Найти в Дзене
gid_artmoskva

Soldi! Sale! Распродажа в Эрмитаже!

«Хлеба и зрелищ!» Большевики решили, что сойдет только «хлеба», и начали грандиозную распродажу произведений искусства, в том числе из собрания Эрмитажа. В 1920-х годах Ленин писал о том, что предметы искусства нужно легально распродать, причём сделать это «архибыстро». Из всех соратников вождя за сохранение ценностей вступился только Луначарский (сын статского советника и нарком Просвещения) Но это был глас вопиющего в пустыне. Остальные товарищи быстро вошли во вкус «эрмитажных распродаж», пик которых пришелся на сталинские 1929-1934 годы. «Индивидуальные закупки», и аукционные торги никто особенно не скрывал. Через госконтору под названием «Антиквариат» за рубеж уплывали полотна старых мастеров и произведения ювелирного и декоративно-прикладного искусства. Быстрее всего ушли самые знаменитые шедевры живописи от Боттичелли и Рафаэля до Яна ван Эйка и Рембрандта. Поутру на месте исчезнувших картин появлялись таблички «Картина на реставрации». А если пустоты были особенно зияющими, то

«Хлеба и зрелищ!» Большевики решили, что сойдет только «хлеба», и начали грандиозную распродажу произведений искусства, в том числе из собрания Эрмитажа.

В 1920-х годах Ленин писал о том, что предметы искусства нужно легально распродать, причём сделать это «архибыстро».

Из всех соратников вождя за сохранение ценностей вступился только Луначарский (сын статского советника и нарком Просвещения)

Но это был глас вопиющего в пустыне.

Остальные товарищи быстро вошли во вкус «эрмитажных распродаж», пик которых пришелся на сталинские 1929-1934 годы.

«Индивидуальные закупки», и аукционные торги никто особенно не скрывал.

Через госконтору под названием «Антиквариат» за рубеж уплывали полотна старых мастеров и произведения ювелирного и декоративно-прикладного искусства.

Быстрее всего ушли самые знаменитые шедевры живописи от Боттичелли и Рафаэля до Яна ван Эйка и Рембрандта.

Благовещение, Ян ван Эйк (1435),  Национальная галерея искусств Вашингтон
Благовещение, Ян ван Эйк (1435), Национальная галерея искусств Вашингтон

Поутру на месте исчезнувших картин появлялись таблички «Картина на реставрации». А если пустоты были особенно зияющими, то оставшиеся полотна перевешивались по-новому.

Кто же больше всех выиграл от этих распродаж? Советское государство не в счет. Совокупный доход от продаж всех культурных ценностей за период 1920-30х гг составил менее 1% от валового дохода страны, что если и повлияло на развитие экономики, то крайне незначительно.

Вот эти имена:

Первым в СССР прибыл в 1924 году барон Мартин Конвей (Sir William Martin Conway). Его возили в Петроград и Москву, показывали коллекции Эрмитажа, сокровищниц Кремля и патриаршей ризницы Троице-Сергиевой Лавры.

По результатам поездки барон выпустил книгу «Сокровища Советской России» (Art Treasures of Soviet Russia, 1925), и это стало лучшей рекламой объявленной большевиками большой распродажи музейных ценностей.

Вслед за бароном в страну потянулись другие охотники за искусством.

Галуст Гюльбенкян – подданный Великобритании армянского происхождения, нефтяной магнат и филантроп, приобрел несколько шедевров, среди которых были «Портрет Титуса» Рембрандта (приписывается) и «Купальщицы» Ланкре.

Титус, сын художника, Рембрандт ван Рейн (?) 1660, Музей искусств Балтимор
Титус, сын художника, Рембрандт ван Рейн (?) 1660, Музей искусств Балтимор

Покупая картины, он высказал свою точку зрения: «Такие сделки наносят огромный ущерб престижу страны и её культуре».

Вслед за нефтяником в СССР прибыл Эндрю Меллон, американский банкир и министр финансов США при трех президентах. До этого он сделал первую удачную покупку через лондонских антикваров - полотно Ван Дейка «Портрет Филиппа герцога Уортона», а потом еще 3 картины. А спустя пару лет осуществил оптовую закупку лично, снимая сливки с коллекции Эрмитажа. Ему перешли еще 21 картины, включая 2 Рафаэлей и 1 Боттичелли. Всего на смешную сумму 2,5 миллиона долларов. Через 4 года стоимость приобретенных ценностей выросла в 8 раз!! Сейчас им нет цены.

Мадонна Альба, Рафаэль Санти (1511), Национальная галерея искусств Вашингтон
Мадонна Альба, Рафаэль Санти (1511), Национальная галерея искусств Вашингтон

На родине Эндрю Меллон основал Национальную галерею искусств в Вашингтоне. Теперь наши шедевры можно увидеть там. А еще в Филадельфийском Музее Искусств, в Нью-йоркском Метрополитене, Музее искусств Бостона.

В коллекцию Гюльбенкяна перекочевал 51 один (!) предмет искусства из Эрмитажа, включая живопись. Далее он распродал их по музеям и частным коллекциям, а большинство полотен можно увидеть в Лиссабоне в Музее Фонда Гульбенкяна.

Венера перед зеркалом, Тициан Вечеллио (1553-54) Национальная галерея искусств Вашингтон
Венера перед зеркалом, Тициан Вечеллио (1553-54) Национальная галерея искусств Вашингтон

Всего из фондов музея Эрмитаж на продажу были выставлены 2880 картин, из них 48 шедевров навсегда покинули страну. Это были полотна Яна ван Эйка, Рембрандта, Рафаэля, Тициана…которые покупали для России Екатерина II, Александр I, Николай I...

Воистину, что имеем - не храним, потерявши плачем.

Или искусство принадлежит человечеству и не важно, в каком музее экспонируется картина, главное, что она в сохранности?

Будем рады узнать вашу точку зрения, ваши gid_artmoskva