Внешняя политика России разворачивается в сторону Азиатского региона и глобального Юга. Новые рынки, альтернативные площадки и укрепление давних, но требующих развития отношений. И если с Востоком все понятно: азиатские «драконы», как ни крути, находятся на подъеме уже несколько десятилетий и выглядят солидными деловыми партнерами, то по поводу Юга у некоторых граждан все еще остаются вопросы. Сейчас мы видим однозначные шаги центральной власти к сближению с целым рядом африканских стран. Никарагуа, Чад и Руанда, например, отметились на Российской энергетической неделе-2022, с ними был подписан ряд соглашений по части торговли и развития инфраструктуры. Тверская область, надо заметить, и здесь следует в федеральном фарватере – в конце марта столицу региона посетили послы Зимбабве, особенно их интересовала пищевая промышленность.
Территория роста
Так нужна ли нам Африка? Чтобы ответить на этот вопрос, сперва необходимо понять, про какую именно Африку мы говорим: воображаемую или реальную.
В недавние времена, когда коллективный Запад еще не ополчился на Россию открыто, а лишь подспудно копил для этого силы, на европейских новостных каналах было куда меньше пропаганды и они были вполне пригодны к просмотру. На одном из таких каналов, действительно общеевропейском и даже мировом, в рекламном блоке презентовались целые страны. Приезжайте, мол, туристы дорогие, ждут вас красоты и хороший сервис, а потом нараспев: «Иинкрееедбл Индияяя!». И вот, один из подобных роликов показывает красивейший водопад, сияющие многоэтажные отели, вылизанные лужайки с пальмами и чудесные пляжи. А в конце с придыханием: «Beautiful Angola». Простите что? Оказывается, да, страна в Западной Африке зазывает туристов и показывает товар лицом. В какой-то момент рекламный ролик вызвал у автора этих строк настоящий переворот сознания. Это ведь та самая Ангола, где отдавали свой интернациональный долг тысячи советских солдат и офицеров, та самая Ангола, где четверть века шла жестокая гражданская война, место, которое обыватели считают недружелюбным и опасным. Как так? Когда африканцы успели так прокачаться? Спору нет, чтобы красиво снять водопад и пляжи, ни политическая стабильность, ни экономическое развитие не нужны. Зато они необходимы для строительства отелей, современных городов, активного уличного трафика (все это было показано в ролике). А еще турист – птица осторожная, быстро разносит по соцсетям свое неудовольствие от встречи с неблагоустроенностью, хамством, преступностью. Наверняка эти пороки тоже взяты под контроль, иначе никакая реклама не спасет от коллапса нарождающейся туриндустрии. Пример Анголы весьма показателен: у нас сложилось в корне неверное представление об Африке, отстающее от реальности лет на 30, а то и более. Сейчас страны африканского континента - это растущие экономики, жаждущие инвестиций, готовые покупать технологии и недорого продавать дефицитное сырье вроде редкоземельных металлов, необходимых для создания высокоточной электроники. За редкоземельными, кстати, уже несколько лет в мире идет самая настоящая охота, дошло до того, что горнодобывающие компании «оживляют» шахты, законсервированные четверть века назад, и просеивают отвалы пород.
А еще африканские страны - это перспективные геополитические союзники, сполна отведавшие европейской колониальной «цивилизованности». Собственно, попытки сбросить колониальное иго, точнее помощь русских в этом сложнейшем историческом процессе, и породнили черный континент с нашей страной.
Дальновидная политика
Стратегические политические процессы хорошо просматриваются на длительных временных отрезках. В течение одной, относительно короткой человеческой жизни бывает трудно оценить реальный смысл и результаты государственных решений. В СССР многие граждане видели дружбу с африканскими странами едва ли не причудой стареющий партноменклатуры. И действительно, немедленного, прямого «выхлопа» с этого почти не было. Зато теперь мы можем по достоинству оценить дальновидность предпринятых шагов. Всегда важно оценивать динамику и направление движения, ведь зарождающиеся тенденции могут не проявиться в ближайшем будущем, но потенциально станут важной частью стратегических изменений. Такие процессы могут происходить на международной арене, например, в отношении глобальных геополитических сдвигов и становления национальных приоритетов.
Согласитесь, глупо приходить на поле через неделю после посевной и требовать урожая, для этого нужно время.
Когда речь идет о целом континенте, временные рамки качественных переходов составляют десятилетия. Здесь играют роль такие значимые факторы, как изменения национальной экономики, технологические достижения, демографические изменения и другие.
Участие нашей страны в жизни Африки - это и есть пресловутая «мягкая сила», о которой столько говорилось в разные годы. Только выражается она не в производстве фильмов и жвачки, не в искусном заведении на местный рынок своего фасона штанов, а в строительстве дорог, больниц, школ, в поставках технологий и лекарств, в целевом наборе африканских студентов в наши вузы. Советские наработки, как мы теперь видим, дали вполне осязаемые плоды. Выпускники Московского университета дружбы народов вернулись в свои страны и заняли там руководящие должности, они отлично помнят, кто и что сделал для них в прошлом. В данном случае мы говорим про Африку, однако результаты такой дальновидной политики можно экстраполировать и на другие регионы. Даже «провальный» Афганистан всего после нескольких лет сотрудничества с русскими так проникся симпатией, что стал настоящим очагом сопротивления Западу. Не зря ведь тамошние коллаборанты цеплялись за шасси улетающих американских самолетов. Африка в этом смысле даже более показательна, и коль скоро тверскую землю посетила делегация Зимбабве, распишем подробнее на примере этой страны.
И здесь они
В 2001 году конгресс США принял Закон о демократии и экономическом восстановлении Зимбабве. Как и многие документы американского конгресса, в которых фигурирует слово «демократия», он предполагал всестороннее давление на молодую республику.
В частности, «закон» предусматривал ряд санкционных мер в связи с «плохим экономическим управлением» и «антидемократическими практиками». Представители США должны были голосовать против выделения Зимбабве любых кредитов при принятии решений в международных финансовых организациях, таких как МВФ, Международный банк реконструкции и развития и т.д. Следующие десять лет санкции расширялись и ужесточались, в списки попадали как местные политики, так и целые предприятия. К 2014 году в санкционном списке США по Зимбабве значились 113 человек и 70 организаций. Нужно ли говорить, что к давлению активно подключились европейские партнеры США, и в совокупности это еще больше дестабилизировало экономику страны. Финансовая система Зимбабве прошла просто невероятную турбулентность с чудовищной гиперинфляцией. В какой-то момент даже пришлось отказаться от национальной валюты и заменить ее вездесущим американским долларом. Однако в 2019 году его запретили, и в оборот вернулись собственные деньги.
Сейчас страна встала на путь восстановления и открыта к новым экономическим и политическим союзам. То же самое можно сказать о других государствах континента, западный блок не смог решить их проблемы, если вообще пытался это сделать. Поэтому сегодня особенно актуален выход на прямые соглашения между нашими странами, минуя традиционных коммерческих посредников из бывших метрополий. За примерами не нужно далеко ходить, взять хотя бы торговлю цветами: роль «всемирной оранжереи» уже давно играют Нидерланды, продающие цветы по всему свету. Но не все знают, что сами голландцы завозят этот нежный товар самолетами из Африки.
Резюмируя, выделим несколько возможных направлений российско-африканского сотрудничества.
- Энергетическое: Россия, как один из крупнейших экспортеров энергоресурсов, может найти среди африканских стран партнеров для укрепления своих позиций на мировых рынках.
- Сотрудничество в области добычи и переработки природных ресурсов: Африка богата многими ценными ресурсами, такими как руды, драгоценные камни, дерево и т.д.
- Политическое: Россия и африканские страны могут создать более тесные связи в рамках международных организаций, вырабатывать совместную позицию по ключевым вопросам.
- Экономическое: Установление деловых связей между Россией и Африкой способствует укреплению стабильности в регионе, что в свою очередь может иметь положительное влияние на международную политическую ситуацию.
Кстати
Европейцев гонят прочь
Недавно агентство Reuters сообщило, что правительство африканской страны Буркина-Фасо денонсировало военно-техническое соглашение с правительством Франции, которые было подписано более 60 лет назад.
Месяцем ранее новая власть Буркина-Фасо разорвала соглашение с Францией в сфере обороны, в соответствии с которым на территории страны с 2009 года размещался французский воинский контингент.
Планировалось, что французские военные должны были бороться с незаконными террористическими формированиями, в действительности же они охраняли деятельность французских компаний на золотых рудниках.
Новое правительство Буркина-Фасо заключило соглашение о военном сотрудничестве с МО России. Французские военные должны полностью покинуть территорию страны в месячный срок.
Автор: Игорь Докучаев