Найти в Дзене

Гоголь: блондин, брюнет или лысый?

Особенности внешности и стиля многих известных людей стали своего рода их визитной карточкой: локон-хохолок на макушке Суворова (на самом деле генералиссимус не носил такой прически - но это, как говорится, совсем другая история); черная повязка, скрывающая утраченный глаз Кутузова (хотя он и не всю жизнь её носил); стрижка Гоголя, которую нынче называют "каре" (но чаще всего достаточно сказать парикмахеру "под Гоголя" и будет понятно, какую прическу вы хотите). Что и говорить, внешность многих известных людей прошлого, даже если сохранились их прижизненные портреты, на самом деле могла очень отличаться от образа, который стал для нас привычным. Вы, наверное, удивитесь: а с Гоголем-то что не так? Он же и правда на портретах изображен как раз с этой известной всем прической. И доказательство есть - прижизненный портрет, написанный другом писателя, художником Фёдором Моллером. Он датируется 1841 годом: Именно этот портрет стал основой для многочисленных вариаций, создавших хрестоматийн

Особенности внешности и стиля многих известных людей стали своего рода их визитной карточкой: локон-хохолок на макушке Суворова (на самом деле генералиссимус не носил такой прически - но это, как говорится, совсем другая история); черная повязка, скрывающая утраченный глаз Кутузова (хотя он и не всю жизнь её носил); стрижка Гоголя, которую нынче называют "каре" (но чаще всего достаточно сказать парикмахеру "под Гоголя" и будет понятно, какую прическу вы хотите).

Что и говорить, внешность многих известных людей прошлого, даже если сохранились их прижизненные портреты, на самом деле могла очень отличаться от образа, который стал для нас привычным.

Вы, наверное, удивитесь: а с Гоголем-то что не так? Он же и правда на портретах изображен как раз с этой известной всем прической. И доказательство есть - прижизненный портрет, написанный другом писателя, художником Фёдором Моллером. Он датируется 1841 годом:

Ф. Моллер. Портрет Н.В. Гоголя (1841) Изображение из открытых источников
Ф. Моллер. Портрет Н.В. Гоголя (1841) Изображение из открытых источников

Именно этот портрет стал основой для многочисленных вариаций, создавших хрестоматийный образ Гоголя.

К слову, художник Моллер был большим другом семьи писателя Гоголя. Этот портрет он написал по просьбе матери Николая Васильевича, и оригинал хранился у неё, затем - в Полтавском музее. Во время Великой Отечественной войны он бесследно исчез. Портрет, который представлен в экспозиции Третьяковской галереи - авторская копия оригинала.

Моллер писал портрет своего друга неоднократно. Неизвестно, насколько он льстил портретируемому, но, судя по более раннему портрету, был честным художником. Заметьте, на портрете 1840 года Николай Васильевич не такой худощавый, каким мы привыкли его себе представлять:

Ф. Моллер Портрет Н.В. Гоголя. (1840). Изображение из открытых источников
Ф. Моллер Портрет Н.В. Гоголя. (1840). Изображение из открытых источников

Видимо, действительно, в 1840-1841 гг. Гоголь примерно так, как мы привыкли, и выглядел. Вот еще один портрет писателя, написанный его близким другом, Александром Ивановым:

А. Иванов. Портрет Н.В. Гоголя (1841). Изображение из открытых источников
А. Иванов. Портрет Н.В. Гоголя (1841). Изображение из открытых источников

Необычная внешность Гоголя была очень интересна для его друзей-художников. Иванов, работая над трудом всей своей жизни - картиной "Явление Христа народу" - выполнил несколько этюдов с участием Николая Васильевича. На финальной версии масштабного полотна можно узнать черты лица классика мировой литературы в одном из персонажей:

Фрагмент картины А. Иванова "Явление Христа народу". Чертам лица этого персонажа придано портретное сходство с Н.В. Гоголем.
Фрагмент картины А. Иванова "Явление Христа народу". Чертам лица этого персонажа придано портретное сходство с Н.В. Гоголем.

Найдёте здесь этот фрагмент? Чтобы проверить себя, листайте галерею:

В общем, вроде бы пока никаких оснований сомневаться в том, что мы правильно представляем себе внешность Николая Васильевича, у нас нет. Однако, читая фрагменты мемуаров, переписки, дневниковых записей его современников, можно найти совершенно удивительные свидетельства.

Вот, например, фрагмент воспоминаний Михаила Николаевича Лонгинова, библиографа, начальника Главного управления по делам печати:

Небольшой рост, худой и искривленный нос, кривые ноги, хохолок волосов на голове, не отличавшейся вообще изяществом прически, отрывистая речь, беспрестанно прерываемая легким носовым звуком, подергивающим лицо, – все это прежде всего бросалось в глаза. Прибавьте к этому костюм, составленный из резких противоположностей щегольства и неряшества.


Именно так выглядел молодой Гоголь в 1830-х гг. - это подтверждается и другими знакомцами писателя. Вот, например, пишет о нем в 1832 г. Сергей Аксаков:

Наружный вид Гоголя был совершенно невыгодный для него: хохол на голове, гладко подстриженные височки, выбритые усы и подбородок, большие и крепко накрахмаленные воротнички придавали совсем другую физиономию его лицу: нам показалось, что в нем было что-то плутоватое.

Сложно себе представить Николая Васильевича в таком виде, правда? Но даже если у вас не очень развито воображение, не беда. Есть портрет Гоголя работы А. Венецианова, датированный 1834 г. Вот он, молодой и модный Н.В. Гоголь во всей красе:

А. Венецианов. Портрет Н.В. Гоголя (1834). Изображение из открытых источников
А. Венецианов. Портрет Н.В. Гоголя (1834). Изображение из открытых источников

Согласитесь, в таком виде Гоголь больше похож на кого-то из собственных персонажей, чем на знакомого нам Николая Васильевича.

Еще одна удивительная деталь тонко подмечена всё тем же Сергеем Аксаковым. Вот каким он увидел Н.В. Гоголя в 1839 году:

Наружность Гоголя так переменилась, что его можно было не узнать: следов не было прежнего, гладко выбритого и обстриженного (кроме хохла) франтика в модном фраке! Прекрасные белокурые густые волосы лежали у него почти по плечам; красивые усы, эспаньолка довершали перемену; все черты лица получили совсем другое значение.

В таком виде - с густыми белокурыми волосами и эспаньолкой - ни на одном из портретов Гоголя мы не найдём. Придется включать воображение. Эспаньолка выглядит вот так:

Усы-эспаньолка (изображение из открытых источников)
Усы-эспаньолка (изображение из открытых источников)

Куда же делись белокурые волосы и откуда прическа "скобкой", как тогда называли стрижку-каре? По рассказам современников, Николай Васильевич после переезда в столицу обрился налысо и какое-то время носил парик. После того, как волосы снова отросли, они стали намного темнее.

Подборку описаний внешности Н.В. Гоголя, составленных его современниками, можно прочитать здесь.

В общем-то, пользуясь современной терминологией, можно сказать, что Николай Васильевич довольно долго искал свой стиль, а когда нашёл его - оставался верен созданному образу. Сохранился единственный прижизненный дагерротип (фотография) писателя:

Н.В. Гоголь. Дагерротип. Рим, 1845. Изображение из открытых источников
Н.В. Гоголь. Дагерротип. Рим, 1845. Изображение из открытых источников

Кстати, у этого дагерротипа интересная история. Прочитать её, а также узнать о том, существуют ли детские портреты Н.В. Гоголя, можно в этой публикации:

Стереотипные представления о внешности исторических личностей иногда возникают из-за исторических ошибок. Как, например, это случилось с Витусом Берингом и Иваном Грозным:

А вы знаете, что семьи Гоголя и Пушкина действительно породнились? Правда, случилось это уже много позже ухода из жизни писателей-классиков: