Художники – натуры творческие, впечатлительные, остро воспринимают действительность и порой изображают ее в неприглядном виде, без глянца, «как уж есть». Такие сюжеты нравятся не всем. Иногда их даже запрещают показывать на выставках.
Владимир Маковский «Освящение публичного дома», 1900
Это работа – загадка. Непонятно, что перед нами. То ли эскиз к картине, которая так и не была написана, то ли иллюстрация к какому-то произведению.
У нее даже названия не было, его придумали позднее.
Вероятнее всего, художник отказался от задумки, так как картину не одобрила бы церковь.
Тема сама по себе абсурдна – пристанище разврата и религиозный обряд противоречат друг другу. Но и такое было – освящали и кабаки, и публичные дома. Сюжет драматичен.
На переднем плане – следы разгульной пирушки. В глубине – священник перед образом и женщины в разных позах – одна стоит гордо (наверное - хозяйка), другая - спокойно, третья – с трепетным волнением, четвертая упала на колени и молит о прощении.
Напоминает сюжет повести Александра Куприна «Яма».
Василий Перов «Сельский крестный ход на Пасхе», 1861
За эту картину художника чуть не сослали на Соловки.
Пьяная процессия с хмельным до одури священником во главе, дьячком, который уже не держится на ногах и кучкой прихожан с перевернутой иконой возмутила Синод.
Церковники потребовали убрать полотно с выставки.
Картину не побоялся купить Третьяков для своей галереи и тоже получил свою порцию осуждения за то, что приобретает такие безнравственные работы. Но были и те, кто поддержал художника за правду и искренность.
Илья Репин «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года», 1885
Это самая известная картина художника.
Написана вскоре после убийства царя Александра II - многие увидели в произведении отсылку к кровавому событию. Сам Репин признавался, что во время работы над ней ему было жутко.
Картина возмутила нового императора – Александра III. Купившему полотно Третьякову запретили его выставлять. Одних работа восхищала, других – возмущала. Равнодушных не было.
Иван Айвазовский «Раздача продовольствия», 1892
«Опальная» картина отличается необычным для творчества художника сюжетом.
По деревне лихо скачет тройка…с американским флагом. И это не фантасмагория, а изображение исторических событий.
Американцы оказали России гуманитарную помощь во время голода в Поволжье 1891-1892 годов, резюмируя, что это дело «не политики, а гуманности».
Александр III не хотел вспоминать о том, что допустил голод в своей стране и запретил картину. Но история неумолима, и все тайное становится явным.
Илья Глазунов «Мистерия XX века», 1978 и 1999
Картина была написана для выставки в Москве. Но цензоры посчитали ее крамольной и жестко потребовали убрать с экспозиции.
Полотно тайно вывезено в Германию и вернулось в Россию только в 1988 году.
На картине, как на театральной сцене, собрались знаменитые люди ближайшего столетия: Ленин, Сталин, Гитлер, Брежнев, группа «Битлз», Фидель Кастро и другие.
Над всеми возвышается образ Иисуса Христа.
Застывшие фигуры словно предрекают Апокалипсис.