Найти в Дзене
ШАХМАТНАЯ ШКОЛА №1

Интересные истории о великих шахматистах

Жена Ласкера часто сопровождала мужа на турни­ры, приходила с ним на партию, садилась неподалеку и терпеливо вязала. В шахматах она разбиралась сла­бо, но имела свой способ определить, что происходит на доске. Она пересчитывала пешки мужа, и если их оказывалось не меньше, чем у соперника, то была уве­рена, что у Эмануила все в порядке (другие персонажи шахматной доски в расчет ею не принимались). По­этому в те дни, когда Марта была в зале, Ласкер, зная о ее секретном методе, старался бережно обращаться со своими пешками.

Ласкер считал, что умеет определять характер и спо­собности человека по стилю игры. Как-то к нему подошла женщина и показала пожелтевший лист с какой-то старой партией.

— К сожалению, ничем не могу вас утешить, — откровенно сказал Ласкер. — Ваш родственник излишне упрям, плохой психолог, к тому же туповат и лишен чувства юмора. Боюсь, из него ничего не выйдет.

— Но ведь эта ваша собственная партия, случайно попавшая ко мне, — рассмеялась женщина.

Ласкер ухмыльнулся, потом на несколько секунд задумался и дал объяснение:

— Все правильно. Вот Капабланка меня и обыграл.

Об успехах Капабланки у женско­го пола ходили ле­генды. Пикантный случай произошел с ним на первом Московском между­народном турнире 1925 года. В свобод­ный от игры день Хосе Рауль пригла­сил в свой номер очаровательную продавщицу с лот­ком из Моссельпрома. Однако админи­стратор отеля, в ко­тором проживало много иностранных гостей, настучал на Капабланку. Он позвонил в турнирный комитет и сообщил, что кубинский гроссмейстер слишком долго производит покупки. Тут же в номере раздался звонок, и чемпи­ону мира намекнули, что столь длительные торговые отношения противоречат правилам отеля. Капабланка был крайне возмущен, что ему помешали сделать правильный выбор. Расстроилась, наверное, и продавщица: ей так и не удалось пристроить свой то­вар...

В Москве кто-то пустил слух, что Капабланка женат на дочери автомобильного магната Форда-старшего. На одном из выступлений Капабланку спросили об этом. Чемпион мира улыбнулся и сделал сенсацион­ное признание:

— Я не прочь стать зятем Форда, но американский миллиардер подкачал: он производит на свет только сыновей.

Капабланка давал сеанс одновременной игры, и один из его партнеров, быстро получив мат, спросил мне­ние о своей игре.

— Играете вы свежо, нестандартно, — со свойствен­ным ему тактом ответил Капабланка, — но почему вы так и не вывели коней?

— Дело в том, что меня только вчера познакомили с шахматами, — объяснил сеансеру соперник, — а как ходить конем, показать забыли.

О феноменальной памяти Алехина свидетельству­ет случай, произошедший в 1919 году, когда он рабо­тал в одной киностудии. В ее вестибюль вошел муж­чина и попросил позвать кого-нибудь

из учебной части.

— Слушаю вас, гражданин Полуэктов, — отозвался Алехин.

— Разве мы с вами знакомы? — удивился посети­тель.

— Четыре месяца назад, — улыбнулся Алехин, — вы заказали в аптеке Феррейна лекарство по рецепту вра­ча Заседателева для вашей шестилетней дочки Анны, у которой болело горло. Я стоял в очереди и случайно услышал ваш разговор с фармацевтом.

Полуэктов лишился дара речи.

— Вы тогда носили пенсне в роговой оправе, — продолжил Алехин. — Достали из левого бокового кармана серый бумажник крокодиловой кожи и вы­нули из него...

Но Алехин не договорил. Испуганный гость выбе­жал на улицу и с тех пор никогда больше не появлял­ся в этой студии.

Смешная ситуация, но когда будущий чемпион мира спустя год работал уже в другом месте — следователем в Главном розыскном управлении милиции, многим «жертвам» его памяти было не до смеха.

...Как-то Алехин услышал разговор дежурного уп­равления с задержанным, назвавшим себя Иваном Тихоновичем Бодровым.

— Как вы сказали, ваша фамилия? — вмешался Алехин.

— Бодров, — повторил тот. — А что?

— Вы не Бодров, а Орлов, — уточнил Алехин. — И не Иван Тихонович, а Иван Тимофеевич.

— На пушку берете, начальник. Не на того напали!

— Пару лет назад в военкомате, где я вас впервые встретил, вы представились Иваном Тимофеевичем Орловым, — сказал Алехин. — На груди у вас висел золоченый крестик на тонкой цепочке из белого ме­талла, а под ним была небольшая родинка.

Преступник замер на месте, словно вкопанный. Когда дежурный расстегнул у него ворот рубашки, все увидели родинку и крестик на цепочке. Вскоре след­ствие установило, что этот человек действительно Ор­лов, рецидивист, сбежавший из заключения.

Да, не повезло бандиту, что он нарвался на велико­го шахматиста.

Чтобы не пропустить все самое интересное, не забудьте подписаться на наш канал!

Вся актуальная информация на нашем сайте

Читайте и подписывайтесь на нас в Телеграмм, ВКонтакте, Инстаграм 

Наш сайт

материал взят отсюда