У Лены две работы и большой кредит. Ну и что, скажет читатель, многие так живут. Только Лена отдает не свои долги.
Старшая, главная помощница
У Лены и Алины разница девять лет. Когда Алина родилась, мама объявила, что теперь Лена – главная помощница. Лена вообще-то о сестренке не мечтала, но кто же ее спрашивать будет?
Девочка быстро превратилась в постоянную няньку для маленькой Алинки, потому что мама вышла на работу, когда младшей дочери только-только миновало полтора года. Некому было содержать семью, папа ушел к другой женщине и не собирался обеспечивать дочерей.
Это уже потом, взрослой, Лена поняла, что рождение второй дочери мама пыталась использовать как якорь для мужа. Однако просчиталась. Скандалы и выяснения отношений не прекращались. И наступил день, когда отец ушел.
Мама, конечно, плакала. Плакала и качала на руках хныкающую, по обыкновению, Алинку. Лена, спрятавшись в своем уголке с куклами, смотрела на мать без слез. И думала, что, наверное, без отца будет даже лучше. Потому что он вечно хмурился, давал Лене подзатыльники и орал на маму по любому поводу. Маму Лена жалела. Но что она, маленькая девочка, могла сделать, чтобы утешить? И Лена подошла к маме, взяла на руки тяжелую Алину и сказала:
– Я же твоя помощница. Я буду помогать. Только не плачь, мама!
С того момента и превратилась Лена в няньку для младшей сестренки, к которой никакой любви в общем-то не испытывала.
Мать работала посменно, и когда у нее выпадали дневные смены, Лена пропускала школу. Учителю мама объяснила, что ее дочь часто болеет, мол, слабенькая, но не будешь же из-за каждого чиха в поликлинику за справкой ходить! Учительница довольствовалась записками от Лениной мамы – не прогуливает девочка уроки по неуважительной причине, учится неплохо, домашние задания все выполняет, и ладно. У учительницы в классе, помимо Лены, еще тридцать восемь учеников, за всеми не уследишь!
Когда Лена перешла в пятый класс, мама устроила Алинку в детский сад. Больше Лена школьные занятия не пропускала, потому что теперь мама могла сама ходить на больничный с младшей дочкой. Впрочем, Алинка росла крепенькой и практически не болела.
«Ты меня не любишь!»
В подростковом возрасте Лена почувствовала, что мама буквально растворилась в любви к младшей дочке, баловала ее, обнимала, в то время как старшей говорила отрывисто:
– Свари суп. Прибери в комнате! Сходи в магазин!
Отметки Лены маму не интересовали. Впрочем, училась девочка хорошо.
Когда Лена закончила девять классов, мама заявила, что дочери лучше поступить в колледж. Не в институт же Лена собралась!
– Вообще-то собралась, – вспыхнула старшая дочь.
– А пойдешь в колледж, – отрезала мать. – Мне твою учебу не потянуть, у папаши твоего другие заботы. После колледжа, когда сама зарабатывать будешь, поступай куда хочешь… Мне еще Алину растить, не забывай!
– Все Алина да Алина! – возмутилась Лена. – Ты, кажется, забыла, что у тебя, кроме Алиночки, еще и я есть! В магазин пойдешь – Алинке подарочки купишь, а для меня? Дырку от бублика! Никогда к тебе не подойдешь, ничего не попросишь! Все для Алиночки! Ты меня совсем не любишь!
Мама всхлипывала, как обиженный ребенок:
– Почему же не люблю! Конечно, люблю, ведь ты моя помощница! Самая главная! Просто ты уже почти взрослая, а Алинка маленькая. Ей больше внимания надо! Как же ты не понимаешь!
Лене стало стыдно:
– Да все я понимаю, не плачь, пожалуйста.
Мама хотела обнять Лену, но та неловко вывернулась из объятий. Не привыкла к материнской ласке!
Неприятное открытие
Лена в итоге поступила после девятого класса в кулинарный колледж. И теперь работала в заводской столовой. Мечты о высшем образовании отступили на второй план. На заводе Лена встретила хорошего парня, вышла за него замуж и родила сыновей-погодков. Тут уж вовсе не до учебы стало.
Зато Алина закончила одиннадцатилетку и поступила на платное отделение в институт. Мама очень хотела, чтобы младшая дочь получила высшее образование, и часто говорила, вздыхая:
– Вот Лене не пришлось поступить в институт, так пусть хоть Алине повезет стать ученой!
Алина училась неохотно, сессии сдавала со скрипом, а потом влюбилась и вовсе забросила учебу.
Что дочь отчислили из института, мама узнала только через полгода. Она-то исправно доченьке деньги посылала! О том, что Алина давно не студентка, случайно выяснила Лена, которая по материной просьбе поехала в студенческое общежитие к Алине, повезла картошку и домашние соления. Приехала, а Алины там нет! Через бывших однокурсниц Алины старшая сестра выяснила, что младшая, оказывается, снимает комнату вместе со своим парнем.
Разговор сестер был коротким.
– Мама-то на тебя не надышится, – упрекнула Лена. – А ты! Как же тебе не стыдно!
– А тебе какое дело? – огрызнулась Алина. – Привезла домашние припасы – спасибо! А в мою жизнь не лезь!
Лена вернулась домой и все рассказала маме. Отчасти не только для того, чтобы правда восторжествовала. Лене хотелось показать, что избалованная Алина совершенно не ценит заботу родных, и самой хоть немного приподняться в материнских глазах.
Но мама оборвала Лену на полуслове:
– Не хочет учиться – не надо. Потом пожалеет. Я ей больше ни копейки не пошлю.
Лена летела к себе домой, как на крыльях. Наконец-то мама прозрела!
Мама действительно стала внимательнее к Лене и ее семье, стала забирать Лениных мальчишек к себе по выходным, чего раньше не делала, ведь раньше домой на субботу-воскресенье обычно приезжала Алина, а той «нужен был отдых». Теперь Алина маму не навещала. А та обиделась на младшую дочь, перестала с ней созваниваться, а знакомым нахваливала Лену, какая она работящая, да заботливая, да умница и красавица, и как повезло зятю Игорю с такой женой!
Лену, однако, грыз червячок. Не верила она, что мама вот так просто вычеркнула Алину из своей жизни. И оказалась права.
Года через два после скандала с Алиной мама приехала к Лене и с порога выложила новость – Алина купила квартиру. Взяла кредит. Вернее, в банке оформлением бумаг занималась мама. И кредит на себя оформила.
– Потребительский кредит на такую сумму Алене не давали, так пришлось мне взять, – объяснила мама. – Не жить же дочке в съемной квартире всю жизнь! Вот у тебя с Игорем свое жилье есть.
– Так это квартира от бабушки Игоря осталась, – сказала Лена.
– А у нас бабушек с квартирами нет, – оправдывалась мама. – И я подумала, что надо бы мне Алине помочь. Все же дочь она моя. Взяла кредит. А платить будет Алина, она мне обещала.
– Хочется Алине отдельную квартиру, так оформила бы ипотеку, – хмыкнула Лена.
– Ты что! Это такая кабала! – воскликнула мама.
… И вот уже три года Лена выплачивает материн кредит, который та взяла для младшей дочери. Потому что Алина обещание свое нарушила через год. Маме младшая дочь пожаловалась, что с хорошей работы ее уволили, а на новой платят мало, и совсем не остается денег. А спустя время маме начали звонить из банка и напоминать о просроченном платеже.
Вы спросите, что же Алина? Купленная квартира продана, а Алина уехала с очередным бойфрендом. Лена не интересовалась, где теперь живет младшая сестра. Потому что отлично понимает: та возвращать деньги не собирается. Лена как-то пыталась образумить младшую, но Алина фыркнула:
– Взять кредит – инициатива мамы. Я ее ни о чем не просила, это она настояла, чтобы квартиру купить. Сказала, что сделает мне такой подарок. Так почему же я должна за подарок платить? Сколько могла – присылала маме. Но у меня сейчас непростая ситуация, ты можешь это понять?!
Не с материной же пенсии долги отдавать. Вот Лена и пашет на двух работах.