Найти тему

Невероятный подвиг - поезда по льду Ладожского озера в блокаду

Здравствуйте, друзья!

Когда говорим о блокаде и о тех мерах, которые предпринимались, чтобы спасти Ленинград, нель

Одна только Дорога Жизни чего стоит, по которой за два года удалось вывести более миллиона человек.

Но, несмотря на такие большие цифры, пропускной способности Дороги Жизни не хватало для того, чтобы и Ленинград полноценно обеспечить питанием с необходимым для города сырьем, ни для того, чтобы вывести в эвакуацию всех нуждающихся.

Первая блокадная зима показала, что необходимо любой ценой увеличить пропускную способность ледового коридора.

Вторая блокадная зима оказалась не такой суровой как первая. Если в первую зиму грузовики по замёрзшему озеру пошли уже 22 ноября 1941 года, то к декабрю 1942 года толстого льда, способного выдержать груженые машины еще не было. А тот, что уже встал, прервал навигацию.

Все это грозило второй чудовищной голодной блокадной зимой.

Ленинград надо было спасать. Всеми возможными методами. Надо было снова придумать, составить проектную документацию, создать и внедрить что-то невозможное.

Например, почему бы на льду Ладожского озера, когда он окрепнет, не проложить железную дорогу, параллельную трассам грузовиков?

И, забегая вперед, скажу, что думали не только о железной дороге по льду Ладожского озера, но и о троллейбусных путях.

Ведь с электричеством для города все получилось:

"Нити жизни". Прокладка проводов в блокадный Ленинград.

Строительство железной дороги через лед Ладожского озера началось в декабре 1942 года. На все работы отводилось не более 2-х месяцев, чтобы составы успели еще походить по крепкому весеннему льду.

Как и при создании ледовой Дороги Жизни для грузовиков, в дело вступили физики, инженеры, гидрологи и водолазы.

Лед поезда выдержать бы не смог, поэтому необходимы сваи. А значит, необходимо найти минимальные глубины (не более 5 метров) от берега до берега. Такой своеобразный "брод".

Ледовая железная дорога получалась протяженностью 35 километров. В подходящем месте прорубали лед, вбивали сваи в дно, на сваи укладывали поперечины, на них деревянные пластины (типа направляющие), а на них уже шпалы и рельсы.

Фотография из интернета.
Фотография из интернета.

Когда лед замерзал вокруг сваи, он придавал всей конструкции дополнительную прочность.

В очередной раз ученые, физики, инженеры и все, кто принимал участие в создании ледовой железной дороги сделали невозможное.

Если год назад невероятным подвигом был запуск трасс для грузовиков по Ладоге, то теперь уже готовились к пуску поездов.

Работа шла круглосуточно. Над созданием путей трудилось более 5000 человек. Это были мобилизованные рабочие и женщины.

-3

Строители с обеих берегов двигались навстречу друг другу.

Так наступил январь 1943 года. Дорога была готова более чем на треть, уже шла обкатка рельс, но...

-4

Случилось долгожданное, радостное событие - прорыв блокады Ленинграда.

-5

Бойцы Ленинградского и Волховского фронтов выбивают из Шлиссельбурга немцев, встречаются друг с другом и дают городу надежду на скорую и безоговорочную победу.

Отпала и необходимость в железной дороге через Ладогу. Все строители были переброшены под Шлиссельбург для строительства новой железной дороги. Дороги Победы, как ее назовут позднее.

Но это уже отдельная история. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить.

Пожалуйста, оставляйте лайк статье и до новых встреч!

И приходите на наши экскурсии, ознакомиться с форматом, а так же описанием и ценами можно по ссылке ниже:

Стоимость и описание экскурсий