17 марта этого года в Центральном институте авиационного моторостроения им. П. И. Баранова (ЦИАМ) была завершена вторая серия испытаний камеры сгорания двигателя ВК-800С — турбовинтовой модификации вального вертолетного двигателя ВК-800В. В первой серии испытаний проверяли плавность пуска и полноту сгорания топлива. Во второй — тестировали розжиг с определением его границ на различных высотах. Испытания признаны успешными, что дает надежду на скорый запуск серийного производства, сроки которого растянулись едва ли не на 20 лет.
Этапы большого пути
История создания двигателя началась в 2003 году с разработки вального 800-сильного двигателя для вертолетов типа «Ансат», Ми-154, Ка-126, Ка-226 в «ОДК-Климов». Этот же двигатель, но уже в турбовинтовом исполнении, рассматривали для оснащения самолетов грузоподъемностью 1000-1500 кг и для военного беспилотника «Альтиус».
Проектные характеристики двигателя «Климов» обосновал в своем каталоге:
«Уровень параметров двигателя выбран исходя из условия применения отработанной модели центробежного компрессора и одноступенчатых неохлаждаемых турбин. Эти особенности упрощают конструкцию двигателя и снижают затраты на его производство и эксплуатацию, а высокие характеристики основных узлов позволяют обеспечить этому двигателю высокий уровень экономичности».
Другими словами, приоритеты — простота и надежность.
В сентябре 2019 года ЦИАМ выдал одобрение на аванпроект применения двигателя ВК-800 в качестве силовой установки самолёта с рекомендацией разработать как двухдвигательный, так и однодвигательный вариант самолёта. В этом же месяце техдокументация двигателя ВК-800 для адаптации на «Байкал» была передана одному из разработчиков самолета — Уральскому заводу гражданской авиации (сам самолет создавался совместно с МАИ).
ЛМС-901 на тот момент оставался единственным реальным претендентом для замены выбывающего парка самолетов Ан-2. Опытный экземпляр самолета уже проходил летные испытания, правда, с американским двигателем General Electric H80-200, на смену которому и должен прийти ВК-800С.
Адаптация ВК-800С для «Байкала» потребовала значительной переделки «климовского» ВК-800, что успешно и в кратчайшие сроки реализовали специалисты питерского двигательного подразделения УЗГА, перешедшие на тот момент из уже бывшего российского филиала «Пратт Уитни».
Отечественный IT-проект SFERA по праву может считаться самым амбициозным проектом в мире. Его релиз уже скоро. Тестовая ранняя версия приложения уже доступна в магазинах приложений Play Market и App Store. Спасибо за поддержку!
Результаты превзошли ожидания
Новый двигатель стал аналогом американского General Electric H80-200, которым (пока еще!) оснащаются самолеты L-410. Масса двигателя ВК-800С составила 140 кг, а мощность на взлетном режиме — 800 л. с. Топливом служит дешевый авиационный керосин. С этим двигателем «Байкал» при максимальной взлетной массе 4,8 тонны и собственной массе 2 тонны сможет развивать скорость до 300 км/ч и преодолевать 3000 км. Этим же двигателем будут оснащаться грузопассажирские L-410 и учебно-тренировочные УТС-800.
Возвращаясь к теме текущих испытаний, приведем оценку их результатов главным конструктором двигателя Ильей Медведевым:
«Полученные на данный момент результаты испытаний превзошли наши ожидания, в частности, достигнуто серьёзное превышение высотности запуска относительно технического задания. Подтверждён надёжный розжиг камеры сгорания на высотах до 8 км. Во время испытаний газогенератора на стенде АО «УЗГА» были выполнены более 100 запусков с проверкой розжига от одной свечи и пониженным напряжением сети. Все они прошли успешно. Однако на этом испытания не завершены. Совместно с ЦИАМ запланированы дополнительные испытания для определения надежности розжига в составе двигателя во всем диапазоне высот эксплуатации и с учетом открывшейся возможности по увеличению высоты запуска. Инженерам всегда интересны предельные режимы, которые может выдержать конструкция».
Впереди следующий этап на стендах ЦИАМ: испытания центробежного компрессора. Итоговые результаты испытаний камеры сгорания и центробежного компрессора будут включены в Заключение о возможности первого вылета двигателя в составе самолёта. Можно надеяться, что после завершения всей программы испытаний двигатель в кратчайшие сроки пойдет в серию. Это придаст новый импульс развитию отечественного авиапрома и в значительной степени нивелирует последствия санкционной политики зарубежных «партнеров».
С учетом планируемых поставок — 154 самолёта к 2030 году — перед авиапромом стоит весьма амбициозная задача. Сборка самолета планируется в Комсомольске-на-Амуре, где авиастроители имеют все необходимые компетенции, отточенные на серийном выпуске самолетов «Сухой Суперджет» и Су-57.
Мы продолжим следить за судьбой авиадвигателя ВК-800С.
Если вам понравился материал, поставьте лайк и подпишитесь!
Читайте также:
Материал создан при поддержке проекта SFERA