При ударе тсуки кулак в изначальном положении лежит на бедре ладонью вверх. Затем в ходе удара кисть проворачивается на 180 градусов и к моменту контакта с телом противника кулак уже расположен ладонью вниз. К чему такие сложности?
Основная проблема такого удара – это слабость в кисти. Проворот ослабляет кисть. И тут без вариантов. За исключением одного из видов тсуки, в котором проворот как раз делают для увеличения силы кисти. Но это удары специфические. Их не увидеть в каратэ, и довольно сложно найти в ушу.
Так зачем делать проворот кисти, если это приводит к ослаблению? Да еще при этом и сам удар усложняет?
Суть в чем? Главное в любом ударе – это момент контакта с телом противника. В этот момент на кисть действует ударная нагрузка, которая может ее просто сломать. А кулак при этом должен не только столкнуться на бешенной скорости с телом врага, он еще должен и вовнутрь пройти, что только увеличивает риски для кисти.
Поэтому логика в ударе рукой в том, чтобы кисть подлетала к телу противника уже сильной. И чем ближе к телу, тем сильнее должна нарастать сила. А чтобы «загонять» силу в кисть и кулак, нужно определенное время. И в этот момент кисть должна оставаться фиксированной. Помните я говорил, что сила и скорость (движение) – это два врага. Поэтому кисть и должна оставаться стационарной в ориентации в пространстве.
Могу сказать, из личного опыта, что во второй системе каратэ, которую я учил, проворотов кисти практически не было. Очень редко, и то максимум на 90 градусов - переход из вертикального положения кулака в горизонтальное.
Поэтому с точки зрения силы проворот кисти не только не нужен, но и вреден. Может быть проворот влияет на скорость? Собственно, это проверяется простым путем, то есть экспериментальным. И результаты покажут, что скорость будет одинаковой. Но при этом, что интересно - если начинающего ученика попросить ударить в мешок быстро и сильно, то он обычным ударом от плеча ткнет мешок очень даже неплохо. А если ему поставить задачу ударить от бедра с проворотом кулака, то он либо ударит очень легко, либо кисть себе повредит. И в чем прикол, как говорится?
Логика этого удара лежит в Китае. И не просто в Китае, а секретных методах работы с Энергией.
Теперь давайте сыграем в такую хитрую игру. Берете в правую руку волейбольный мячик, прижимать мяч к телу нельзя. Ваша задача зарядить этим мячом противнику… ну, скажем, в лоб. Но мяч бросать нельзя, только удерживая его в одной руке, двумя руками нельзя. А вот противник может защищаться двумя руками и имеет право выбить мяч у вас из руки.
Как будет проходить такая игра? Вы будете вынуждены встать боком к противнику, отведете правую руку назад (мяч надо подальше от противника, чтобы не выбил) к бедру ладонью вверх, потому что на ладони будет мяч лежать. А левой рукой будете не давать противнику приблизится к мячу, заодно стараясь расшатать его защиту, поймать момент и ударить мячом. Поскольку волейбольный мяч удержать в руке не получится, то придется его толкать ладонью вперед с большой скоростью.
Вот вам и логика каратэ, вот вам и проворот ладони - мяч лежит на ладони, ладонь вверх, потому что иначе – никак. А вот при ударе мячом ладонь поворачивается уже к противнику пальцами вверх и толкает перед собой мяч.
А причем здесь боевые искусства и Энергетика, спросите вы? Так вместо мяча у бойца должен быть боевой энергетический шар, который влетает в противника, круша на своем пути энергополе. Так что все просто. Вот именно эта старая техника удара энергетическим шаром и лежит в основе идеи проворота кулака в прямом ударе.
Однако, при ударе кулаком, а не ладонью такого уже не получится. Но тут применили несколько иную технологию. Энергия сначала набирается в кулак, а затем с него просто стряхивается подобно тому, как пытаемся отряхнуть ладонь от пыли или капель воды. Вот так и получается проворот кисти. Такой удар достаточно слабый и не проникающий, на физическом уровне бьет по поверхности. Но вот на энергетическом уровне «энергетический заряд» срывается с кулака и уходит глубоко в тело.
Помните, я как-то приводил в пример ролик Айкитэ, где он газеты пробивал. И я говорил, что газету он пробивает не ударом всей руки, а именно кистью, проворотом кисти перед самым контактом? Так вот, именно по такой методе и сбрасывается энергия в противника при помощи проворота кисти.
Но к этому еще добавился и третий метод. Вот возьмите в руку гирю и поднимите ее вверх. Сначала вам придется поднять ее к плечу за счет сгиба руки и напряжения бицепса, а только потом уже будете толкать вверх. Основа силы руки – это сгиб руки за счет бицепса. Причем, когда ладонь руки (внутренняя часть) к этому бицепсу направлена. Аналогичный метод есть в подтягивании на турнике. Если ладони развернуть к себе, то подтягиваться станет легче.
Поток энергии в руке лучше всего идет, когда внешняя часть предплечья и внешняя часть ладони смотрят вверх, то есть ладонь вниз. Это тема интересная, и ее, наверное, стоит рассмотреть отдельно. А вот набирать силу гораздо лучше, когда ладони обращены вверх.
Поэтому вот вы стоите ровно, руки опущены. Начинаем поднимать руку, сгибая ее локте, ладонь вверх. При этом в руку набирается сила и поступает энергия. А вот при распрямлении руки и повороте кисти так, чтобы ладонь смотрела вниз, в землю, в руке образуется стремительный поток энергии, который уносит руку в противника.
Ну, вот эти три метода в энергетике и породили этот «триллер» с проворотом кулака. А что, если убрать из этой темы всю энергетику, то, что получим? В принципе, так и поступили в каратэ и во многих внешних стилях ушу. Так вот – тема силы в согнутой руки за счет бицепса сохраняется. В таком положении руку очень легко поднять и легко держать длительное время. А вот дальше идет попытка перевести эту силу в скорость удара, откуда и возникает проворот кисти с выпрямлением руки. Но это не отменяет тему ослабления кисти руки. Проворот кисти в данном случае играет роль некой «смазки» в переходе от силы к скорости. Создается иллюзия эффективности и легкости этого движения.
И вот что важно. В качестве балетного движения – это супер! Это классный уровень хореографии. Но вот в плане боевого контакта. Чтобы добиться от такого удара вменяемых результатов, придется пахать и пахать, что мы и видим в каратэ. И возникает вопрос – А зачем? Зачем пахать асфальт, если можно распахать землю?
В принципе, на этом и все, как бы. Будет интересно послушать ваше мнение по этому поводу.
Дальше я еще кое-что напишу, но это уже лучше не читать, чтобы не отвлекаться от темы.
Пространство. И это архисложная тема. Вот вы стоите на земле и думаете, что на вас действует только сила тяжести? К сожалению, все гораздо сложнее и непонятнее. И есть стили боевых искусств, которые в этой теме шарят, но их мало.
Вот эту хренотень я вряд ли смогу толково объяснить, но попробую для особо одаренных. Пространство сформировано тремя взаимно перпендикулярными плоскостями, которые создают «кубики»-ячейки - первичные единицы пространства.
Вот стоите вы и перед вами противник. Ну так долбаните его прямым ударом в бошку. Нет проблем. За исключением того, что удар как-то медленно идет, если к нему присмотреться по-нормальному. Но гораздо хуже обстоят дела с перемещением всего тела в пространстве. Тут вообще какая-то жуткая заторможенность.
А теперь подойдите вот к стене в своем доме, квартире. Противник находится за стеной. Теперь вам, чтобы его поразить, надо сначала пробить стену. А стена – это некая плоскость. А чтобы приблизиться к противнику, надо вообще сквозь стену сначала пройти.
А теперь представьте себе, что между вами и противником бесконечное количество таких плоскостей-стен. И чтобы противника ударить, надо проломить все эти плоскости-стены. Вот эти плоскости-стены называются поперечными плоскостями.
Если сделать прямой удар вытянутыми вперед пальцами, когда ладонь горизонтальна и смотрит вниз, то удар получится довольно быстрым и легким. Потому что ладонь как санки или коньки скользит по горизонтальной плоскости и остротой пальцев хорошо проламывает поперечные плоскости.
Если сжать руку в кулак, то удар уже пойдет тяжелее и медленнее. Потому что кулак не ровный. Он уже не скользит по горизонтальной плоскости, а цепляется за нее. Создается сила трения. Да и поперечные плоскости проламывать плоскостью кулака уже гораздо сложнее, требуется больше усилий и больше затрат времени.
С телом все еще хуже. При движении вперед мы пытаемся поперечные плоскости ломать такой же поперечной плоскостью тела. При этом скольжения ни по вертикальной, ни по горизонтальной плоскостям не наблюдается.
Кстати, вот эта тема работы с пространственными плоскостями нашла свое отражения в технике Багучжан. В Багуачжане есть скольжение ладоней по плоскостям и переход с одной плоскости в другую.
И еще. Вот классический удар тсуки из Шотокана. Кулак сначала у бедра, а затем идет вперед и выходит по высоте уже на уровень плеча. То есть кулак в результате проламывает не только поперечные плоскости, но и горизонтальные. Горизонтальные ломает как всплывающая во льдах подводная лодка.
Но это так. Для размышления тем, кому интересно. Поскольку разные проворотты и сгибы кисти связаны именно с движениями по плоскостям.
Пространственные плоскости – это не абстрактная геометрия, так устроено силовой поле в нашей части Вселенной.