Старые советские мультфильмы – вне времени. Они учат дружбе и справедливости, преданности и вежливости.
Мультипликационные герои добры и чуточку наивны. Им не присущи жестокость и грубость. А отрицательных персонажей они стараются перевоспитать на личном примере.
Как, например, в мультфильмах, снятых по произведениям Эдуарда Успенского о Крокодиле Гене и Чебурашке.
Отрывок из детской песни
Кто людям помогает, лишь тратит время зря. Хорошими делами прославиться нельзя.
Многие помнят песенку зловредной и юркой старушки Шапокляк, которая всячески пыталась напакостить двум верным друзьям.
А чего стоит ее яркий и запоминающийся образ! Сейчас бы сказали – имидж. Пусть отрицательный, но цельный и эффектный.
Стройная фигура, хитрое личико с длинным носом и седые волосы, уложенные в пучок.
Старушка стильно одета по моде 1930-х годов: строгий темный костюм с белоснежными кружевными манжетами и жабо.
В руках старомодный ридикюль, а рядом безмолвная спутница – крыса Лариска. Отдельного внимания заслуживает головной убор пожилой дамы, который дал ей имя.
В начале 19 века цилиндр стал частью гардероба модников. Важной, но громоздкой и неудобной.
Антуан Жибюс изобрел цилиндр, где была встроенная пружина. Сложить головной убор можно было, ударив по верху ладонью. При данном действии раздавался своеобразный звук: «кляк».
Жибюс дал название изобретению шапокляк. Что в переводе с французского «chapeau a claque» означает шляпа-хлопок.
У старушки Шапокляк, как минимум, есть два прообраза.
Первый – бывшая супруга писателя Римма, с которой Успенский учился в МАИ. Их брак продлился 18 лет.
О женщине, которая родила писателю дочь Татьяну, Эдуард Николаевич отзывался негативно: «Дама вредная во всех отношениях».
Но и признавался в том, что Шапокляк имеет так же его черты, так как «характер у меня тоже не ангельский».
Финн Ханну Мякеля, друг и биограф Успенского, в книге о писателе указал, что прототипом Шапокляк была мать Эдуарда Николаевича. И когда об этом спросили у автора Чебурашки, тот ответил:
Нет… скорее жена. Вообще считается, что человек подбирает себе жену по образцу своей матери. Мать у меня была довольно противная тетя...
По этому типу я выбрал себе жену, которую я тоже не любил. И вот с первой жены я, может, и писал. Она такая строгая, противная, вредная.
Внешность, которая всем знакома из мультфильма, создал художник Леонид Шварцман.
Он рассказывал, что долго думал над тем, как должна выглядеть зловредная героиня. Подсказку дало имя. Так как складной цилиндр придумали в 19 веке, то и обладательница имени должна была соответствовать периоду.
Немаловажную роль сыграла внешность тещи Леонида Ароновича.
Она была «женщиной из того времени». Прическа, как у Шапокляк: седые волосы собраны в пучок.
Художник-мультипликатор удлинил персонажу носик, глазки сделал лукавыми и оставил тещины щечки. Так и появилась на свет вредная старушка.
Образ Шапокляк вдохновляет художников, косплееров, фотографов и журналистов. Марьяна Скуратовская, популярный российский историк моды, писала, что одежда и аксессуары старушки относятся к 30-м годам XX столетия, когда Шапокляк могло бы быть около тридцати лет, а ее костюм «одобрила бы сама Шанель».
Дмитрий Доронин посвятил старушке статью: «Старуха Шапокляк как ушедший символ русско-имперской интеллигенции».