Машина сочетала несколько инноваций, но больше всего изумляли её игрушечные размеры и мощность. Такая техника смотрелась бы органичнее в хозяйстве какого-нибудь европейского фермера, а не в советском колхозе.
В 1950 г. на Харьковском тракторном заводе начался выпуск трактора ХТЗ-7.
Модель под счастливым номером 7 сочетала несколько важных инноваций:
- Впервые в СССР колёса трактора обули в пневматические шины. Это не только сделало работу комфортнее для тракториста, но и позволило наливать в колёса воду для большей устойчивости и тяги.
- У трактора не было рамы - её роль выполнял картер двигателя. Прямо к нему крепились коробка передач и шасси.
- Изменяемый клиренс - переставляя редукторы колёс, можно было делать трактор выше или ниже.
- Переставляя колёса выпуклой стороной диска наружу или внутрь, можно было также менять ширину колеи.
Фермерский - для страны без фермеров
А ещё "семёрка" стала первым в СССР малогабаритным трактором. Игрушечный двухцилиндровик развивал всего 12 л. с., а весила машина 1,4 т, что по тракторным меркам сущая ерунда. По сути, это фермерский трактор: такая техника смотрелась бы естественно в хозяйстве какого-нибудь английского фермера или на французских виноградниках.
Всё это было очень не по-советски, со стремлением колхозов к масштабности и росту производительности на единицу техники.
Садоводам и овощеводам Союза
К началу пятидесятых сельскохозяйственная отрасль в СССР дозрела до механизации садово-огородных хозяйств - для них и был создан новый трактор.
Позже ему нашлись и другие применения. На ХТЗ обучали молодых трактористов, а также они оказались удобны для перевозки различных грузов, рассказывает очевидец тех лет Алексей Трофимович:
"К полевым работам малолитражная техника не привлекалась, но показывала неплохие результаты при буксировке тракторных прицепов с кормом для колхозной фермы, с удобрениями и стройматериалами".
Выпускались ХТЗ-7 недолго, до 1956 г. Единственным, но крупным недостатком их стал бензиновый карбюраторный двигатель, поэтому Харьковский завод перешёл на производство дизельного, более экономичного аналога.
Предпочитаете слушать, а не читать? Мы подобрали 2-минутный видеоролик с историей этого трактора.