Найти в Дзене
Жанна Швыдкая

Как строились промышленные города в СССР? Почему возникли коммуналки и бараки? Сравниваем опыт Германии и СССР в 1930х

Ударное строительство заводов периода индустриализации в СССР требовало не просто строительства жилья для рабочих, но и создания новых городов вокруг возникающих предприятий. О строительстве 521 завода за три года американским архитектором А. Каном я рассказывала в предыдущей статье. Сегодня речь о том, как строились города. В отличие от строительства заводов, которое было в приоритете для страны, обеспечение жильем рабочих давалось не просто, а существовавшая в те годы проблема была похожа на запутанный клубок, в котором сплелись тщеславие, противостояние идей, экономика и разбившееся о советскую реальность представления западных архитекторов.

Что имели на 1929 год?

До 1929 г. в жилищном строительстве страны происходило все в точности, как в басне Крылова «Лебедь, Рак и Щука». Главное - не было единого центра, который бы контролировал процесс строительства в СССР.

«Заместитель председателя Госплана Григорий Федорович Гринько в программной статье, посвящённой началу реализации первого пятилетнего плана, пишет: «Та неслыханная рутина и косность, которые до настоящего времени царят в нашем жилищном строительстве, должны получить в ходе осуществления перспективного плана серьезный удар со стороны образцовых жилищных организаций и целых районов, которые должны создать нужный нам тип дешевого и рационального жилища. Нечего говорить, что при 4 или 5-миллиардных вложениях в жилищное строительство городов является совершенно необходимым выделение достаточных средств на специальный институт, который своими работами внес бы в жилищное строительство минимальные начала научной организации…» (источник 1).

Как и в случае с заводами, для строительства жилья и возведения новых городов Сталин приглашает в СССР иностранных специалистов. С мая 1930 года в Москве начинает работать выдающийся немецкий архитектор и градостроитель, один из главных представителей массового жилого строительства того времени Эрнст Май. Вместе с ним работает его архитектурная команда: М. Стам, Х. Шмидт, В. Шульц, В. Швагеншайдт, В. Шютте, Г. Шютте-Лихотски и другие, - всего 23 сотрудника.

Под команду Эрнста Мая создаётся Проектное бюро Цекомбанка — главного банка по финансированию жилищного строительства, которое затем преобразуется в Стандартгорпроект. Команда Мая работает над проектированием около двух десятков новых городов, включая Магнитогорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Харьков и многих других.

Важно понимать, что в те годы индивидуального жилья для рабочих не было и не предполагалось. Даже члены команды Мая с семьями были расселены по коммунальным квартирам. Только самому Маю и его семье было предоставлено отдельное жилье в Москве и выделена дача. Новые города, которые должен был разработать Май – социалистические города, тоже основывались на коммунальном принципе расселения по комнатам с общим хозяйством (кухней, туалетом, душевой).

«Минимальное жилье» - опыт Германии

В Германии в середине 1920х точно так же требовалось быстро построить дешевое жилье для рабочих. Был разработан тип «Минимальное жилье» («франкфуртский тип» квартир). Это было дешевое, быстровозводимое, при этом комфортное жилье, главным принципом которого стали пять основных составляющих: «свет, воздух, солнце, гигиена и зелень». Основоположником принципа стал Э. Май.

Жилая площадь однокомнатной квартиры составляла от 22,5 кв.м, двухкомнатной – от 31 кв.мк, трехкомнатной – от 41 кв.м., при жилищной норме 9 кв.м на человека. Минимальная квартира для семьи предполагала наличие не менее трех комнат, главное условие: спальни детей и родителей отдельные, плюс кухня-гостиная. В квартирах было центральное отопление, световой санузел с обязательной ванной (полноценная или сидячая) или душем, кладовыми, встроенной мебелью. На кровле были террасы или садики. Все квартиры должны иметь сквозное проветривание и освещение. При строительстве использовался разработанный Э. Маем поточно-конвейерный метод, о котором чуть ниже.

Важно еще и то, что это был комплексный план застройки огромных территорий под управлением одного человека. «В подчинении Э. Мая, руководившего градостроительным планированием во Франкфурте-на-Майне в 1925–1930 гг., находились отделы городского и регионального планирования, жилищного планирования и строительства, землеотвода, зеленых насаждений, капитального строительства, типизации жилищного строительства, стройнадзор; под его началом работали сотни сотрудников». (источник 4)

Проект «Минимальное жилье» был настолько успешным, что стал темой второго конгресса CIAM во Франкфурте-на-Майне в 1929 г. Место его проведения было выбрано не случайно – программа «Новый Франкфурт» под руководством Э. Мая демонстрировала феноменальные успехи жилищного строительства в практическом воплощении «Минимального жилья».

Стоит сказать, что имперская казна Германии, обремененная в 1924 г. репарациями и восстановлением экономики, не могла финансировать строительство доступного жилья.

«Основой финансирования жилищного строительства в Германии стал «подомовой налог» (Hauszinsteuer, 1924–1932), поступления от которого формировали государственный фонд для жилищных ссуд, выдававшихся на 50 лет под 3 % годовых. Эти ссуды («вторая ипотека») выдавались исключительно общественным организациям и только для строительства доступного жилья на периферии городов, где муниципальные власти выделяли участки под застройку на льготных условиях. Эта ипотека покрывала около 50 % всей стоимости строительства, и число новых жилищ, возведенных с ее помощью, в 1924–1930 гг. составляло в разных германских землях от 75 до 90 %». (источник 4)

В чем уникальность технологии Э. Мая?

Точно так как А. Кан разработал поточно-конвейерный метод строительства промышленных предприятий, Э. Май разработал поточно-конвейерную технологию строительства массового жилья. Передовая по тем временам технология предусматривала полный отказ от кирпичной кладки. Дома собираются на стройплощадке из крупных блоков, предварительно изготовленных на заводе конвейерным способом. Такой подход помогал сократить расходы на строительство, сократить сроки и позволял применять стандартные планировочные решения для проектирования отдельных улиц и целых городов. При этом, строительная документация изготавливается на основе стандартных планировочных решений. Строительство и проектирование превращалось в конструирование по готовым шаблонам.

Перенять западные технологии и создать свою школу

Контракт, подписанный СССР с Э. Маем 15 июля 1930 года, не просто ставил перед Маем задачу проектирования новых городов и перепланировке старых, но и введение стандартизации строительства для всей страны и, что самое главное, как и в случае со строительством А. Каном заводов, советским специалистам требовался доступ к технологиям. С этой целью в контракте были пункты:

«з) опубликование работ Бюро в особом журнале, издание книг и альбомов;

и) ознакомление путем отдельных докладов инженерно-технических и общественных кругов с вопросами деятельности бюро… Кроме того, содействие в подготовке молодых специалистов, путем прохождения студентами высших технических учебных заведений своей производственной практики в Бюро и поднятие квалификации молодых специалистов, окончивших высшие технические учебные заведения. Соответственно с этим гр. Май выражает согласие на принятие…в Бюро на производственную практику и на службу не менее 50 человек студентов и молодых … специалистов, а если объем работ позволит, то и больше» (источник 1)

В результате сотрудничества с иностранными проектировщиками советские специалисты смогли на практике освоить передовые зарубежные технологии , а СССР создал собственную школу для замещения импортных технологий. Именно Э. Май помог сформировать новые стандарты в сфере архитектуры и градостроительства. После себя Май оставил не только два десятка новых городов, но и принципиально новые отечественные стандарты жилищной архитектуры и градостроительства.

В 1933 году Эрнст Май вместе со своими проектировщиками покидает СССР. Что же произошло?

Генпланы Э. Мая для социалистических городов. Опыт Магнитогорска

Май со своей группой принимал участие в разработке генеральных планов более половины из тех 37 новых поселений, возведение которых было намечено планом индустриализации за первые пять лет.

Центральное место среди них для команды Мая занимал Магнитогорск. Но работа над планировкой города осложнялась тем, что вопрос о месте расположения города и стал предметом ведомственной борьбы между Главным Управлением Коммунального хозяйства НКВД РСФСР, которое при этом еще постоянно преобразовывались, и ВСНХ СССР за право сосредоточения в своих руках дела проектирования генпланов всех соцгородов-новостроек.

Май начал проектировать город на левом берегу р. Урал, потом поступило распоряжение перенести город на правый, потом вновь на левый. Такая неразбериха сильно тормозила процесс проектирования. Усугубляло проблему и то, что отдельные конторы Магнитостроя строили свои барачные поселки и тянули коммуникации вне всякой связи с разработанным Маем генеральным планом - каждый строил как хотел, как умел и как того требовала обстановка строительства завода. Жилые поселки вокруг промышленных предприятий должны были гарантировать функционирование этих предприятий при предельно низких затратах на их строительство и жизнеобеспечение. О таком показателе как «комфортное жилье» и «комфортная среда» тогда не думали.

К декабрю 1930 г. командой Мая был разработан градостроительный план города Магнитогорска. Это был современный проект, созданный, с учетом поставленной задачи создания соцгорода и учитывающий современные градостроительные достижения. В нем Май внедрил свой франкфуртский принцип строчной застройки, при котором однотипные дома располагались перпендикулярно улицам.

На основе строчной застройки группой Мая были сформированы типовые схемы кварталов для разных типов домостроений. Было две разновидности домостроений. Первая - капитальные здания. Вторая - временные сооружения. В проектах Мая город делился на кварталы, которые отделялись зелеными коридорами. Зеленая зона была также внутри кварталов. Здесь располагались детские сады и ясли, школа, столовая, клуб, магазин и др. Четыре квартала объединялись в «куст», в котором уже были милиция, народный суд, дом Советов, пожарное депо, банно-прачечный комбинат, дом связи, универмаг, дворец культуры со стадионом.

Таким образом, Май превратил квартал в стандартную модель, в универсальный прием, позволявший многократно ускорять проектирование.

Многие именитые советские архитекторы возражали против такого подхода Мая, превращающего архитектурное творчество в проектное производство. Но не смотря на возражения, его метод начали широко использовать с СССР.

Если все так хорошо, то откуда взялись бараки и коммуналки в новых городах?

Самое главное, с чем не мог согласиться Май, это с застройкой городов временными бараками под обещания потом когда-нибудь заменить их на «нормальные жилища». Именно барачный поселок на 20000 человек предлагали для Новокузнецка архитектор Вудтке и инженер Г.Б. Красин.

Когда градостроительный план Магнитогорска Мая был представлен в Москве, стало понятно, что о реализации в том виде, как предлагал Май не могло быть и речи. Денег на это у страны, ударными темпами восстанавливающей промышленность, просто не было. Правительство СССР непрерывно требовало удешевления жилищного строительства.

«Представления западных архитекторов о том, что их главная задача – проектировать жилище «для новой жизни», быстро разбились о советскую реальность. Э. Май, оглядываясь назад в декабре 1933 г., говорил: Наша первая ошибка заключалась в том, что мы считали, что коммунизм здесь осуществлен в полной мере, а мы сейчас видим, что коммунизм растет постепенно, а не вырастает сразу. Когда мы начинали строить, мы предполагали устроить общую столовую, детский дом и т. п. Я полагал, что если мы построим так, то через несколько лет эти дома можно будет использовать для домов-коммун... Но нам сказали, что сейчас осуществить такое строительство невозможно, потому что нет денег. Но тогда получалось одно неудобство. Я полагал, что в каждой квартире не надо устраивать кухню, а достаточно только кухонных шкафов. Кроме того, тут были устроены электрические печи, на которых можно варить чай и т. д. Теперь дом построен, и дано новое задание – устроить там индивидуальные квартиры. Между тем, столовой нет, нет и кухонь в квартирах. Люди, которые увидят такой тип постройки, скажут: какой же дурак Май – строил квартиры без кухни! А это получается потому, что сначала начали строить дома одного типа, потом все переменили. Половину построили, а половину нет, получилась ерунда [Архив МБУК МЗ «Кузнецкая крепость». Л. 116]» (источник 4)

Доля капитального жилья была уменьшена. Взамен появились временные сооружения барачного типа, которые для многих семей на долгие годы так и остались единственным постоянным жильем.

«Выпущенный в 1932 г. сборник «Магнитогорск в цифрах» представляет следующий набор: а) каменная гостиница (5 эт.); б) каменные дома соцгорода (3-4 эт.); в) дома рубленные; г) дома каркасные и щитовые; д) бараки каменные; е) бараки комнатные; ж) бараки смешанные; з) бараки общие; и) дома-блоки» (источник 3 )

Удешевление строительства приводило к тому, что временное жилье сдавалось без водопровода, канализации, кухонь, а иногда и без внутренних перегородок. При заложенной Э. Мае условной норме 6,8 кв.м. жилой площади на человека (вспомним норму Германии 9 кв.м), в Магнитогорске в массе своей расселение в деревянные бараки шло по норме 3,5 кв. м. на рабочего и 1,3 кв.м. на члена семьи. В некоторых типах домов даже не были предусмотрены теплые туалеты и душевые. Это мало напоминало цивилизованный подход к решению жилищной проблемы, с которым привык работать Май.

«В реальности же и дома ИНКО-А, и ИН-В сдавались в эксплуатацию без ванн, без унитазов, без кухонь, и даже без стен: «Мрачные казарменные фасады зияли дырами не застекленных окон. Не были сделаны даже межкомнатные перегородки. Не было отопления – ждали прибытия радиаторов. Не было и уборных. Поднявшись по деревянной (своеобразное облегчение строительства) лестнице, люди попадали в огромные залы, занимавшие целый этаж. Там они ставили свои топчаны, привезенные из бараков, складывали «буржуйки», выводили трубы в окно и начинали жить...» (источник 3)

Важно понимать, что речь идет исключительно о массовом строительстве дешевого жилья промышленных городов, предназначенного для временного проживания. В это же время в Москве, Петербурге и других крупных городах возводились жилые дома других типов. Это так называемые «сталинки» с высокими потоками, раздельным санузлом, толстыми стенами, красивой архитектурой.

Май против временного жилья

В июне 2012 года в журнале «Современная архитектура» №3 города Новосибирска было опубликовано письмо Эрнста Мая Иосифу Сталину, написанное им 07.09.1931. Было ли такое письмо на самом деле – я утверждать не могу, подлинник найти не удалось. Представленный в интернете документ доверия не вызывает, но в нем есть любопытный момент, отражающий суть проблемы:

«Я считаю своим долгом проинформировать Вас о том, что в отношении возведения новых городов, связанного с быстрым экономическим развитием страны, исключительные возможности, которые в данный момент существуют именно в этой области не используются так, как этого требует современное состояние градостроительной науки. Вместо комплексного планирования промышленности, транспорта, жилых поселков и зеленых зон имеет место раздробленное проектирование, не охватывающее проблему в целом, а удовлетворяющееся частичными решениями. Результатом этого является то, что сегодня заново совершаются те ошибки, которые капиталистическое градостроительство старого мира старается исправить ценой огромных жертв» (источник 2)

Под ошибками Май подразумевал как строительство временного, неполноценного с точки зрения градостроительства, жилья, так отсутствие комплексного планирования новых промышленных территорий.

«Минимальное жилье» Мая в основе «хрущевок».

В период индустриализации госфинансы были направлены на строительство заводов и закупку импортного оборудования. Жилья для рабочих новых заводов требовалось много и сразу. Красивые планы о комфортных социалистических городах, ради которых были приглашены иностранные архитекторы, уперлись в нехватку денег для их реализации. Поэтому, на первом этапе, было принято решение строить временное жилье в промышленных городах с тем, чтобы на втором этапе по разработанным иностранцами планам и по полученным от них технологиям построить капитальное жилье для рабочих. Великая Отечественная война внесла свои коррективы.

После Победы одномоментно требовалось восстановить тысячи разрушенных домом и предприятий. Бетонные и кирпичные заводы строились во всех городах страны. После восстановления разрушенных предприятий, высвобождающиеся мощности должны были быть перенаправляться на строительство массового жилья. Сталин не успел реализовать задуманное.

Пришедший к власти Хрущев запустил в стране программу строительства «минимального жилья», в основе которой лежали разработки Э. Мая. И хотя «хрущевки» 1960-х годов по своему комфорту значительно уступали домам «франкфуртского типа» 1920-х годов, для многих советских семей это стало реальным шансом получить пусть маленькую, но свою квартирку.

Продолжение цикла публикаций следует.

Дорогие подписчики! Мой канал – просветительский. Он существует благодаря вашей поддержке и выдержке автора вопреки всем преобразованиям на Дзен. Если вам понравилась эта статья или другие мои статьи - поддержите канал через банковский платежный сервис по этой ссылке (сумма любая). Это важно для существования канала и придаст оптимизма автору: https://pay.cloudtips.ru/p/dc889a0c
С благодарностью, Жанна Швыдкая.

-2

-3

При подготовке статьи использованы источники информации:

1. Книга «Кристалл роста» авторы: А. Галушка, А. Ниязметов и М. Окулов.

2. Д. Хмельницкий. Письмо Э. Мая Сталину от 07.09.1930, обнаружено др. Томасом Флирлем, РГАСПИ в 2011 г.

3. Е. Конышева. «Солнце, воздух и дом для всех»? Европейский опыт массового жилищного строительства и его советские вариации в годы первых пятилеток»

4. М.Г. Меерович «Альберт Кан и Эрнст Май: Америка и Германия в борьбе за советскую индустриализацию. Часть II»

5. М.Г. Меерович «Раздробленное проектирование»

Жанна Швыдкая писатель, публицист, автор канала
Жанна Швыдкая писатель, публицист, автор канала

Ссылка на мою предыдущую статью цикла:

Как СССР построил 521 завод за три года? Почему избавились от А. Кана? Советский опыт импорта технологий и инженеров

Ссылки на мои книги на Ozon.ru

1. «Огранка» - первая книга декалогии «Гравитация жизни»

2. «Метаморфоза» - вторая книга декалогии «Гравитация жизни»

3. Ссылка на мои книги в электронном формате на Литрес

4. В Санкт-Петербурге книги «Огранка» и «Метаморфоза» представлены в центральном книжном магазине «Дом книги» на Невском пр.28 (знаменитый Дом Зингера напротив Казанского собора).

Книги "Огранка" и "Метаморфоза" декалогии "Гравитация жизни". Жанна Швыдкая
Книги "Огранка" и "Метаморфоза" декалогии "Гравитация жизни". Жанна Швыдкая

#история #ссср #экономика #общество #политика #промышленность #писатели #сталин #архитектура #строительство