Найти тему
РИАМО

Отказ от платных подписок: появится ли такая опция в банковских приложениях

   Мужчина со смартфоном © Unsplash.com
Мужчина со смартфоном © Unsplash.com

В последнее время платные подписки, в том числе через банковские приложения, стали повсеместным явлением. С одной стороны, они могут быть удобными и выгодными. С другой – не очень добросовестные компании злоупотребляют такими сервисами с точки зрения прав потребителя. Как можно решить проблему отказа от ненужных подписок и устранить те случаи, когда деньги списываются автоматически без ведома человека, читайте в материале РИАМО.

Как становятся подписчиками «поневоле»

   Онлайн-шоппинг © Adobe Stock
Онлайн-шоппинг © Adobe Stock

«Общественная потребительская инициатива» (ОПИ) направила в Центральный банк обращение, в котором просит обязать банки блокировать списания за онлайн-сервисы по требованию клиента.

Сами банки утверждают, что выступают лишь провайдерами таких операций и, если клиенту нужно отменить подписку, он должен обратиться в компанию, где она была оформлена.

Проблема заключается в том, что люди иногда просто забывают отказаться от подписки, которая, например, была оформлена на какой-то период бесплатно. Есть также случаи, когда платежи продлеваются автоматически и очень сложно их отметить. Кроме того, иногда по неосторожности, кликнув на какую-то ссылку, человек становится подписчиком, сам не осознавая того. Он понимает это только тогда, когда первого числа каждого месяца видит списание средств со своей карты. Число недобросовестных и откровенно мошеннических действий здесь велико.

Банки, не имея возможности повлиять на ситуацию, предлагают гражданам просто поменять карту, с которой происходит автоматическое списание. На сегодняшний день это самый действенный способ решения вопроса.

Регулятор со своей стороны так прокомментировал эту проблему:

«Мы рекомендуем банкам обеспечить потребителю возможность в мобильном приложении отказаться от любых периодических платежей. Это позволит исключить злоупотребления сервисов, работающих с использованием абонентских договоров и списывающих в безакцептном порядке плату за фактически неиспользуемые услуги».

Когда сам банк предлагает подписки

   Телефон © Adobe Stock
Телефон © Adobe Stock

Доцент департамента экономической теории Финансового университета при Правительстве РФ Дмитрий Морковкин обратил внимание, что иногда такие платные подписки предлагают сами банки, развивающие свои экосистемы и так называемые небанковские сервисы. Например, службы доставки еды, такси, музыкальные, онлайн-кинотеатры, возможность делать покупки в интернет-магазинах с бонусами. При этом все чаще в конкурентной борьбе за потребителя банки используют технологии искусственного интеллекта, когда нейросеть изучает потребности и активность клиента, благодаря чему последний будет получать интересующие его предложения.

В чем заключается интерес потребителя платных подписок?

«Дело в том, что взамен внесения регулярной платы за подписку клиент получает от банка определенные бонусы и выгоды. Например, повышенный кэшбек, бесплатное обслуживание карты банка, повышенную процентную ставку по вкладам или на остаток по счету, льготный доступ к сервисам с музыкой и фильмам, выгодные условия по кредитам, отправку переводов без комиссий. При этом банк получает свои неоспоримые выгоды – рост лояльности и числа постоянных клиентов, увеличивая охват рынка, и стабильный доход от оплаты подписки», – объясняет экономист.

По его словам, преимуществом для потребителя является то обстоятельство, что у всех подписок есть бесплатный пробный период, как правило первый месяц, за который ее можно проверить, посчитать экономию на практике и решить, оплачивать ли подписку далее.

Банки не заинтересованы «будить» «спящих подписчиков»

   Мужчина с телефоном © Adobe Stock
Мужчина с телефоном © Adobe Stock

При этом корень проблемы лежит в неоднозначном отношении к платным подпискам с точки зрения защиты прав потребителя: некоторые клиенты считают, что банки навязывают подписки, отмечает Морковкин.

«Нередко возникают ситуации, когда однажды подписавшись, клиент попросту забывает об этом, попадая в число «спящих подписчиков», и по прошествии бесплатного пробного периода продолжает платить за услуги по инерции», – констатирует экономист.

Банковские экосистемы, естественно, заинтересованы в максимально долгом сохранении подобного положения дел. Однако, по законодательству, онлайн-подписки — это услуга, от которой клиент по закону имеет право отказаться в одностороннем порядке, говорит эксперт.

«В связи с этим, Банк России, по нашему мнению, будет настаивать на упрощении процедуры отписки в целях защиты прав потребителей, а также добавлении в мобильные приложения банков опцию отказа от подписок и любых регулярных платежей», – высказывает свое мнение Морковкин.