались такие «пейзажные» метафоры, как «венерин холм». Развивая этот принцип Парацельс пишет: «Хиромантия многообразна и не относится лишь к одним человеческим рукам…есть хиромантия трав, кустарников и деревьев, хиромантия ландшафтов, где линиями служат дороги и реки».
Мы остановились на алхимии и теориях Парацельса потому, что эти две мировоззренческие системы непосредственнее всего были связаны с образной системой ренессансного пейзажа.» (конец цитаты).
Таким образом, автор обращает внимание на образное видение Парацельса, которое он использовал в частности, в практике чтения руки!
Это в большей степени становится понятно, если обратиться непосредственно к источнику, откуда была взята цитата, а именно статье Г. Ф. Хартлауба «Paracelsisches» in der Kunstder Paracelsuszeit» («Парацельсизм» в искусстве эпохи Парацельса), размещенной в 7 томе сборника «Nova acta paracelsica» (1954г).
В статье помимо вышеуказанной цитаты я нашла ещё одно упоминание хиромантии и раскрытие образности в более понятном ключе.
Хартлауб пишет, что: «Парацельс не пробовал свои силы в живописи, рисовании или резьбе, но все же можно сказать, что он участвовал в этих видах деятельности, которые были на пике популярности в его возрасте.», тем самым подчёркивая, что через художественные приёмы он выражал своё видение и восприятие тонкоматериальных процессов.
«Во-первых, поразительно часто в языке Парацельса встречаются меткие сравнения с работой и мастерской живописца и, еще чаще, резчика. Кроме того, как мы увидим, у него можно найти зачатки символической теории цвета…. Для Парацельса изобразительное искусство было своего рода алхимией, которую он сам любил называть "искусством". Творческое преобразование необработанного, бесформенного в сформированное и тем самым освобождение и очищение заложенной в материале возможности довести его до высшей формы. Эта старая, подлинно художественная идея, также, как и у Дюрера, что творчество художника как бы уже скрыто в природе и в его материалах и нуждается только в том, чтобы быть "выведенным наружу" путем работы над ними.
Да, через них Он встраивает свой процесс художественного творчества в ряд естественного и божественного, искусство может предстать перед ним как некое продолжение естественного процесса.
(Далее автор приводит слова Парацельса):
"Таким образом, алхимики являются lignorum (по дереву), как есть плотники, которые готовят дерево, чтобы оно стало домом; так и резчики изображений, которые из дерева делают то, что ему несвойственно, так что оно стало изображением". Также и взаимодействие божественного скульптора с материей, его формирование и формирование, возведение и демонтаж, он сравнивает это с работой художника. "Но это ничем не отличается от того, как художник в одиночку создает картину на стене или вырезает в дереве; там не видно дерева, но видна прекрасная картина, а мокрая тряпка портит все, что нарисовал художник. Так и жизнь. Однажды мы вырезаны Богом, и затем раскрашены жизнью...и...тряпкой - все сначала". Но жизнь, которой угрожает такая опасность остается шедевром "искусного художника, который украшает свои резные картины таким образом". Правда, краски здесь не "масло или клей", а "тень или воздух".»
Такие сравнения не делаются и являются лишь риторическими; они проистекают из живого участия в ремесленном и творческом аспектах изобразительного искусства, в котором писателя особенно привлекало естественное, трудовое, нордическое и неакадемическое.
Создатель, "творец природы", творит, так сказать, изнутри наружу, чтобы "не ковать ум по форме, но ковать форму по уму", но выковывает форму в соответствии с разумом". " Рост человека формируется по образу сердца" сам по себе, в отличии, как замечает Парацельс, чем в случае с художником, который создает только внешнюю сторону, "картину", но не дает ему символизм, и не может его дать. Тогда в той же картине нет ничего... она подобна тени, в которой нет силы". Но наш философ теперь делает заметку об улучшении, так сказать. Нарисованное не имеет в себе "силы", как реальный и живой человек, но "те богатые искусством, которые действуют в живописных произведениях", должны, тем не менее, действовать ""единообразно"" с естественным процессом творения.
Они не просто представляют собой внешнее подражание. "Хотя это (а именно, их живописные произведения) лишено силы, их искусство тем не менее исходит из создания живых образов". Художник, таким образом, творит не столько "согласно" природе, сколько вместе с ней и подобным ей совершенством. Тем более необходимо, чтобы он признавал знаковость в природе: по той причине, что искусство должно хорошо предугадывать как действия природы, так и то, что в уме у такого человека и что его разум видит в подобном.
К этому относятся три вида, как было замечено, - без которых ни один художник не может нарисовать или вырезать, тщательно изготовить произведение искусства" (Lib. de imag.).
Что подразумевается под этими тремя видами? Мы можем предположить, что это относится к тому, что Парацельс называет "хиромантией", выразительным чтением не только по чертам лица, но и по чертам руки; затем "физиогномика" и "пропорции лица", к которым мы можем добавить и жесты. Читатель подозревает, что здесь провозглашается целая система выражения, в которой природа и искусство, творец и художник приведены к общему знаменателю.»
Эта выдержка и приводит в дальнейшем к цитате о ладшафтной хиромантии, где она упоминается более развернуто - цитата (пер. в с нем.):
«В столь важной для нас главе V II книги "De imaginibus" («О воображении») Парацельс говорит о своей теории сигнатур природы. "И вы должны знать и заметить, что хиромантии многообразны и не только те, которые находятся на руках человека, по которым судить о том, к чему он склонен, и что может его постигнуть, и что доброе и злое случится с ним: но есть и другие Хиромантии: Хиромантия трав, Хиромантия листьев на деревьях, Хиромантия лесов, Хиромантия о пейзажах вдоль дорог и рек" (гл. VII). Кто, взирая на такое не вспомнит о старых художниках и резчиках, упомянутых выше!»
Также, стоит отметить, что Г. Хартлауб ссылается на трактат Парацельса о воображении "De imaginibus" (нем.) («Imagination» - в англ. версии).
Сам трактат в открытом доступе найти не удалось, но в 6 томе сборника Nova acta paracelsica есть статья Илдефонса Бетшарта «Der Begriff «Imagination» bei Paracelsus» (Понятие «воображение» в концепции Парацельса).
Далее, перевод ряда выдержек из статьи автора, раскрывающих саму суть термина «воображение» в работах Парацельса:
«Без сомнения, "воображение" является одним из центральных понятий в философско-психолого-антропологической концепции Теофраста фон Гогенгейма. Воображение, как его понимает Парацельс, приводит нас иногда прямо или косвенно к поразительному открытию, а именно к тому, что Теофраст фон Гогенгейм имеет больше общего с вполне современными концепциями, чем можно было бы предположить на первый взгляд, будь то старые идеи, но впоследствии забытые или упущенные из виду, или что он видит некоторые вещи в смелых предчувствиях, которые лишь позднее могут быть выведены на свет в полной мере…. Воображение явно содержит латинское слово "imago", равное образу.»
«…Парацельс уже знает, превосходя древних, о естественном способе действия воображения без мистической суеты и суетных прикрас. "Мы должны знать, что одной лишь верой и нашим могучим воображением и только нашим мощным воображением, мы можем воплотить дух любого в образ. . ...не нужно никаких заклинаний, церемоний, создания круга, благовоний, сигилл и т.д...»
«…Что касается понимания сущности парацельсианского воображения, то здесь также следует отметить: Воображение воздерживается от какого-либо влияния реального телесного мира, который мы получаем через ощущения. Весь процесс является для Парацельса "духовным" (мы бы назвали его не духовным, а прежде всего чувственным, так как внутренний чувственный процесс происходит, когда речь идет о соединении и разъединении чувственных образов, которые, кстати, известны и в психологии животных).
Парацельс называет это духовным процессом, и, как мы легко увидим, он осуществляет его не по смыслу, а по формулировке древних духов, гениев-даймонов древних. Парацельс называет его астральным духом.
Воображение для него - это "общий, внутренний процесс природы, который имеет свое значение в астрономии, которая есть не что иное, как учение о воображении.» - (конец цитаты, перевод с нем.)
Из статьи Бетшарта становится ясно, что сам Парацельс относился к воображению, в современном понимании - образному видению и восприятию человека очень серьёзно, с медицинской точки зрения разграничивая естественный процесс от различных «душевных болезней», т.е. психических отклонений, при которых воображение становится «больным», неуправляемым.
Фили́пп Аурео́л Теофра́ст Бомба́ст фон Го́генгейм - настоящее имя Парацельса (1493-1541 гг), для своей эпохи был гениальным новатором и в то же время непонятным многим его современникам медиком, лекарем, химиком, философом – изучая физиологию, психику и психологию человека в различных её проявлениях. Помимо этого, Парацельса считали магом, ведь он углубленно занимался эзотерикой, как это сейчас принято называть, оккультизмом и даже алхимией - наукой, которая в те времена превосходила магию. Парацельс также увлекался различными методами гадания и предсказательными практиками, среди которых астрология и хиромантия. А для человека с «магическим» мышлением и мировоззрением образное видение можно назвать не просто даром, а рабочим инструментом, и как видно из описаний его трудов различными немецкими авторами, делал он это весьма успешно, развивая свою образность и при чтении по ладони.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что образность и пространственное видение в хиромантии – это отнюдь НЕ современное открытие ни 20-го, ни 21-го века !!! Она существовала многими веками (как минимум) ранее. Парацельса можно назвать одним из первопроходцев в этой области, кто описал свои видения, хотя и в присущей ему аллегорической форме. При этом, Теофаст пытался понять причину возникновения образов и проявления их в физическом и тонком мире, а также дать оценку как с медицинской и научной, так и духовной, эзотерической точки зрения. Видение и понимание образов, в том числе на руках, если это исходит в правильном ключе, отражает в первую очередь духовный уровень развития человека и эта способность не является чем-то «НОВЫМ», хотя ещё мало изучена.
________________________________________________________
Литература:
1. Соколов М.Н. Человек и природа в эпоху Возрождения // Природа - 11. – 1984, с. 62, 63 http://journal-club.ru/?q=node/11146
2. Hartlaub G. F. «Paracelsisches» in der Kunstder Paracelsuszeit.- Nova acta paracelsica,1954, Bd 7, S 132, 133, 134, 144, 145 https://www.paracelsus-gesellschaft.ch/nap/NAP_07(1954).pdf
3. Betshart I. Der Begriff «Imagination» bei Paracelsus. - Nova acta paracelsica, 1952, Bd 6, S 52, 53, 56, 57, 59 https://www.paracelsus-gesellschaft.ch/nap/NAP_06(1952).pdf
______________________________________________________________
Автор: Татьяна Водовскова
31 марта 2023 г.
#хирология #хиромантия #образыналадони #парацельс #эзотерика