А вы знаете, что одной из достопримечательностей Кавминвод является пятигорский трамвай, который стал одним из первых на территории России?
Линии функционируют до сих пор и многие туристы приезжают, чтобы прокатиться на знаменитой «узкоколейке». Но это не единственный трамвай, который функционировал на территории Кавминвод.
История создания
Трамвайная ветка к Кисловодску была проведена в 1893 году от железнодорожной станции Минеральные воды. Однако, ветка предполагалась не для передвижения пассажиров, а в качестве грузового транспорта.
Ближе к концу XIX в. начал набирать популярность нарзан, который производился на заводе Кисловодска «Розлив», рядом с Нарзанной галереей. Из-за того, что склад находился далеко от места производства минеральной воды, нужен был эффективный способ транспортировки.
Изначально, перевозки минеральной воды осуществляли с помощью конной тяги. Для этого использовали подводы, запряженные лошадьми, с помощью которых нарзан перевозили на расстояние в 1,5 километра.
Начало XX-го века
В конце 1902 года, общество «Сименс и Гальске» заключили договор на строительство первой в России промышленной гидроэлектростанции, под названием «Белый уголь».
Благодаря строительству станции была создана электромагистраль, соединявшая города Кавминвод. Заодно, электромагистраль питала и трамвайные пути Пятигорска и Кисловодска.
В 1903 году была проведена узкоколейная линия конно-железной дороги, а в 1904 подведено электричество. После этого доставка минеральной воды стала осуществляться гораздо быстрее, с помощью платформ, прицепленных к небольшому моторному вагону.
Маршрут
Трамвайную ветку использовали только для грузовых перевозок. Его начало было у Нарзанной галереи, откуда потом вела к «Пятачку», скрещению главных улиц Кисловодска. Оттуда трамвайный путь проходил через Тополевую аллею, ныне Курортному бульвару.
Маршрут доходил до пересечения улиц Кирова и Нелюбина, где и находился склад для хранения минеральной воды.
Дальнейшая история
В таком виде трамвайная ветка Кисловодска использовалась до 1958 года. В это время разливочному заводу пришлось переехать на новое место, на пересечении улицы Кирова и проспекта Победы. Это было связано с тем, что на территории Нарзанной галереи было невозможно расширить производство завода.
После переезда часть трамвайного пути убрали. Вскоре началось строительство новых корпусов рядом с заводом, которые закончили к 1966 году. Поскольку, теперь трамвайный путь оказался не нужен, было решено демонтировать оставшиеся рельсы.
Итоги
Трамвайный путь в Кисловодске стал единственным случаем, когда его использовали исключительно в целях транспортировки грузов. Для Советского союза это был уникальный опыт использования трамвая в подобных целях.
Сейчас на месте бывшего пути проходит знаменитый Курортный бульвар, который горячо любим туристами и местными жителями. Увидеть эту красоту своими глазами вы можете оформив путевку у наших менеджеров:
Наши менеджеры из Kurort26.ru подберут для вас санаторий за 20 минут. Гарантируем официальные цены санаториев и бесплатную отмену брони за 14 дней до заезда. Приятный бонус - скидка 20% на все экскурсии по КМВ.
Консультации по телефону 8 800 700-15-77 или на сайте www.kurort26.ru
А вы уже бывали в Кисловодске? Поделитесь впечатлениями в комментариях.
Понравилась статья? Поставь лайк, подпишись, поделись статьей в своих социальных сетях и обязательно посмотри другие статьи на нашем канале.
#санаторий #кудапоехать #кавказ #путешествия #отдых