Приветствую всех любителей истории и историй, фольклора и вдумчивого чтива! Кто из нас в детстве не слышал, а может даже и не дразнился веселой и озорной песенкой про жареного цыпленка?
Помните эти слова:
Цыпленок жареный, Цыпленок пареный
Пошел по Невскому гулять.
Его поймали, Арестовали
И приказали расстрелять.
«Я не советский, Я не кадетский,
Меня нетрудно раздавить.
Ах, не стреляйте, Не убивайте —
Цыпленки тоже хочут жить!
А я голодный, А я народный,
А я куриный комиссар.
И не пытал я, И не стрелял я —
А только зернышки клевал!»
Цыпленок дутый, В лаптях обутый,
Пошел по Невскому гулять.
Его поймали, Арестовали,
Велели паспорт показать.
Паспорта нету — Гони монету!
Монеты нет — Снимай штаны.
Цыпленок дутый, В лаптях обутый —
Штаны цыпленку не нужны.
Паспорта нету — Гони монету!
Монеты нет — Снимай пиджак.
Пиджак он скинул, По морде двинул —
И ну по улице бежать!
Но власти строгие, Козлы безрогие,
Его поймали, как в силки.
Его поймали, Арестовали
И разорвали на куски.
Цыпленок жареный, Цыпленок пареный
Не мог им слова возразить.
Судом задавленный,
Лучком приправленный...
Цыпленки тоже хочут жить!
Все, в основном, помнят только первые строчки про гулять и арестовать))) на днях младшая тоже спросила меня про этого самого цыпленка, так ярко запомнившегося мне в моем детстве, поэтому я была бы не, если бы не провела собственное расследование.
Озорная песенка о курином пушистом детеныше насчитывает уже добрую сотню лет, будучи популярной уличной блатной песенкой в 20е годы прошлого века. Особенно любили песню о цыпленке в среде беспризорников и босяков, так широко расплодившихся после бурных событий революции и гражданской войны в молодом советском государстве.
За смешным содержанием текста скрывается весьма драматический сюжет, отразивший в себе печальную и трагичную историю гражданской войны 1918-1921 годов. Ничего детского и смешного в песне про цыпленка на самом деле нет. Конкретно песенка весьма в жесткой форме описывает реалии красного террора и уличной жизни Петрограда в послереволюционные годы (с 1917), хотя по некоторым данным описываются реалии еще царского времени накануне грядущей революции и цыпленок арестовывался еще жандармами (полицейскими начала ХХ века).
Песня появилась на свет примерно в 1918 году. Некоторые исследователи, правда, настаивают на начале 20х годов. Однако большинство исследователей считает, что текст рождался по горячим следам событий, что подчеркивается его экспрессивностью. Если бы «Цыпленок» сочинялся позже, песня вряд ли получилась бы такой драматичной. В качестве возможного автора произведения называют не только безымянных анархистов, но и Якова Петровича Давыдова (он же Яков Ядов, Жгут и проч.), советского поэта, писателя-сатирика, киносценариста, и эстрадного драматурга, автора слов популярных стилизованных «одесских» песен. Именно ему приписывают авторство «Цыпленка», «Мурки», «Бублички» и других произведений городского приблатненного фольклора. Но, скорее всего, Давыдов просто приложил руку к «литературному редактированию» народного «Цыпленка» - как и другие исполнители городского фольклора.
Цыпленок, попавший в лапы кровавого режима и замученный в неволе, символизирует человека, родившегося "не в то время" и "не в том месте. Возможно, что это крестьянин («в лаптях обутый»), то ли финский торговец («цыплятами» именно в Питере в начале XX века называли уличных торговцев, которые приезжали из Финляндии, тогда еще российской провинции; они, как правило, ходили по улицам города и громко предлагали живых и готовых цыплят (отсюда цыпленок жареный, цыпленок пареный), за что их постоянно останавливали и штрафовали полицейские), то ли очень уверенный в себе беспризорник. Почему он выбрал для прогулки Невский проспект? Неизвестно, но это явно было ошибкой – дальнейшее развитие событий показало, что он чужой и на этом празднике жизни, и на главной парадной улице Петрограда. Простым людям в то непростое жестокое время пришлось столкнуться с большими трудностями, зачастую с насилием и самоуправством (все помнят о скорой расправе в то время). Некоторые, из живущих тогда, не видели дальнейшего пути. Для них будущего не существовало, было только здесь и сейчас. Выдерживали не все.
Попытки объяснить, что он и «не советский, и не кадетский», то есть не принадлежит ни к каким противоборствующим политическим группировкам, а просто погулять вышел («я только зернышки клевал»), наткнулись на стену непонимания со стороны репрессивного аппарата. Во время красного террора могли расстрелять за то, что идешь в галстуке – примерно об этом и повествовала песня. А слова о том, что свободу при желании можно купить за деньги («монеты нету – иди в тюрьму»), вероятно, были дописаны позже, в годы НЭПа.
Вариантов у песни с полдюжины. Уникальность озорной песенки состоит в том, что каждое десятилетие она подстраивалась под окружающие реалии: сначала периода коллективизации и НЭПа, в 50е и наконец в 1963, каждый раз видоизменяясь под воздействием окружающей среды и событий в ней происходящих. Чисто детским фольклором, не имеющим отношения к реалиям двоевластия, разрухи, Гражданской войны и Красного террора, «Цыпленок» стал уже в послевоенное время. По сути, это тоже было время беспризорщины и безотцовщины, вызванной кровавыми событиями тех лет, когда большая часть мужского населения нашей страны ушло на войну, а домой вернулись немногие. Видимо, взрослея, это поколение передавало песенку собственным детям, уже вполне сытым и чистеньким и не имеющим понятия о кадетах, анархистах и подобном.
Детской песенке о цыпленке неоднократно посвящались целые научные изыскания, и практически каждая позиция вызывает ожесточенные споры. Сегодня считается, что есть, по крайней мере, шесть вариантов (сюжетов) истории, и у каждой еще и ответвления. Несмотря на это, нынешнее поколение уже далеко не все знает ее текст и мотив, хотя озорная и веселая песенка популярна и исполняется зарубежом в таких странах как Болгария, Куба и даже Япония.
Засим раскланиваюсь и убегаю на поиски новых историй, преданий и традиций.Всегда ваша Морозова❤.
Мои проекты:
Основной канал в Дзене
https://dzen.ru/otmorozhennyye_istorii?share_to=link
Ярус. Надежда Морозова.https://yarus.ru/u/1002019
Паблико Отмороженные истории | Паблико