Жила-была девочка Мария. В самом центре Европы, в счастье и благополучии, в окружении дорогих людей: мамы и папы, дяди и тёти, любимой старшей сестры Луизы. Жили они в центре Вены все в одном большом доме, поскольку мама и тётя были родными сёстрами, а папа и дядя - братьями. Да, так уж счастливо сложилось и для жизни, и для бизнеса. И была у них одна фамилия на всех - Блох-Бауэр.
Мария и её сестра были очень близки с тётей Адель, фактически, как дочери с матерью, поскольку своих детей у Адель не было. И воспринимали её девочки не так, как другие люди, в памяти которых сохранился такой образ.
«…Постоянно страдающая головной болью, курящая как паровоз, ужасно нежная и томная. Одухотворенное лицо, самодовольная и элегантная.»
В доме Блох-Бауэр был творческий салон, в котором собирались музыканты, писатели и живописцы. Среди них был Густав Климт - один из ярких представителей венского модерна. Густав и Адель стали друзьями и вскоре Адель согласилась быть моделью для его картины "Юдифь I"
Но это было ещё до рождения Марии. В раннем возрасте она это полотно не видела, и у девочки не возникал вопрос, правда ли, что все свои картины Климт писал с обнаженных моделей, и только после прикрывал тела полосками одежды. И правда ли, что у Густова Климта был роман с её тётей Адель.
В детстве и юности девочка любовалась совершенно другой картиной, висевшей в гостиной дяди и тёти.
Этот портрет Густаву Климту заказал Фердинанд Блох - муж Адель. По его условию художник должен был предварительно нарисовать сто эскизов и лишь потом портрет. Неглупый муж надеялся, что жене надоест позировать Климту, а художник остынет к модели. Так и случилось. Но портрет получился выдающимся.
Потом Адель заболела. Долгие вечера маленькая Мария проводила рядом с тётей, надеясь на скорое выздоровление. Но чуда не произошло.
Незадолго до девятого дня рождения Марии тётя Адель в возрасте 44 лет умерла от менингита . Остался лишь её золотой образ, продолжавший наблюдать за жизнью девочки.
И вот девочка выросла и вышла замуж за оперного певца Фредерика Альтмана. В качестве свадебного подарка её дядя Фердинанд преподнёс ей ожерелье Адель ( то, что на картине) и бриллиантовые серёжки.
Мария навсегда запомнила свадебное торжество в их доме. Это был её последний праздник в Вене.
В скором времени произошел аншлюс Австрии нацистской Германией... Очень многие в Австрии радовались этому событию, только не Блох - Бауэры, поскольку они были хоть и богатой, но еврейской семьёй. Мария с ужасом наблюдала, что творили нацисты на улицах с людьми их национальности, тайно надеясь, что их минует сея участь. Не миновала.
Нацисты пришли в их дом, вынесли все ценности, а хозяев заключили под домашний арест.
Марии и её мужу чудом удалось бежать в Америку к ранее отбывшей туда сестре.
Портрет Адель под названием " Женщина в золотом" разместили в Галерее Бельведер, а алмазное ожерелье, по слухам, было отправлено нацистскому лидеру Герману Герингу в подарок его жене.
Прошли годы... Мария состарилась, её сестра умерла. В переданных от сестры вещах Мария нашла письма и открытку с изображением знаменитого портрета Адель. Привет от Адель...
Марии стало обидно, что картина, отнятая у её семьи, находится там, откуда семья вынуждена была бежать. И Мария Альтман решается на то, чтобы заявить права на эту картину.
С этого момента начинается фильм " Женщина в золотом". Он рассказывает и о юности Марии, и о её борьбе за культурное достояние семьи в уже достаточно преклонном возрасте , и о её триумфе.
Надо сказать, что помимо портрета Адель, Мария вернула себе ещё четыре картины Климта.
Портрет Адели Блох-Бауэр II
Берёзовая роща
Яблоня I
Дома в Унтерахе на Аттензе
Знаете, в этой истории меня больше всего радует и даже, если хотите, вдохновляет стойкость, несломленность женщины. И в прошлом, и в настоящем. Хотя... Настоящего у Марии Альтман нет. Она покинула этот мир в начале 2011года, не дожив до 95 лет всего несколько дней.