Найти в Дзене

Перекрёстки: какие бывают и как правильно их проезжать

Почти в каждой поездке водителю попадаются перекрёстки. Но они бывают разными, как и правила их проезда. Как не ошибиться на том или ином пересечении дорог? Мы подготовили советы начинающим водителям. Не пропускайте интересные ПДД-задачки и важные вопросы юристам — подписывайтесь на канал! ПДД Согласно Правилам дорожного движения, перекрёсток — это место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне. Выезды с прилегающих территорий (например, из дворов) не считаются перекрëстками, как и многоуровневые развязки. А вот круговое движение тоже относится к перекрёсткам. Виды Очерëдность проезда перекрёстка определяется типами пересечения дорог. Они бывают регулируемые и нерегулируемые: Таким образом, статус одного и того же перекрёстка может меняться — зависимости от исправности техники и времени суток, ведь некоторые светофоры выключают на ночь. Нерегулируемые перекрёстки тоже делятся на два вида: Очерёдность проезда не зависит напрямую от схемы пересечения дорог. Исключе
Оглавление

Почти в каждой поездке водителю попадаются перекрёстки. Но они бывают разными, как и правила их проезда. Как не ошибиться на том или ином пересечении дорог? Мы подготовили советы начинающим водителям.

Не пропускайте интересные ПДД-задачки и важные вопросы юристам — подписывайтесь на канал!

ПДД

Согласно Правилам дорожного движения, перекрёсток — это место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне. Выезды с прилегающих территорий (например, из дворов) не считаются перекрëстками, как и многоуровневые развязки. А вот круговое движение тоже относится к перекрёсткам.

Виды

Очерëдность проезда перекрёстка определяется типами пересечения дорог. Они бывают регулируемые и нерегулируемые:

  • движение на перекрёстке считается регулируемым, если на нём работает светофор или регулировщик;
  • если на дороге нет светофора, он неисправен или на нём мигает жёлтый сигнал, а сотрудника ГИБДД, направляющего потоки транспорта при этом нет, перекрёсток относится к нерегулируемым.

Таким образом, статус одного и того же перекрёстка может меняться — зависимости от исправности техники и времени суток, ведь некоторые светофоры выключают на ночь. Нерегулируемые перекрёстки тоже делятся на два вида:

  • равнозначные перекрёстки. На них нет дополнительных знаков приоритета и соответствующей разметки;
  • перекрёстки с приоритетом одного из направлений. В этом случае ориентирами становятся знаки главной и второстепенной дороги. Отдельное уточнение есть для ситуаций, когда погодные или иные условия ограничивают видимость. Если водитель не может определить наличие знаков приоритета, проезд перекрёстка осуществляется так, как будто он преодолевается по второстепенной дороге.
-2

Очерёдность проезда не зависит напрямую от схемы пересечения дорог. Исключение есть только для нерегулируемого кругового движения. На нëм могут быть те же знаки, что и на простом пересечении дорог, но если никаких дополнительных табличек нет, то у водителей, двигающихся по кольцу, приоритет по умолчанию.

Есть общие правила, которые справедливы для любого типа пересечения проезжих частей:

  • водитель должен уступать дорогу велосипедистам и пешеходам,  когда тем разрешено движение;
  • если на перекрёстке нанесена жёлтая разметка 1.26, так называемая вафельница, то на неё категорически запрещено выезжать и останавливаться при заторах.

Остальные указания разделяют по типам перекрёстков.

Регулируемый перекрёсток: правила

  • При повороте налево или развороте на зелёный (разрешающий) сигнал — уступить дорогу транспорту, который едет со встречного направления прямо или направо. Таким же правилом разъезда между собой руководствуются и водители трамваев.
  • Уступить дорогу другим машинам, когда нужно проехать в направлении стрелки дополнительной секции светофора, а на основной его части включён жёлтый или красный сигнал.
  • Если сигналы регулировщика и светофора разрешают движение одновременно машинам и трамваю, надо уступить дорогу последнему. Но если трамвай едет в направлении стрелки, включённой одновременно с жёлтым или красным, то пропускать его не нужно.
-3
  • Закончить проезд перекрёстка, если жёлтый или красный сигнал включился после того, как автомобиль выехал на перекрёсток на зелёный свет. Исключение из этого правила — перекрёсток, где на траектории машины есть ещё одна стоп-линия со светофором. При запрещающем сигнале на нём необходимо остановиться у линии и дождаться «зелёного» для окончания проезда.

И перед тем как начать движение на «зелёный», необходимо уступить дорогу транспорту, который завершает манёвр, а также пешеходам, которые не закончили переходить дорогу.

Нерегулируемый перекрёсток: правила

Нерегулируемое пересечение дорог обычно обозначается специальными знаками, которые определяют для водителей порядок проезда. Это могут быть:

  • Знак 2.1 «Главная дорога».
  • Знак 2.4 «Уступите дорогу».
  • Знаки 2.3.1–2.3.7. На них схематично изображено примыкание второстепенной дороги. Они предупреждают о приближении к перекрёстку, на котором у водителя будет приоритет проезда, поэтому обычно устанавливаются заранее, как минимум за 50 метров до перекрёстка в городе и не меньше чем за 150 метров на загородных дорогах.

Главное правило нерегулируемого перекрёстка в том, что водитель, движущийся по второстепенной дороге, всегда должен уступать машинам, которые едут по главной.

Руководствуясь этими знаками, легко понять, кому уступать дорогу. Если же табличек вокруг нет, то это — перекрёсток равнозначных дорог, а правила его проезда следующие:

  • Трамвай имеет преимущество перед автомобилями.
  • Между собой водители автомобилей должны руководствоваться правилом «помехи справа». Оно даёт преимущество ТС, оказывающемуся с правой стороны другой машины. Этого же правила придерживаются вожатые трамваев, если их пути пересекаются между собой.
  • Автомобили и другой безрельсовый транспорт при повороте налево или развороте обязаны уступить дорогу тем, кто едет со встречного направления прямо или направо.
-5

Штрафы

Самое грубое нарушение на перекрёстке — выезд с него на встречную полосу (или против направления движения на «круге»). За это наказывают так же, как и за обычную «встречку», — штрафом в размере 5 тысяч рублей или лишением прав на срок от 4 до 6 месяцев.

Следующий по тяжести проступок — проезд на красный сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика. Он наказывается штрафом в размере 1000 рублей. Повторное нарушение повлечёт штраф в размере 5 тысяч рублей или лишение прав на срок от 4 до 6 месяцев.

За выезд на перекрёсток с затором впереди придётся заплатить 1 тысячу рублей, а заезд за стоп-линию на «красный» штрафуется 800 рублями. Если не уступить дорогу транспорту с преимуществом проезда, штраф составит 1 тысячу рублей. Мягче всего поступают с теми, кто нарушает правила разметки при повороте направо, — их ждёт наказание в размере 500 рублей. А тот же манёвр в противоположную сторону обойдётся дороже — от 1 до 1,5 тысячи рублей.