Британские учёные совершили очередной научный прорыв – они изобрели метановый трактор, работающий на коровьем и даже лошадином навозе. Собственно говоря, изобретать тут особо было нечего – о том, что навоз в целом и коровы в частности выделяют метан, известно давно.
Именно поэтому некоторые американские и европейские «учёные» предлагают категорически сократить поголовье коров на земном шаре, потому что метан – это парниковый газ, следовательно, коровы виноваты в потеплении климата. Логика прелестная, из области: ветер дует, потому что листья колышутся.
Технология двигательной установки трактора проста и понятна даже школьнику: берётся навоз, кладётся в камеру – начинается выделение метана – метан охлаждается до температуры минус 163 градуса по Цельсию (это температура сжижения метана) – после чего жидкий метан подаётся в силовую установку.
Сколько энергозатрат потребуется силовой установке, чтобы обеспечить количество энергии, достаточное для бесперебойной работы столь мощной охладительной установки? Это пока неизвестно.
Но вполне возможно, что такой трактор сможет проехать даже целых пять метров. Пока навоз не закончится.
Так было раньше. Суть британского открытия в том, что жидкий метан при температуре минус 163 сразу заливается в криогенный бак трактора. А охлаждают его заранее.
На один трактор требуется всего сто коров.
Британская компания Bennamann, изобретшая навозный трактор, устами своего соучредителя Криса Манна так и заявила:
«Трактор T7, работающий на жидком метане, первый в мире, и это ещё один шаг к обезуглероживанию мировой сельскохозяйственной отрасли и реализации экономики замкнутого цикла».
Британцы испытывают нежный восторг от предвкушения того, что им удастся сделать «сельскохозяйственную отрасль энергонезависимой перед лицом резкого роста себестоимости и неустойчивых цен на энергоносители». Откуда возьмётся электроэнергия для сжижения метана и круглосуточного поддержания в безопасном состоянии криогенных установок и хранилищ сжиженного метана? Об этом гении британской мысли пока не подумали. Наверное, её обеспечат морские ветряки. Аж на целых 15%.
Можно предположить, что грядёт битва за навоз. Дело в том, что его количество весьма ограниченно и обусловлено численностью коров. К тому же, коровы обитают далеко не везде. Дуализм противоречия кроется в том, что навоз является ещё и прекрасным естественным удобрением, а также топливом для печек и даже строительным материалом кое-где.
Если смотреть на ситуацию с нашей высоты, то, например, мешок навоза в Подмосковье в прошлом году стоил 200 рублей. С учётом всякого разного легко догадаться, что в этом году он будет стоить минимум 300. Понятно, что в Великобритании цены по любому выше.
На сколько километров пути хватит одного мешка этому трактору, если создать автономную технологию: закинул и поехал? Об этом пока не сообщается. И какого размера должен быть топливный навозный бак, чтобы обеспечить приемлемый запас хода? Мои примерные прикидки показывают, что несколько тонн. Но тогда это уже не трактор, а что-то другое.
Зато сообщается, что мощность двигателя у этого трактора в несистемных единицах – 270 л.с. Для сравнения: мощность двигателя трактора «Беларусь»: 75 – 80 л.с.
При такой мощности к этому трактору уже пропеллер можно приделывать. Ведь 250 л.с. – это нулевая категория для вертолётных двигателей, а 400 л.с. – уже первая. Вот только где столько навоза взять?
А в целом идея хорошая. Но вступает в противоречие с американскими и континентально-европейскими партнёрами британцев. Ибо для неё нужны коровы, а те против коров – они хотят белковую еду из насекомых.