ГЛАВА 102 ( Из серии "Хроники старого меломана ")
PINK FLOYD THE WALL
В 1979-ом ,в год триумфа новой музыки - панк- рока, диско, " новой волны" первой " альтернативы", которая на всех фронтах громила ветеранов-классиков ,рассчитывать на возрождение традиций было химерой. Но одна такая группа нашлась : Pink Floyd .Казалось после успеха "Обратной стороны Луны" ,1973, и неплохого продолжения в 1975-ом и 1977-ом ,дни "Флойдов'" сочтены: внутренний кризис из-за смены лидера ,на роль которого претендовал Дэвид Гилмор, совпал с общим застоем в классическом роке, ни о каком реванше "мелодичной психоделики " речи не шло- требовалось лишь исполнить контракт с EMI .Как сегодня считают критики, "Стена" была последним шансом Роджера Уотерса удержать бразды правления Pink Floyd в своих руках, не скрывает этого и сам музыкант : "У нас не было глобальных разногласий с Дэвидом,-говорит Уотерс,- мы просто не совпадали идеологически. Гилмор полагал ,что политический подтекст нашей музыки сужает рамки нашей аудитории, я же был уверен в обратном. В результате "Стена" стала неким компромиссом: здесь почти нет политики, зато полно социальных тем, главная из которых- отчуждение людей друг от друга, наша разобщённость и одиночество.
Идея "Стены" пришла ещё в 1977-ом ,когда Pink Floyd ездили по миру с программой альбома "Animals" : во время одного из концертов в Канаде поклонник взобрался на сцену и в категорической форме потребовал чтобы группа "завязывала играть всякую хрень, даёшь старые хиты!". Уотерс сорвался и плюнул фану в лицо; как пишет в своей книге "Вдоль и поперек" барабанщик Ник Мэйсон ," если даже между группой и поклонниками существует стена , что же говорить об обществе в целом, это не выдуманная проблема".
Обычно все свои альбомы ( за исключением дебютного) музыканты продюсировали самостоятельно, но Уотерс чувствовал, что "Стена" - это нечто особенное, и потому пригласил редактора со стороны, им стал ветеран продюсерского пульта Боб Эзрин, за плечами которого были бестселлеры Элиса Купера, Kiss, Aerosmith, Лу Рида и Питера Габриэла. Сопродюсерами были Гилмор и прославившийся умением создавать объёмный звук Джеймс Гатри.
Так как в то время в Англии ставка налога была огромной (83 процента) , а стоимость часа записи доходила до трёхсот фунтов стерлингов , группа арендовала во Франции дешёвую студию" Миравалль" ( до них там записывались Ac/Dc, The Curе, Yes и Крис От) Начало работы было намечено на 7-ое апреля 1979-ого года , и Pink Floyd сразу же столкнулись с проблемой: клавишник Рик Райт предпочел оставаться с семьёй , он и слышать не желал о новом альбоме до конца учебного года детей. Если верить Мэйсону , компания CBS , американский контрагент EMI ,пообещала автору альбома Уотерсу солидные премиальные , если "Стена" выйдет до конца года, и лидер пригрозил пианисту увольнением , если тот немедленно не приступит к работе . Райт прибыл во Францию только летом ,и хотя свои партии он записал в срок (а после отправился с группой в мировое турне) , Уотерс вывел его из состава Pink Floyd лишив тем самым гонорара за альбом; Райт получал лишь почасовую зарплату как сейшмен.
Для записи "Another Brick In The Wall( Part 2)" музыканты пригласили детский хор под управлением Алана Реншоу. Было сделано 12 прогонов ,которые потом соединили в одну фонограмму ,чтобы добиться эффекта большого числа певцов ( хор состоял из 23 ребятишек). И руководитель хора сделал личное одолжение музыкантам и за работу им заплатили тысячу фунтов стерлингов ,в 1996-ом году Реншоу решил истребовать с группы полноценный гонорар и даже подал на Pink Floyd в суд.
Так группа заплатила ещё по 500 фунтов каждому певцу.
",Мы работали в таком сумасшедшем темпе ,что операторы не успевали менять пленку на магнитофонах! -вспоминает Гилмор,- Во время 8-ого за два часа дубля "Hey You" у звккоинженера началась истерика, взрослый мужчина ,не спавший уже вторые сутки ,плакал в голос! А Роджер тоже ,кстати, не смыкавший глаз, лишь поторапливал: " Если за ночь мы не запишем в чистовом варианте ещё три песни , лично задушу виновных!"
К ноябрю было готово около сорока вещей ,и стало ясно, что речь идёт о двойном альбоме ( Уотерс настаивал на тройном, но руководство 'EMI Columbia" пришло в ужас от перспективы цены за такой диск) ; в результате в окончательный вариант вошли 26 песен.
В Англии "Стена" вышла 30 ноября(а США- 8 декабря 1979-ого); К концу года диск был на 1-ом месте практически всех хит-парадов , сегодня это второй по продажам диск Pink Floyd (после "Dark Side Of The Moon') ,суммарный тираж "Стены" сейчас около 32 миллионов ( всего на счету Pink Floyd более 200-от миллионов проданных дисков). А в 1979-ом диск продавался за 12 фунтов , затраты группы на аренду студии и гонорары её сотрудникам и занятым в записи музыкантам составили около 10 тысяч фунтов .Желающие могут подсчитать ,"сухой остаток" .
"Может я был слишком категоричен и резок с коллегами ,-говорит Уотерс, - но тогда я не знал другого способа мобилизовать группу и записать альбом в срок.И хотя мы ссорились и ругались ,все понимали ,что работаем над чем-то очень серьезным и значительным. Помню,Дэвид даже сказал, что после такого диска нет смысла продолжать -это не просто лебединая песня : мы никогда не сможем создать ничего подобного .Очень жаль, что он оказался прав."