Найти в Дзене
XX2 ВЕК

Протестантизм, католицизм и охота на ведьм

Колдунство на гравюре Яна ван де Вельде младшего (1626).
Колдунство на гравюре Яна ван де Вельде младшего (1626).

Мне неоднократно доводилось встречать в Интернете публикации, содержащие точку зрения, согласно которой ключевую роль в охоте на ведьм (имевшей место как в католических, так и в протестантских странах и связанной с представлением о существовании тайных обществ ведьм, поклоняющихся дьяволу и собирающихся на шабаши, где проводятся оргии и кощунственные ритуалы) в Европе Нового Времени сыграли вовсе не католики, а протестанты.

Приведу типичный пример данной позиции:

«И уж настоящий ад кромешный и подлинную «охоту на ведьм» устроили в результате Реформации в протестантских регионах. У протестантов не было инквизиции, но «ведьм» они сожгли во много раз больше, чем католики. Это не кто иной как Кальвин придумал особое сожжение — на сырых дровах, поскольку ему казалось, что еретики слишком быстро умирают на обычном костре. Это Лютер непрестанно требовал выявлять ведьм и сжигать их живыми. После смерти Лютера в протестантских областях Германии охотники за ведьмами безумствовали даже больше, чем в землях, оставшихся католическими. Историк Иоганн Шерр писал: «Каждый город, каждое местечко, каждое прелатство, каждое дворянское имение в Германии зажигало костры». По выражению раскаявшегося фон Шпее, «по всей Германии отовсюду поднимается дым костров, который заслоняет свет». Вот так, а ведь католической инквизиции там не было!» [1]

Но действительно ли это так?

Этот тезис можно поставить под вопрос даже в чисто статистическом отношении. Хотя, действительно, в некоторых европейских государствах победа протестантской Реформации ознаменовала собой начало кампании охоты на ведьм[2], да и в Женеве — столице кальвинизма — имели место массовые казни по обвинению в ведовстве[3], в других случаях католики нередко могли даже опережать протестантов по числу сожжённых. К примеру, согласно данным, пусть и неполным («Эта статистика даёт, конечно, заниженные цифры, но позволяет уточнить хронологию, размах и горячие точки эпидемии страха»), о масштабах охоты на ведьм в XVI—XVII веках, приводимых Жаном Делюмо в его исследовании «Ужасы на Западе», в протестантской Англии было казнено всего 109 человек (и ещё 144, то есть больше, чем в самой Англии — на Англо-Нормандских островах, чей пример показывает, что масштаб охоты на ведьм зависит от региональной специфики), в то время как в небольшом католическом герцогстве Лотарингия число казнённых доходило до 2000. В испанском Люксембурге было казнено 355 человек, в испанском Намюре — 149 человек, в испанском Франш-Контэ — 62 человека. Для сравнения, в протестантских странах Скандинавии охота на ведьм или вовсе практически отсутствовала (Норвегия), или принимала характер периодических вспышек безумия, к которым высшее общество нередко относилось довольно критически (Швеция и Финляндия).

В Священной Римской империи, где охота на ведьм приняла особенно масштабный характер, ведьм одинаково жестоко преследовали и протестанты, и католики (хотя интенсивность и протестантской, и католической охоты на ведьм, безусловно, зависела от региональной специфики[4]), но особенно кровавый характер охота на ведьм приняла в католических церковных княжествах-епископствах: «В 22 деревнях епископата Трев в период 1587-1593 гг. было сожжено 368 ведьм. В княжестве Вюрцбург за восемь лет с 1623 по 1631 год было совершено 900 казней. В Вюрцбурге, в местечке Оппенау, насчитывавшем 650 жителей, за девять месяцев было совершено восемь массовых сожжений, унесших 50 жизней» (Жан Делюмо, «Ужасы на Западе»).

Это имело в том числе и религиозные причины: «Затем дискуссия поляризировалась, причем разработанное теологами учение о ведьмах, положения Молота ведьм или тезисы иезуита Мартина Дельрио были — если не de jure, то de facto — возведены в ранг догмата католической церкви. Поэтому в районах, сохранивших приверженность старой вере, преследования в XVII в. были более жестокими, нежели в протестантских землях».

Сношение ведьм с дьяволом. Иллюстрация из книги The History of Witches and Wizards (1720).
Сношение ведьм с дьяволом. Иллюстрация из книги The History of Witches and Wizards (1720).

В некоторых случаях смена власти с католической на протестантскую означала прекращение охоты на ведьм: «Католическая епархия Бамберга прославилась как центр преследований ведьм при епископе Готфриде Иоганне Георге II (1623), но когда народ восстал и радостно приветствовал протестантскую шведскую армию, ведовские процессы временно прекратились: с 1632 по 1636 г.» («Бич и молот. Охота на ведьм в XVI-XVIII веках», сост. Н. Горелов, перевод с английского Н. Масловой). Кроме того, по данным, предоставленным Делюмо, в юго-западной Германии второй половины XVI века в протестантских землях смертной казнью заканчивалось 4,5% ведьмовских процессов (у католиков — 6%), а в XVII веке — 3,5% ведьмовских процессов (у католиков — 8,6%)[5].

Даже в Испании, где инквизиция, занятая борьбой с действительными, а не мнимыми врагами католической церкви (еретиками, а также скрытыми иудеями-марранами и скрытыми мусульманами-морисками), как и общество в целом, относилась к ведьмовской истерии довольно скептически, всё равно имели место всплески поиска ведьм — пусть даже они закончились победой здравомыслящих:

«В 1610 г., однако, панический страх перед ведовством распространился в Наварре. Светские судьи, не дожидаясь вмешательства инквизиции, сожгли обвиняемых. Пьер де Ланкр, судья по делу баскских ведьм в 1609 г., полагал, что в Наварру ведовство проникло из Пеи-де-Лабур, и предпочитал собственное суровое обхождение с французскими ведьмами более снисходительному (на его взгляд) обращению с ведьмами испанскими. Испанская инквизиция пересмотрела свой скептицизм последних 75 лет и решила объединиться с короной и епископами в крестовом походе против пособников сатаны. И всё же просвещённое мнение возобладало, и 26 марта 1611г. Суприма вернулась на прежние позиции и издала «Эдикт милосердия», согласно которому назначалось время, когда можно было покаяться, не опасаясь наказания.
Собирать показания и выслушивать признания направили Алонсо Салазара. Отчёт Салазара не содержал прямого отрицания ведовства, и всё же осудить на основании изложенных в нём фактов кого бы то ни было не представлялось возможным, что и привело к очередному сокращению ведовских процессов в Испании. Отдельные судебные разбирательства имели, правда, место в 1622, 1637, 1640 и 1641 гг., но приговоров не последовало. Суприма продолжала выносить снисходительные приговоры, а то и вовсе отзывать обвинения, иногда открыто противореча распространённому заблуждению, как в 1641 г., когда ею был назначен специальный инквизитор расследовать дело участников избиения предполагаемых ведьм. В последующие несколько десятков лет имело место всего шесть ведовских процессов, но после 1611 г. ни одного человека за ведовство не казнили» («Бич и молот»).
Магические помощники алчут крови. Иллюстрация из книги A Rehearsall both Straung and True, of Hainous and Horrible Actes Committed by Elizabeth Stile (1579).
Магические помощники алчут крови. Иллюстрация из книги A Rehearsall both Straung and True, of Hainous and Horrible Actes Committed by Elizabeth Stile (1579).

В целом в Новое Время в католическом мире как церковные, так и светские власти активно способствовали росту истерии вокруг поисков «ведьм, поклоняющихся дьяволу»:

«Проходившие процессы и казни не были бы, конечно, возможны без их постоянного инициирования церковными и гражданскими властями. За буллой «Стремящиеся к высшей власти» 1484 г., которую называют песней войны против ада, последовали другие святейшие указы в том же духе. В 1500 г. Александр VI пишет приору Клостернсбурга и инквизитору Инститорис, чтобы знать о положении вещей в борьбе с колдовством в Моравии и Богемии. В 1513 г. Юлий II повелевает инквизитору Кремоны быть суровее с теми, кто поклоняется Сатане и в злых целях использует облатку. В 1521 г. Лев X угрожает венецианскому сенату отлучением, если тот будет чинить препятствия инквизиторам в их борьбе против колдовства в Брешии и Бергамо <…>
Краткий обзор гражданского судебного дела в Империи, Нидерландах и Англии подтверждает ожесточение государства в отношении колдовства в XVI и начале XVII века. В 1532 г. Карл V издает «Государеву кару», три главы которой посвящены колдовству. Глава XVII посвящена чарам и тем, кто использует книги, спички, странные формулы, подозрительные предметы или ведёт себя необычным образом — их можно задержать и подвергнуть пытке. Глава III касается цели допроса: следует выяснить как и когда занимаются колдовством, используют ли отраву или магический порошок, бывают ли на шабаше и вступили ли в сговор с дьяволом» (Жан Делюмо, «Ужасы на Западе»).

Католические и протестантские «борцы с ведьмами» взаимно влияли друг на друга: «Наконец, как католическая, так и протестантская вера не только имела теоретиков охоты на ведьм (кальвинист Дано, шотландский король Иаков VI — позже Иаков I английский, лютеранин Карпцов), но они оказывали также взаимное влияние: католик Бинцфельд цитирует протестантов Дано и Эрастуса; голландец Ветиус и немец Карпцов ссылаются на Дель Рио и «Молот ведьм»; «Демономания» Бодэна переиздана на латинский голландским кальвинистом» (Жан Делюмо, «Ужасы на Западе»).

Но католические «борцы с ведьмами» вроде авторов «Молота ведьм» очевидным образом первичны по отношению к протестантским (поскольку протестантизм развился как ересь внутри католической церкви) — протестанты лишь развивали идеи, уже сформировавшиеся у католиков:

«Суд 1459 г. слушал дело вальдейцев [вальденсы — прото-протестантское еретическое учение] Арраса. Двое обвиняемых под пыткой признались, что видели на шабаше властей города. Следствие вели инквизитор города и два доминиканца, убеждённые, что каждый третий христианин — колдун. 32 обвиняемых под пыткой признали своё участие в шабашах и скрепили свои показания подписью. 18 из них были сожжены на костре, но в момент смерти они отреклись от своих показаний. В июне 1491 г. со всех было снято обвинение. Запоздалое раскаяние! А между тем растёт страх перед колдунами как в религиозном, так и светском судах. В конце XV в. верхняя Германия и епархия Комо стали театром, где разыгрывалась настоящая охота на подручных Сатаны.

В то же время множатся зажигательные призывы к гонениям. С 1320 по 1420 год вышло 13 трактатов о колдовстве; с 1435 (дата появления «Пропасти» Нидера, приора доминиканцев в Бале) по 1486 год (год выхода в свет «Молота ведьм») таких трактатов было уже 28. «Пропасть» описывает гонения в Швейцарии под руководством инквизитора Пьера Бернского и делает следующее заключение: колдуны и колдуньи наводят порчу, вызывают бурю, губят урожай, поклоняются Люциферу и летают на шабаш. Женщины-маги особенно преуспевают в приготовлении любовных напитков, похищении детей и людоедстве. Все они — члены тайного общества, отрицающего Бога. «Пропасть» была первым произведением, в котором особо подчеркивалась роль женщин в колдовстве.

A Most Certain, Strange and True Discovery of a Witch (1643).
A Most Certain, Strange and True Discovery of a Witch (1643).

Эта тема пятьдесят лет спустя будет доведена в «Молоте ведьм» до степени наваждения. «Молоту ведьм» предшествовала булла Иннокентия VIII «Стремящиеся к высшей страсти» (1484 г.), которая свидетельствует, что трудная жизнь того времени (эпохи Возрождения) заставила папу больше думать об усилении гонений на ведьм в Германии, чем о религии. Текст буллы был по сути отражением наваждений немецких инквизиторов, которым всюду мерещились порча, отречение, мужские и женские демоны.

Авторы «Молота ведьм» поместили папскую буллу в начале книги. Её часто и ошибочно исключают из демонической литературы, по сути она является одним из звеньев адской цепи. В ней содержатся умолчания и пропуски, ничего не говорится о шабашах и очень мало о сговоре с Сатаной, дьявольском знаке и сборищах ведьм. Но более чем какое-либо другое произведение эта книга способствовала приравниванию народного ведовства к ереси, соединяя воедино светское и духовное преступления, вовлекая гражданские суды в репрессивный процесс.

С другой стороны, впервые так четко было сказано, что дьявольские общества состоят в основном из женщин. И, наконец, системность книги, методология дознания и суда превращали эту книгу в рабочий инструмент первостепенной значимости для пользователей: на неё могли ссылаться судьи при ведении соответствующих дел. Этим объясняется её успех, которого не знало ни одно издание по демонологии ни до, ни после: 14 переизданий с 1487 по 1520 год» (Жан Делюмо, «Ужасы на Западе»).

Христианство, как и другие авраамические религии, традиционно осуждало занятие магией. Однако сама концепция ведовства как тайного общества, руководимого непосредственно дьяволом, которому оно и поклоняется — «заслуга» именно католической церкви, методично обвинявшей еретиков, таких как катары и вальденсы, одновременно в занятиях магией и поклонении дьяволу (с целью их дискредитации). Слово «вальденс» даже стало синонимом для обозначения колдуна[6]:

«Начиная с 1428 г. «вальденсами» все чаще именовали не столько еретиков, сколько людей, уличённых в колдовстве, и за последующие десять лет термин практически полностью изменил своё значение. А понятие «шабаш» закрепилось за ночными сборищами колдунов, прежде именовавшимися, как следовало из различного рода документов, «синагогою» <…> Похоже, между клириками существовало своеобразное соревнование, кто лучше и выразительнее напишет о ведьмах; Евгений IV, пробывший папой с 1431-го по 1447 г., в 1449 г. использовал для обозначения колдунов, состоявших в связи с дьяволом, латинский термин Waldenses (вальденсы) <…>
Во всяком случае, отныне дьявол непременно присутствует и в сочинениях специального характера, и в искусстве, а главное, в судебном процессе, о чем свидетельствует знаменитый процесс в Аррасе. В конце правления Филиппа Доброго (ум. в 1467) Нидерланды, похоже, стали испытательным полигоном для колдовской модели, разработанной в Савойе. Арестованных по-прежнему обвиняли в приверженности учению Пьера Вальда, однако отныне термином «вальденсы» стали обозначать колдунов, вступивших в сговор с дьяволом» (Робер Мюшембле, «Очерки по истории дьявола: XII-XX в.»).
Фронтиспис книги Мэтью Хопкинса (Matthew Hopkins) Discovery of Witches (1648). Ведьмы выкрикивают имена помогающих им демонов.
Фронтиспис книги Мэтью Хопкинса (Matthew Hopkins) Discovery of Witches (1648). Ведьмы выкрикивают имена помогающих им демонов.

Того же мнения о религиозных предпосылках охоты на ведьм придерживается и Герд Шверхофф, исследование которого я уже цитировал выше по тексту:

«Таким образом, время и место зарождения веры в ведьм определяется всё чётче: она возникла в 30-40-е годы XV столетия в западно-альпийских областях — в Савойе, Дофине, Пьемонте и Западной Швейцарии. Как правильно отмечал ещё Ханзен, очень важно то обстоятельство, что многочисленные процессы против вальденсов, проходившие в этих местах, образовали связующее звено между еретичеством и ведовством».

Однако обвинения XV века в адрес вальденсов вовсе не являлись чем-то новым, а, напротив, лишь развивали уже сложившиеся до того практики католической церкви в отношении еретиков и других нежелательных элементов, направленные на их демонизацию в глазах паствы, появившиеся в позднем Средневековье по мере противостояния Папства и еретиков:

«Христианские императоры IV в., затем Юстиниан на Востоке, а на Западе — Хильдерик III, Карл Великий и Карл Лысый ввели строгое наказание за занятие магией. В то же время Соборы неустанно запрещали магию. Однако Церковь позднего средневековья была милосердна и призывала к сдержанности в отношении виновных, которым следовало сохранить жизнь хотя бы для того, чтобы они могли раскаяться (из письма Льва VII немецкому архиепископу); точно так же не следовало преследовать невиновных женщин под предлогом разразившейся грозы или эпидемии (письмо Григория VII датскому королю). В епископальном руководстве, составленном около 906 г., по заказу архиепископа Тревского, — известном «Епископальном каноне», — старинное поверье о ночных скачках, в которых участвуют женщины, поклоняющиеся культу Дианы, признавалось вымыслом. Верить этим домыслам — значит дать обмануть себя дьяволу, но, поскольку речь идет о вымысле, то суровость излишня.
Итак, учитывая, что большинство населения оставалось язычниками и, несмотря на суровость законов, теоретически запрещающих занятие магией, церковные власти в позднее средневековье проявляли в этом вопросе достаточно здравомыслия или, во всяком случае, прагматизма. Положение изменилось в конце XII в. под влиянием взаимосвязанных причин: во-первых, признание еретиками альбигойцев и вальдейцев, во-вторых, неудержимое желание обратить всех в христианство, которое проповедовалось и распространялось странствующими монахами. О беспокойстве в церковных кругах можно судить по развернувшейся дискуссии на IV Латранском Соборе, который вынес решение об обязательном ежегодном причастии и исповедании, ужесточил сегрегацию евреев и обязал епископов под угрозой низложения преследовать и карать еретиков. Затем, когда катары на юге Франции были побеждены, Григорий IX назначил в 1231 г. первым официальным инквизитором Германии Конрада Марбургского, потрясающего аскета и фанатика, который в течение полутора лет, вплоть до своей насильственной кончины, терроризировал Эрфурт, Марбург и долину Рейна. Только после его смерти погасли костры инквизиции. Но по его настоянию папа издал две буллы (в 1232 и 1233 гг.), в которых перечислялись все злодеяния еретиков, против которых боролся Конрад.
Как полагали инквизитор и святейший папа, существовало тайное общество, в котором обряд посвящения требовал от вступающего поцеловать зад чёрной кошки и жабы и принести поклонение бледному, худому и холодному как лёд человеку. На этих дьявольских сборищах поклонялись Люциферу, предавались сексуальным оргиям, а на Пасху ели облатку — тело Спасителя — и выплевывали её в помойку. Так был обрисован тип культа, который получил вскоре название «шабаша», и антирелигия, угрожающая и противостоящая христианству. Однако преемники Григория IX не были так решительно настроены против демонических тайных обществ. В 1275 г. Александр IV не полностью удовлетворил требование доминиканцев на право инквизиции колдовства, и согласился лишь в том, что оно явно связано с ересью. Это было борьбой в тылу, так как рос страх перед дьявольской силой» (Жан Делюмо, «Ужасы на Западе»).

Как видим, сама концепция «шабаша» первоначально была направлена именно против еретических движений, угрожавших власти католической церкви, а не против абстрактных «ведьм»[7].

Ведьмы и демоны в хороводе. Из книги The History of Witches and Wizards (1720).
Ведьмы и демоны в хороводе. Из книги The History of Witches and Wizards (1720).

Само слово «шабаш» появилось на юге Франции, в Лангедоке, где ведовские процессы были инициированы инквизицией, боровшейся там же с ересью катаров:

«В этой атмосфере смуты и слухов о колдовстве Иоанн XXII, посоветовавшись с настоятелями орденов, богословами и епископами, издал в 1326 г. в Авиньоне буллу «Выше его воззрения». Отныне колдуны считались еретиками и инквизиция получала право их преследовать. Маги отвратили лик от истинной веры, поклоняясь дьяволу, вступив с ним в сговор и общаясь с демонами при помощи зеркал, перстней и снадобий. Христианам было отпущено восемь дней, чтобы отречься от Сатаны, прекратить занятие колдовством и сжечь книги по магии. Так сформулировалось опасное уравнение злодейство = дьявольское колдовство = ересь и замкнулся треугольник, внутри которого вскоре запылали костры инквизиции <...>
Позднее, в XIV в., деятельность инквизиции против колдовства была упорядочена как в теоретическом плане, так и на практике. В процессах над тулузскими ведьмами 1330—1340 гг. впервые было произнесено слово «шабаш». Имея опыт борьбы с катарским дуализмом, инквизиторы Лангедока под пыткой вынудили обвиняемых к признанию и противопоставили истинной Церкви ночную антицерковь, которая поклоняется Сатане, принимающему козлиное обличье, отрицает Христа, оскверняет облатку, нарушает спокойствие кладбищ и предается оргиям. Дьявольские сборища, против которых в XIII в. выступал Конрад Марбургский, теперь получает одиозное название «шабаш».
Несколькими годами позже — в 1376 г. — Николау Эймерих в течение 12 лет исполнявший должность генерального Инквизитора Арагона, записал и упорядочил опыт своей деятельности в виде руководства для пользования собратьев по вере. Его «Руководство инквизитора» напоминает «Крепость веры» ярого антисемита Альфонсо де Спина. Эймерих считает, что гадание на картах и по линии судьбы на руке не является еретическим действом. Ересью считается все, что связано с демонами. Поклонение им на шабашах или в других местах считается культом единого бога, если же в них видят божественных посредников, то это культ святых. Заклинание силами ада также еретично, при этом используются магические знаки, фигуры и действия. Таким образом, все было готово для начала охоты на ведьм: разрешение получено, процедура упорядочена, преступления уточнены. При этом все смешалось — ведьмы, катары, колдуны, вальдейцы» (Жан Делюмо, «Ужасы на Западе»).

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Во-первых, нельзя утверждать, что протестанты по части охоты на ведьм превзошли католиков — подобное утверждение отличается как склонностью к чрезмерному обобщению и игнорированию региональной специфики (как протестантских, так и католических стран), так и игнорированием неудобных фактов (говорящих о том, что католики по части охоты на ведьм не отличались от протестантов или, если и отличались, то лишь в худшую сторону). Во-вторых, лежащая в основе охоты на ведьм концепция «шабаша» — сатанинской антицеркви, на своих тайных ночных собраниях якобы практикующей магию, попирающей нормы морали и руководимой дьяволом — была изобретена именно католической церковью, причем первоначально (до начала ведовской истерии) — для борьбы не с мнимыми ведьмами, а с реальными еретиками (в том числе — с прото-протестантской ересью вальденсов).

Примечания

[1] https://dzen.ru/a/YWg5-JHplhW32h1e?share_to=link
[2] «С момента победы Реформации жестокие гонения отмечены также в Шотландии (1560 г.)» (Жан Делюмо, «Ужасы на Западе»). Делюмо приводит данные о 4400 казнённых.
[3] Делюмо сообщает о 132 казнённых. Впрочем, даже в кальвинистской Женеве смертной казнью закончились лишь 27,7% судебных дел о ведовстве, в то время как в католических Франш-Контэ, Люксембурге, Намюре смертной казнью заканчивалось более 60% дел.
[4] «В Германии XVI—XVII вв. выделяются области с низкой и высокой интенсивностью преследований. Г. Шорман локализует центральную зону охоты на ведьм в Германии в самой территориально раздробленной ее части — она охватывает Юго-Запад за исключением Вюртемберга, район Рейна-Мозеля, части Гессена … Вестфалию, саксонские герцогства и Франконию. Контраст ей составляют крупные территориальные образования, такие как Юлих-Клеве-Берг, вельфские княжества, курфюршества Бранденбург, Саксония и Бавария» (Герд Шверхофф, «От повседневных подозрений к массовым гонениям»). Стоит отметить, что Вюртемберг, вельфские княжества, Бранденбург и Саксония исповедовали протестантизм. Впрочем, в вышеупомянутой статье приводится и примеры обратного: «В католической Баварии, например, проводилась умеренная линия, а в реформированном графстве Липпе, в городе Лемго, прошло более четырехсот процессов с очень высоким процентом смертных приговоров».
[5] Впрочем, объективности ради, в Швейцарии, в отличие от юго-западной Германии, в кальвинистском кантоне Вод смертной казнью заканчивалось 90% (!) ведьмовских процессов, в то время как в католическом Фрибурге — всего лишь 33%.
[6] Возможно, далеко не случайно то, что в пьесе английского драматурга второй половины XVI века Кристофера Марло «Трагическая история доктора Фауста» одного из двух наставников легендарного Фауста в искусстве чёрной магии (изучение которой заканчивается для него продажей души дьяволу) зовут Вальдес (вальденс?).
[7] Ещё орлеанских каноников, осуждённых за ересь в 1022 году, более поздние авторы обвиняли в поклонении дьяволу, разврате и принесении в жертву детей.

Автор Семён Фридман, «XX2 ВЕК».

Друзья! Если вам нравится то, что мы делаем, вы очень поможете нам, подписавшись на канал «XX2 век». Также мы будем рады вашим лайкам и комментариям. Поддержите распространение научного знания и научного взгляда на мир.