«Хлеба и зрелищ!» Большевики решили, что сойдет только «хлеба», и начали грандиозную распродажу произведений искусства, в том числе из собрания Эрмитажа. В 1920-х годах Ленин писал о том, что предметы искусства нужно легально распродать, причём сделать это «архибыстро». Из всех соратников вождя за сохранение ценностей вступился только Луначарский (сын статского советника и нарком Просвещения) Но это был глас вопиющего в пустыне. Остальные товарищи быстро вошли во вкус «эрмитажных распродаж», пик которых пришелся на сталинские 1929-1934 годы. «Индивидуальные закупки», и аукционные торги никто особенно не скрывал. Через госконтору под названием «Антиквариат» за рубеж уплывали полотна старых мастеров и произведения ювелирного и декоративно-прикладного искусства. Быстрее всего ушли самые знаменитые шедевры живописи от Боттичелли и Рафаэля до Яна ван Эйка и Рембрандта. Поутру на месте исчезнувших картин появлялись таблички «Картина на реставрации». А если пустоты были особенно зияющими, то