Зададимся вопросом: почему ученые-арменисты пишут «Историю армянского народа», то есть историю этноса, а не «Историю Армении», то есть территории проживания народа? Армянская сторона публикует свою историю под мифологизированым названием – «Потомки Хайка» (Ереван, 1998; авторы – Саркисян Г., Худавердян К., Юзбашян К.), тогда как нет трудов, конкретно показывающих прародину армян, называющих себя хаями.
Фактически есть материалы по истории хаев, но нет по Хаястану, есть материалы по армянам, но не локализована их прародина. А то, что армянские горе-историки называют территорией «Великой Армении», не находит своего подтверждения, поскольку нигде на этой территории армяне никогда не составляли и трети местного населения.
О разнородности армян свидетельствуют интересные факты, собранные в книге «Родословная армян и их миграция на Кавказ с Балкан».
В книге отмечается: «Ныне миру известны армяне-хемшины – выходцы из Трабзона – османского вилайета в Малой Азии. Это – субэтническая группа, близкая к местным курдам-хемшинам. В начале XX века на Северном Кавказе отмечены армяне-черкесогаи, а также армяне, говорившие на адыгейском языке (то есть на языке кавказской семьи). Еще в конце XIX века в Армавире были известны армяне, жившие среди горцев-шапсугов и усвоившие их нравы, обычаи и говорящие по-шапсугски (то есть на языке кавказской семьи). В начале XX века в восточной части Малой Азии фиксированы хемшилы – армяно-мусульманское племя, состоящее из двух групп, резко разнящихся между собой: баш-хемшилы и хопе-хемшилы. Прозвание хемшилы эти армяне получили по селу Хемишин в Малой Азии. Причем хопе-хемшилы говорили также по-армянски, и в прошлом были христианами, а в начале XX века, когда их описали, являлись мусульманами и говорили по-турецки.