Если в христианском народе нет монахов, то это не христианский народ. Если в этом народе не рождаются люди, которые любят Христа больше всех остальных, а это есть монах, то тогда там, в этом народе замерло Евангелие. А Христос очень категоричен.
Вы, наверное, знаете, что нет никого добрее Христа, и вместе с этим нет никого страшнее и категоричней Христа, потому что Он сказал так, и у Него нет 50 оттенков серого. У Него либо белый, либо чёрный.
Он говорит так:
«Кто любит отца или мать больше меня, не достоин меня. Кто любит сына или дочь больше меня, не достоин меня. И кто идёт за мной, а не берёт креста своего, недостоин меня. Бери крест, иди за мной».
И на Голгофу сначала, потом уже в другие всякие места, потому что сначала мы поём:
«Кресту Твоему поклоняемся, Владыка, и Святое воскресенье Твое славим».
Сначала крест, а потом воскресенье. Так и в жизни бывает. В псалмах написано:
«В вечер водворится плач и заутра радость».
То есть сначала плач, потом радость. Монах — это тот, кто не боится плакать. Тот, кто хочет мало кушать и мало спать. Тот, кто хочет молиться и за себя, и за других.
Зачем нужны монахи миру? Затем, чтобы стоять между нами и Богом и умолять милосердие Божие о всем человечестве. Монаху, который не молится за весь народ свой — стыд ему.
Зачем постригался? Кому нужен ещё один праздношатай, одетый в чёрную одежду? Надо, чтобы ты постился и плакал Богу сначала за себя, потом за всех людей. Это есть монашество.
И этим сокровищем обладает Святая Православная Церковь, у которой всегда были и до сегодняшнего дня есть настоящие подвижники не только в России и не только на Афоне, но и в других монастырях. В Румынии, в Сербии и ещё во многих других местах.
Значит, люди, которые плоть распяли «со страстьми и похотьми», как пишется галатам. Те, которые Христовы, они плоть распяли со страстьми и похотьми, живут духом и духом ходят. Они не бывают тщеславные, друг друга раздражающие, друг друга завидящие.
Они не отличают «Волгу» от «Жигулей». Они не знают, что такое Apple. Что такое Android, монаху это не надо знать. Настоящий монах только знает, чем отличается настоящая молитва от ненастоящей. Они знают, когда их Бог слышит, а когда не слышит.
Это те, у которых на ногах кожа, как у апостола Якова, потому что он чаще стоит на коленях на молитве, чем лежит на кровати. Это люди, которым надо мало, и которые всем миром обладают. У нас ничего нет, но мы всем обладаем.
Мы вроде бы неизвестны, но нас узнают. И мы вроде бы, значит, никто. Но на самом деле мы — самое главное.
Например, в таких категориях Павел объясняет про благоухание подлинного христианства. Вроде бы нас уже нет, а мы есть. Мы вроде бы мёртвые. Нет, мы живы. У нас вроде ничего нет, но мы всем обладаем. Мы неизвестны, нас по телевизору не показывают, а нас все узнают.
Вот такими настоящие монахи должны быть. И они есть, пока мы по городам пляшем, скачем из магазина в магазин.
Вот заезжаешь в какой-нибудь небольшой, а там, как в улье, во-первых, не замолкают песнопения и молитвы. Только служба закончилась, другая начинается.
Если монастырь женский, то сестрички находят возможность с девочками брошенными заниматься, какой-нибудь приют берут на баланс, на плечи и занимаются малышнёй, никому не нужной. Там мама спилась, там мама с ума сошла, там мама умерла.
Этих брошенных деток монахини опекают. Тюрьму женскую на плечи берут и помогают, какой-то огородик копают, корову доят, иконы пишут, Богу молятся. И ты заезжаешь в совершенно другой мир, вообще совсем в другой мир. И никто про него не знает. А это настоящая жизнь, какой-то осколок рая.
Приходишь в мужской монастырь подальше от центральных дорог, и там мужики дрова пилят, Богу молятся, едят кашу, строят, пашут, опекают этих, помогают этим, собирают на это.
Так что в память Лествичника нужно сказать следующее: во-первых, нужно помолиться за монахов хоть немножко, потому что они обязаны молиться со слезами за нас. И горе тому монаху, который за свой народ не молится, а потом и за весь мир не молится.
Зачем пошёл в монахи? Чтобы потом епископом быть? Тьфу, это недостойное желание. Надо в чёрное тело залезть, из чёрного тела не вылазить.
Бог тебя утешит, даст тебе Духа Святого.
Это самая высшая награда. Потом нужно обязательно приезжать в монастыри нам, мирянам. Поехал отдыхать куда-нибудь, смотришь по карте, а там монастырь есть. А ну-ка, поезжай туда. А ну-ка, не просто зашёл и вышел, а ну-ка останься там, а ну-ка поработай там.
Человек, который хоть раз в жизни один день переночевал в монастыре, монастырской каши поел, на полуночницу поднялся на братский молебен, поработал в монастыре и пожил там 1-2-3 дня — это другой человек совсем.
Это совсем другие люди. Это благодатные люди. У них в голове всё другое. Они знают, что такое жизнь. Тот, кто в монастыре никогда не был, он жизни не знает, вообще жизни не знает. У него веры нет. Он живёт так вот, бултыхается сверху в проруби, значит, как непонятно что. Он не знает, зачем жить человеку на свете.
Поэтому, миряне, едьте в монастыри, работайте в монастырях, помогайте в монастырях руками и молитвой, и узнаете для себя эту великую благодать, откроете для себя это таинство великое, потому что Россия сильна Христом.
А Христос у нас до сих пор остался, потому что есть исповедники, проповедники, мученики терпеливые в прошлом поколении и те, кто решился любить Христа до конца. Христос для них альфа и омега, начало и конец, первый и последний. Больше, кроме Христа, нет для них ничего.
Это настоящий монахи, мужи, жёны, старые, молодые — не важно. Так что достоит русская земля верой Христовой и молитвой настоящих монахов. Аминь.
Вам может понравиться👇