Найти тему
Рустем Гареев

Пять советов как вести соцсети на татарском языке

Оглавление

Я не открою вам Америку, если скажу, что контент на разных языках воспринимается по-разному. Даже одна и та же шутка, сказанная на татарском языке, может рассмешить человека, а на русском ничего кроме недоумения не вызовет.

Именно эта особенность, обусловленная самобытной татарской идентичностью, напрочь перечеркивает все законы, которые медийщики, сммщики и пиарщики тщательно писали для контента на русском языке.

Картина Нияза Хазиахметова
Картина Нияза Хазиахметова

Я руковожу проектами, которые в том числе ведутся и на татарском языке — это каналы в телеграм и youtube, паблики в одноклассниках и ВК, а также аккаунты в запрещенной социальной сети с фильтрами на фотографиях, куда без этого. Я хочу поделиться опытом, который мы приобрели за 5 лет работы в Татарстане, размещая контент на татарском языке и стабильно набирая аудиторию во всех соцсетях.

Некоторые из моих советов будут работать не только для татарского языка, но и для других национальных языков с учетом особенностей конкретного региона, поэтому статья будет полезна не только людям пишущим на татарском языке.

Совет №1. Ведите соцсети на татарском языке

Контента на русском языке много, на татарском — дефицит. У аудитории очень большой голод до хороших текстов, видео, фотографий, картинок на национальных языках. Именно поэтому в вотсап-чатах распространяются медиафайлы посредственного качества, а в соцсетях залетают видео сделанные на коленке. Хорошего контента почти нет. Можете прямо сейчас в 2023-м году врываться в этот удивительный мир татароязычного контента — место всё ещё вакантно.

Совет №2. Определитесь со своей аудиторией

Поймите для кого вы делаете контент. Мы выделили две основные категории наших подписчиков — это массовый сегмент людей из районов Татарстана, которые всё еще дарят цветы Фирдусу Тямаеву на концертах. Они могут жить и в Казани, но как говорят у татар "тумышы белэн авылдан", то есть из деревни. Притом, когда я говорю "из деревни" я не подразумеваю отрицательную коннотацию — татарский народ близок "к земле", это нормально, это есть и во мне. Учитывайте эту особенность, если хотите массовых охватов.

Вторая группа — условно "городские" татары — современное поколение до 35 лет, у которых нет ностальгии по деревне. Они считают эту ностальгию "колхозной", но от этого не перестают считать себя татарами. У них есть запрос на альтернативное искусство, они не любят татарскую эстраду, открытки в вотсапе и не знают как правильно выгуливать утят на лужайке. Прицеливаясь в эту аудиторию, у вас не будет массовых охватов, но при этом вы будете бить в очень ценную группу, которую нельзя заинтересовать массовым контентом.

Совет №3. Не пытайтесь переводить всё с русского языка

Многие поначалу пытаются идти путем русскоязычного интернета, который переводит всё с английского. Представьте, сначала кто-то перевел это на русский, потом вы на татарский. В результате на языке Тукая получается ужасный франкенштейн, который мозг татарина никогда бы не придумал. Это заметно даже по конструкциям предложений и построению фраз. Такое чувствуется на каком-то подсознательном уровне и редко находит отклик.

Картина Нияза Хазиахметова
Картина Нияза Хазиахметова

Самый ценный контент — это тот, который изначально сгенерирован на татарском со всеми особенностями языка. Ценный лайфхак: идеи можно черпать у других тюркских народов, лучше всего у казахов и кыргызов. У них и язык похож и менталитет близок к татарам.

Кстати, не бойтесь использовать вставки на русском языке. Мантра, которую повторяли наши бабушки "не использовать русских слов в речи" больше не работает.

Совет №4. Массовой аудитории нравится деревенский контент

К сожалению, в 2023-м году мы до сих пор не ушли от этого. Да, всё что связано с деревней, приготовлением пищи, ведением хозяйства заходит на ура. Причинами вижу всё ту же ностальгию. Многим такой контент напоминает беззаботное детство, для таких людей это своеобразная психотерапия.

Делать деревенский контент — это окей, важно делать его качественно. Тогда, к слову, можно и зацепить категорию "городских" татар. Вот пример ролика на деревенскую тематику, который мы сняли в проекте Tatarstan News с профессиональным подходом к съемке.

Совет №5. Будьте искренними, татары это ценят

В своей работе часто замечал, что "холёный" контент не заходит на татарскую аудиторию. Там, где мы пытались наводить лоск, делать всё в стиле русскоязычных передач, аудитория откликалась слабо. Было ощущение, что они про себя говорили "ну чего ты выпендирваешься, ты же не такой на самом деле". Если вы снимаете видео, вы должны быть максимально самим собой, татары любят брататься, каждый для каждого почти родственник, и вы в кадре должны быть как раз таким "родственником" для аудитории. Будьте искренним в видео, текстах и фото, чтобы вовлечь аудиторию.

Вместо итога

Помните, что каждый, кто творит на татарском языке по сути творит современную татарскую массовую культуру. Она заключается не только в песнях, картинах художников и фильмах. Каждый пост, каждый татарский мем, каждое видео блогера — это и есть современная татарская культура. Мы должны чувствовать ответственность за это. Новаторам всегда будет сложно. Гораздо легче пойти проторенной дорожкой видео про коров в деревне, чем попытаться переучить аудиторию. Но двигают историю именно такие.