Православный форум случился по теме преступления, наказания за преступление и попадания в рай. В нем приняли участие архиепископ Сыктывкарский Питирим (Павел Волочков), профессор богословия МДА Осипов А.И. и зампред Синодального отдела РПЦ Вахтанг Кипшидзе.
О чем была полемика? И, в конце, мои суждения по теме.
Посыл архиепископа Питирима.
Началось все с него, с этого посыла. Он высказал такую мысль в программе «Встреча с Владыкой» в начале марта 2023:
«Жертва изнасилования может попасть в ад, а преступник (насильник) – в рай».
Взбудораженная общественность.
Это парадоксальное заявление Владыки Питирима взбудоражило общественность. Палитра реакций была широкой. От мягкого и интеллигентного: «Может быть мы не так поняли Владыку?». До грубого и жесткого: «Они совсем что-ли там свихнулись от хорошей жизни! Что несут?».
Форум и реакция церкви.
Разъяснение по этому вопросу дали два представителя церкви: профессор богословия МДА Осипов Алексей Ильич и Вахтанг Кипшидзе – зампред Синодального отдела РПЦ по взаимоотношениям общества и СМИ.
Пояснение Осипова А.И.
«Преступник должен ответить по всей строгости закона. Жертва преступления (насилия), если будет держать зло на преступника – не попадет в рай».
Профессор богословия подчеркнул, что нельзя путать прощение человека и наказание за содеянное им зло.
Вот, как он пояснил это.
«Преступник должен быть наказан по законам жизни данного общества (юридическим законам).
Но жертва насилия или даже посторонний человек, когда подвергается или видит такое насилие, не должен держать зла в душе своей на преступника. Если будет держать зло – в рай не попадет».
Профессор пояснил отдельно:
«Не держать зла, значит не желать зла этому человеку, преступнику».
Пример Осипова.
В качестве примера, Осипов А.И. привел действия святого Серафима Саровского по отношению к бандитам, которые его избили в пустыньке. Святой простил их и велел не наказывать. Не просто велел, а настоял на этом. Он искренне не хотел их наказания.
Комментируя посыл Владыки Питирима, профессор Осипов сказал, что архиепископ вот что имел ввиду: человек должен прощать другого, помня, что сам не безгрешен.
Наказание (за поступок) – одно. А отношение к человеку, его совершившему – другое.
Наказать надо, а ненавидеть нельзя. Человек – создание Божье.
«Если преступник осознал свою вину и покаялся, то он достоин прощения и попадания в рай» – заключил профессор
Пояснение Кипшидзе.
«Надо всегда проводить черту в этом вопросе – заметил член Синода – чтобы не создавалось ощущение, что нет разницы: ты убил или тебя убили. Преступник должен понести наказание по гражданскому закону, раскаиваясь в своем грехе перед жертвой и Богом».
Вахтанг Кипшидзе пояснил двоякую роль церкви в этом случае.
1. Жертву насилия церковь жалеет и окружает вниманием и заботой.
2. Преступнику помогает в раскаянии.
Мои суждения по данной ситуации.
Мне кажется, что при такой позиции возникает «греховный междусобойчик». Смотришь на преступника и на себя, и говоришь: а ведь и я не безгрешен. И я могу убить. Как же я могу осудить другого?
Взятие за основу своего поведения - поведение святых - не совсем верный шаг.
Об этом говорят и сами святые: стоит быть благоразумным и понимать меру своего духовного возраста. Исходить из этого.
Уровень духовного сознания святого Серафима намного выше, чем у обычного человека. Нельзя за основу поведения своего брать экстремумы. Надо исходить из «золотой середины», большинства. Как по закону нормального распределения.
Что имеется в виду под раем?
Это состояние души. Состояние души святого Серафима было райским, пасхальным. Поэтому он, из этого состояния души, (реального, а не изображаемого, не подражаемого) сердечно, искренне, естественно простил своих насильников.
Как стоит поступать?
Об этом писал не в одной статье на этом канале: зная, что ты грешен и страстен (это свойственно всем людям), надо каяться проактивно, в помыслах. Чтобы не совершать фактическое преступление, не перейти границы дозволенного, красные линии.
Есть такие сущностные качества человека, как личности: осознанность, ответственность, проактивность, жизненная (эмоциональная, душевная) зрелость.
Не запамятовались они?
В корнях этих качеств – духовно-нравственные добродетели, христианские, Богом данные, добродетели. Их и надо пробуждать, воспитывать в людях. К этому взывать, это растить, это поощрять. В семье, в церкви, в обществе. А многие ли воспитывают?.
Ближние могут помочь в том, чтобы остановить преступника на этапе помысла, если поговорят с ним, повоздействуют положительно на него. Не отмолчаться, не подыграть ему ради хорошего отношения с ним. А высказаться против, отрезвить.
«Греховный междусобойчик» же плох тем, что рождает «круговую поруку» не вокруг Бога, а вокруг взаимного самооправдания грешников и потенциальных преступников. Преступления не останавливаются.
Как ведь легко: проявил насилие, попал в тюрьму (а то и отмазался), покаялся –и в рай. Или снова проявил насилие и снова в тюрьму? И так по кругу. А перед смертью покаялся – и в рай.
Удобно?
Но земная жизнь от этого не становится лучше. А она должна улучшиться. Бог дал нам, людям, во владение планету Земля (не худшую) не для преступлений, а для жизни с раем в душе и созиданием в руках и умах.
Потому каяться (вот в чем соль покаяния), чтобы не преступать. Каяться в мысли, чувстве, желании - пред фактум, а не в трагедии, преступлении - постфактум. И помогать ближним, чтобы те не преступали.
До преступления. До факта. До события. До трагедии.
Ну, и напоследок.
Стоит, думаю, понятно выражать свои мысли. Мне кажется, Владыке Питириму следовало бы менее парадоксально высказываться, чтобы не быть понятым превратно.
А в создавшейся ситуации пришлось двум мужам из церкви защищать в общественном пространстве своего коллегу, проронившего не то. Тоже, своего рода «междусобойчик». Каждый ведь может проговориться (оговорочкой по Фрейду)…
(По материалам Russia 24, Daily Storm, форумов в соцсетях)
Хотите поделиться по статье – пишите в комментариях.