Продолжаем рассматривать особенности разных деревьев с точки зрения их необыкновенности, красоты и некоторой эксклюзивности. В предыдущих статьях мы рассмотрели особенности коры разных деревьев и особенности молодых побегов и почек.
В этой статье мы уделим внимание формам кроны и ветвления, убедимся в том, какое эстетическое для нас и практическое значение для самих деревьев имеют эти их особенности.
А что такое крона? Это - совокупность веток и листьев в верхней части растения, продолжающая ствол от первого разветвления до верхушки дерева или кустарника со всеми боковыми ответвлениями и листвой.
Каждой древесной породе присуща своя типичная форма кроны, которая определяется характером ветвления и направленностью боковых побегов.
Разновидности форм кроны деревьев
Разные формы крон люди успешно учитывают в ландшафтном дизайне, создавая эстетические выверенные ансамбли древесной растительности.
У деревьев выделяют 2 типа крон: регулярная и иррегулярная.
Регулярные кроны характеризуются чёткими геометрическими очертаниями. К ним, например, относятся:
- шаровидная
- зонтичная
- конусовидная
- пирамидальная
Иррегулярные кроны имеют не чёткие, живописные очертания. К ним относятся:
- раскидистая
- плакучая
С биологической точки зрения определённая форма кроны даёт возможность деревьям располагать ветви на стволе так, чтоб как можно меньше каждая ветка затенялась соседними, что очень важно для процесса фотосинтеза.
Правда, при этом надо учитывать и потребность в интенсивности света, необходимого для каждого отдельного вида древесных растений. Крона у растений светолюбивых будет ажурная, менее плотная. У теневыносливых растений крона более плотная, сомкнутая.
Сравните крону берёзы повислой и липы крупнолистной.
По характеру плотности крон сразу становится ясно, что берёза - светолюбивое дерево, а липа - теневыносливое. Обратите внимание, какая плотная тень от кроны липы на фото.
Эволюционно сложились разные типы ветвления побегов, которые у древесных растений принято называть ветвями. Тип ветвления влияет на
характер роста боковых ветвей и главного побега - ствола, что формирует форму кроны деревьев.
Ветвление, в целом, увеличивает площадь соприкосновения всей поверхности дерева (это касается, в первую очередь, листьев , расположенных на ветках) с воздушным пространством, что играет важную роль в процессах дыхания и воздушного питания, связанных с газообменом между растениями и средой его обитания.
Самый древний тип ветвления, который сохранился у примитивных форм растений - это дихотомическое ветвление. Оно происходит за счёт раздвоения точки роста. При этом образуется два побега, которые потом ветвятся точно также. У древесной растительности, как наиболее высокоорганизованной формы растений, такого ветвления нет. Для деревьев характерны боковые ветвления - моноподиальное и симподиальное.
При моноподиальном ветвлении верхушечная почка активна на протяжении всей жизни растения и главная ось (ствол) имеет неограниченный рост, как, например, у голосеменных.
При этом типе ветвления формируются боковые побеги, которые по отношению друг к другу могут располагаться поочередно (схема слева) или супротивно (схема справа).
Симподиальное ветвление эволюционно более молодой и прогрессивный тип ветвления. Он характеризуется тем, что в этом случае верхушечная почка отмирает или прекращает свой рост, в то же время боковые побеги усиленно растут.
Конкретно это выглядит так: побег первого порядка отклоняется от главной оси и превращается в боковую ветвь или отмирает. Его замещает боковой побег, развивающийся из пазушной почки. В свою очередь он также отклоняется в сторону, а место главной оси растения занимает наиболее развитый побег следующего порядка.
Преимущество этого типа ветвления в том, что любая почка может продолжить рост побега при его повреждении.
Частным случаем симподиалъного ветвления у деревьев и кустарников с супротивными листьями и почками (сирень, бузина, конский каштан) является ложнодихотомическое ветвление.
У этих древесных растений часто после отмирания верхушки годичного побега вырастают два супротивных побега замещения из нижележащих боковых почек. Они образуют развилку над отмершей верхушкой, создавая впечатление дихотомического ветвления, отсюда и название - ложнодихотомическое ветвление.
Дав общее представление о том, как формируется крона, какие имеются типы ветвления, какое эстетическое значение имеет разнообразие крон разных видов деревьев, я приступаю к поиску оригинальных крон деревьев в природе, при этом хочу обратить внимание на то, какими разными по своему внешнему виду могут быть их побеги - ветви.
Меня всегда поражало многообразие и оригинальность рисунков, которые создаются переплетением, расположением и формой ветвей в кроне.
Особенно это имеет чёткое проявление осенью и зимой, когда нет лиственного покрова. В эти времена года каждое дерево в этом плане - это своеобразное природное произведение искусства. Как, например, этот узор веток робинии псевдоакации (у нас это дерево часто называют акация), когда на ней уже нет листьев.
Итак, какие кроны привлекли моё внимание и почему?
Первым нашим удивительным деревом будет Драконово (драконовое) дерево или Драконова драцена.
Это дерево достигает высоты 20 метров, а диаметр основания ствола может доходить до 4 метров, в дикой природе встречается в субтропиках и тропиках Африки, на островах Юго-Восточной Азии.
Обратите внимание на радиально расходящиеся узловато-волнистые ветви этого дерева, оригинальный вид зелени кроны только в верхней её части, тип ветвления ложнодихотомический. Крона имеет такой вид, что делает похожим это дерево не только на зонтик, но и на гигантский шляпочный гриб. У меня ассоциация нижней части кроны с разветвлённой корневой системой - такое ощущение, что эти ветви являются зеркальным отражением подземной корневой части дерева.
Второе дерево, которое произвело на меня впечатление - это клён японский, который растёт в США, в Орегоне - конкретно это дерево, которое изображено на фото ниже.
Мы же обращаем внимание ещё и на крону, и её ветвление. Крона - явно иррегулярная, раскидистой формы. Ветви длинные и образуют своеобразный узор разной толщины рисунка. Ниспадающий каскад основных скелетных веток заканчивается тонкими веточками, стремящимися к поверхности земли. Сколько изогнутых, можно сказать, дугообразных линий в узоре! Некоторые из них на всём протяжении напоминают волнистые очертания. Так и хочется назвать эту крону "струящейся", по форме узора веток, напоминающих движение воды. Я описываю свои ассоциации, у кого-то они будут другими.
Вот фотография ещё одного клёна этого же вида - клёна японского.
Клён японский имеет очень красивую крону по всем её параметрам. У японских клёнов красные листья весь вегетативный сезон из-за низкого содержания хлорофилла и большого количества пигмента антоциана. Это дерево прекрасно контрастирует с зеленью других деревьев и кустарников. Поэтому его стараются использовать в ландшафтном дизайне, имея возможность придать его кроне нужную для общего восприятия ландшафта форму.
Ажурные кроны дают возможность увидеть ещё один завораживающий зрелищный момент - игру света через промежутки листьев и веток. Причём эти краски света зависят от времени года и дают разные ощущения.
Вот солнечный поток в ветвях осеннего ясеня.
А вот ажурная зелень берёзы в лучах восходящего солнца.
Посмотрите на краски округлой кроны клёна татарского, особенно со стороны, освещённой солнцем.
И хотя крона у клёна довольно плотная, игра света и цвета в его кроне придают этому дереву живописный колорит.
А вот какую фантастическую картину подарит вам заснеженная пирамидальная ель, когда сквозь её крону будет проходить свет поднимающегося солнца, и кристаллики снега или льда, лежащие на раскидистых лапах ели, будут преломлять лучи.
Очень интересны кроны деревьев-экстремалов, которые вынуждены выживать в сложных условиях действительности.
Так, например, кроны деревьев, растущих высоко в горах и имеющие влияние постоянных ветров, дующих в одном направлении, получили название "флаговые", так как их кроны, действительно, напоминают флаг, отклонившийся от своего древка в одну сторону.
У меня вид этих крон вызывает чувство стойкости и сопротивления. Конечно же обращает на себя внимание и необычность этих крон, однонаправленность их ветвей и стволов.
Форма кроны этого дуба, растущего в горах явно асимметрична и тоже имеет большую направленность в строну господствующих ветров.
Об этом явлении я узнала недавно, и тоже хочется его осветить в этом материале, так как оно связано тоже с кронами, правда, немного под другим углом зрения. Это явление получило название застенчивость кроны. Википедия даёт такую формулировку этому явлению: "Засте́нчивость кро́ны (англ. Crown shyness) — феномен, который наблюдается у некоторых видов деревьев, когда кроны полностью развитых деревьев не соприкасаются, формируя полог леса с каналами-пробелами".
Как оказалось, несоприкасаемые кроны деревьев образуют неповторимые картины на фоне неба. К таким "застенчивым деревьям" исследователи этого феномена отнесли камфорное дерево, эвкалипт, дидимопанакс, каркас колючий и др.
Посмотрите, как фантастично выглядят узоры из неприкасаемых крон, когда человек смотрит снизу вверх.
И в заключении хочу отметить красоту зимних крон, когда деревья закутаны снегом или покрыты инеем.
Вечерний зимний орнамент кроны плодового дерева прямо возле дома. Остаётся только наслаждаться красотой.
Дорогие читатели, наслаждайтесь красотой деревьев в любое время года, почаще бывайте на природе!!!
Благодарю всех, кто дочитал эту статью до конца, оценил труд, поставив "класс", поделившись информацией, или подписался.