Найти тему
SFERA — Pro Технологии

Российский авиационный долгострой тронулся с места: прошли успешные испытания новой камеры сгорания ВК-800С

Оглавление

17 марта этого года в Центральном институте авиационного моторостроения им. П. И. Баранова (ЦИАМ) была завершена вторая серия испытаний камеры сгорания двигателя ВК-800С — турбовинтовой модификации вального вертолетного двигателя ВК-800В. В первой серии испытаний проверяли плавность пуска и полноту сгорания топлива. Во второй — тестировали розжиг с определением его границ на различных высотах. Испытания признаны успешными, что дает надежду на скорый запуск серийного производства, сроки которого растянулись едва ли не на 20 лет.

SFERA — Pro Технологии — Подписывайтесь...
SFERA — Pro Технологии — Подписывайтесь...

Этапы большого пути

История создания двигателя началась в 2003 году с разработки вального 800-сильного двигателя для вертолетов типа «Ансат», Ми-154, Ка-126, Ка-226 в «ОДК-Климов». Этот же двигатель, но уже в турбовинтовом исполнении, рассматривали для оснащения самолетов грузоподъемностью 1000-1500 кг и для военного беспилотника «Альтиус».

Проектные характеристики двигателя «Климов» обосновал в своем каталоге:

«Уровень параметров двигателя выбран исходя из условия применения отработанной модели центробежного компрессора и одноступенчатых неохлаждаемых турбин. Эти особенности упрощают конструкцию двигателя и снижают затраты на его производство и эксплуатацию, а высокие характеристики основных узлов позволяют обеспечить этому двигателю высокий уровень экономичности».

Другими словами, приоритеты — простота и надежность.

SFERA — Pro Технологии
SFERA — Pro Технологии

В сентябре 2019 года ЦИАМ выдал одобрение на аванпроект применения двигателя ВК-800 в качестве силовой установки самолёта с рекомендацией разработать как двухдвигательный, так и однодвигательный вариант самолёта. В этом же месяце техдокументация двигателя ВК-800 для адаптации на «Байкал» была передана одному из разработчиков самолета — Уральскому заводу гражданской авиации (сам самолет создавался совместно с МАИ).

ЛМС-901 на тот момент оставался единственным реальным претендентом для замены выбывающего парка самолетов Ан-2. Опытный экземпляр самолета уже проходил летные испытания, правда, с американским двигателем General Electric H80-200, на смену которому и должен прийти ВК-800С.

Адаптация ВК-800С для «Байкала» потребовала значительной переделки «климовского» ВК-800, что успешно и в кратчайшие сроки реализовали специалисты питерского двигательного подразделения УЗГА, перешедшие на тот момент из уже бывшего российского филиала «Пратт Уитни».

-3

Отечественный IT-проект SFERA по праву может считаться самым амбициозным проектом в мире. Его релиз уже скоро. Тестовая ранняя версия приложения уже доступна в магазинах приложений Play Market и App Store. Спасибо за поддержку!

SFERA — Pro Технологии — Поставьте лайк...
SFERA — Pro Технологии — Поставьте лайк...

Результаты превзошли ожидания

Новый двигатель стал аналогом американского General Electric H80-200, которым (пока еще!) оснащаются самолеты L-410. Масса двигателя ВК-800С составила 140 кг, а мощность на взлетном режиме — 800 л. с. Топливом служит дешевый авиационный керосин. С этим двигателем «Байкал» при максимальной взлетной массе 4,8 тонны и собственной массе 2 тонны сможет развивать скорость до 300 км/ч и преодолевать 3000 км. Этим же двигателем будут оснащаться грузопассажирские L-410 и учебно-тренировочные УТС-800.

Возвращаясь к теме текущих испытаний, приведем оценку их результатов главным конструктором двигателя Ильей Медведевым:

«Полученные на данный момент результаты испытаний превзошли наши ожидания, в частности, достигнуто серьёзное превышение высотности запуска относительно технического задания. Подтверждён надёжный розжиг камеры сгорания на высотах до 8 км. Во время испытаний газогенератора на стенде АО «УЗГА» были выполнены более 100 запусков с проверкой розжига от одной свечи и пониженным напряжением сети. Все они прошли успешно. Однако на этом испытания не завершены. Совместно с ЦИАМ запланированы дополнительные испытания для определения надежности розжига в составе двигателя во всем диапазоне высот эксплуатации и с учетом открывшейся возможности по увеличению высоты запуска. Инженерам всегда интересны предельные режимы, которые может выдержать конструкция».
SFERA — Pro Технологии
SFERA — Pro Технологии

Впереди следующий этап на стендах ЦИАМ: испытания центробежного компрессора. Итоговые результаты испытаний камеры сгорания и центробежного компрессора будут включены в Заключение о возможности первого вылета двигателя в составе самолёта. Можно надеяться, что после завершения всей программы испытаний двигатель в кратчайшие сроки пойдет в серию. Это придаст новый импульс развитию отечественного авиапрома и в значительной степени нивелирует последствия санкционной политики зарубежных «партнеров».

С учетом планируемых поставок — 154 самолёта к 2030 году — перед авиапромом стоит весьма амбициозная задача. Сборка самолета планируется в Комсомольске-на-Амуре, где авиастроители имеют все необходимые компетенции, отточенные на серийном выпуске самолетов «Сухой Суперджет» и Су-57.

Мы продолжим следить за судьбой авиадвигателя ВК-800С.

Если вам понравился материал, поставьте лайк и подпишитесь!

Читайте также:

Материал создан при поддержке проекта SFERA