В 1564 году итальянский композитор Д. Б. да Палестрина впервые использовал баттуту - палочку, служащую для отбивания такта. Она представляла собой массивный посох из металла (иногда украшенный драгоценностями).
Технология использования была достаточно примитивная: движение жезлом вниз означало сильную долю такта, а момент замаха означал слабую.
Такая практика «шумного» дирижирования была повсеместной в эпоху Возрождения.
Тактирование баттутой применялось и в хоровой музыке, даже в церквях это явление было привычным очень долгое время (страшно даже представить...🫣).
Сейчас будет невеселый #факт.
🇫🇷Французский композитор Жан-Батист Люлли в 1687 году дирижируя отбивая Te Deum (католический гимн торжественного характера), оказался жертвой данной манеры дирижирования. Он пользовался массивной палкой с тяжелым свинцовым наконечником (для мощи удара). Во время исполнения он с огромной силой ударил баттутой себе по ноге. Нарыв перешел в гангрену, ставшей причиной смерти композитора.
С начала XIX века было решено, что нельзя «портить» исполняемую музыку ударами и стуками, поэтому дирижеры для ритмического управления оркестром использовали некий утяжеляющий предмет (смычок, свернутый рулон бумаги, малую баттуту). Первыми такими музыкантами были К. М. фон Вебер, Ф. Мендельсон-Бартольди и др.